Уроженец Кирово-Чепецка объединил «Вселенную Метро 2033»

13 октября 2014, 17:16 | Репортеръ
Выходец из города Кирово-Чепецка Никита Аверин выпустил свою новую книгу «Крым-2» в рамках популярной у молодежи постапокалиптической серии «Вселенная Метро 2033». О новой книге и творчестве в целом «Репортеръ» пообщался с автором сразу после презентации книги 12 октября.

- С чего началась ваша писательская карьера?

- Сразу непростой вопрос... Писатель? «Писатель - это не тот, кто пишет, писатель - это тот, кого читают» (с). Если принять во внимание, что за два года мои книги опубликованы тиражом свыше двухсот тысяч экземпляров, то, наверное, меня читают. Но писателем я бы себя не назвал. Писатели для меня - это Толстой, Достоевский и Гарри Гаррисон. Я бы назвал себя скорее автором.

Получив два высших образования (социальный работник и преподаватель психологии), я переехал в Санкт-Петербург, где живу и поныне.

За свою недолгую жизнь успел попробовать множество профессий, кстати, весьма разных: ответственный редактор «Инструкция по применению. Питер» (канал ТНТ), продавец в книжном магазине, руководитель pr-отдела, кладовщик, event-менеджер и т. д.

Так продолжалось до тех пор, пока на моем пути не повстречался Александр Николаевич Житинский. После этого моя судьба на долгое время была связана с издательством «Геликон Плюс» и арт-клубом «Книги и Кофе». Сейчас я полностью посвятил себя литературе: составляю сборники фантастики, пишу рассказы и романы. Первыми моими публикациями были рассказы для ролевых журналов.

- Можете вспомнить, кто из авторов на вас повлиял, и о чем была самая первая ваша работа?

- Точно могу сказать, что на литературную стезю меня направил мой старший брат, который тоже писал (не только прозу, но и стихи). А вдохновлялся я произведениями Толкиена, Желязны, Азимова, Шекли, Стругацких, Муркока, Хайнлайна, Асприна... в общем, классикой фэнтези и фантастики. Позднее, когда учился в шестом классе, я открыл для себя Стивена Кинга, Оруела, Пратчетта и Воннегута. Сейчас с большим удовольствием читаю Нила Геймана и Zотова.

Первую повесть я написал, когда мне было девять лет. История о трех принцах из сказочной страны, волею судеб попавших в наш мир.

- Сколько времени у вас обычно уходит на творчество? И является ли оно основным видом заработка, или это скорее хобби?

- Для меня - это основной способ заработка. С одной стороны, я уже три года живу исключительно на гонорары от книг. Но сказать, что при этом как сыр в масле катаюсь, не могу. Если говорить откровенно, то в России лишь пара десятков писателей-фантастов может похвастаться машинами/квартирами/домами/яхтами, приобретенными на деньги, заработанные написанием романов. Еще около сотни авторов могут позволить себе не работать на других работах, полностью посвящая себя литературному процессу. Оставшиеся несколько тысяч фантастов вынуждены ходить на постоянную работу в офисы, на заводы и фабрики.

Слава богу, я уже несколько лет прекрасно себя чувствую, занимаясь любимым делом.

- Почему, на ваш взгляд, роман Дмитрия Глуховского имел такой оглушительный успех и до сих пор привлекает новых поклонников к «Вселенной Метро 2033»?

- Думаю, причины в том, что серию запустили в очень удачное для нее время. Пик популярности постапокалиптической литературы в России, конец света по календарю индейцев майя, закрытие серии S.T.A.L.K.E.R., выход компьютерной игры «METRO 2033». Но, несомненно, главная заслуга столь продолжительного успеха кроется в личном участии Дмитрия Глуховского. Он умел грамотно рекламировать и продвигать книги серии, организовывать тематические мероприятия, находить людей, страстно и искренне желающих развивать как серию, так и возникшее вокруг нее сообщество. Жаль, что Дмитрию пришлось оставить личное участие в жизни проекта ради сольного творчества. И хотя такой шаг с его стороны был неизбежен, но по итогу сотням людей следует высказать ему свою признательность, ведь именно благодаря Глуховскому читатели узнали имена многих авторов, художников, музыкантов и просто талантливых людей, которые объединились в свое время вокруг «Вселенной Метро 2033».

- О чем ваш новый роман? Можете ли вкратце описать центральных персонажей?

- Масштаб «спасательной операции» выйдет за пределы берегов острова Крым. Часть героев из первого романа, под руководством Бандерольки, покинут свой родной край и отправятся в долгое путешествие. Их путь будет проходить через опасные и удивительные территории.

У романа будет иная структура. Пока я не могу раскрыть вам всех подробностей. Не потому, что я вредный, а по причине весьма неожиданного развития сюжета. К тому же многое меняется прямо на ходу, и сейчас внутренняя структура романа разительно отличается от той, какой я ее планировал, когда только начинал над ним работу.

Но стиль повествования останется прежним. А изменится ли внутренний мир героев, как уже произошло в первых романах, пока не знаю даже я сам. Обитатели Крыма показали себя весьма строптивыми персонажами, которые задают атмосферу и двигают сюжет вслед за собой. Я не люблю инертных персонажей, поступающих так, как им приказывают условия или окружающий их социум. Герой должен уметь взбунтоваться, пойти наперекор даже тогда, когда ему противостоит весь мир. И я не могу ручаться, что в итоге его ждет счастливый конец. Те, кто желает счастья для всех, редко испытывают его сами.

- Есть ли у него какая-то центральная идея или философский подтекст?

- «Крым», в отличие от других книг серии, отличается нарочито позитивной атмосферой, когда во главу ставится не скорбь разрухи, а жизнь, пусть и в радиоактивном, но новом мире. Чем вызван подобный «неканон»? Думаю, здесь уместно будет процитировать: «Я не хотел быть вторым Брюсом Ли, я хотел быть первым Джеки Чаном». Играя на поле чужой вселенной, автор волен выбирать между двух путей. Или в точности повторить оригинал, что в данном случае означает написание романа о сталкерах, бредущих во мраке Московского метрополитена.

Или описать все совсем иначе, выведя героев на поверхность. На второй путь решаются ступить немногие.

Если автор выбирает первый путь, то, с одной стороны, он гарантированно оправдает ожидания массы читателей, которые ждут от книг серии «Вселенная Метро» именно этого. Но, с другой стороны, сможет ли при этом автор сказать что-то новое, принести в сеттинг свое уникальное виденье? В девяти случаях из десяти - нет. Да, постоянные читатели серии не будут ругать такого автора, но на следующий день после прочтения забудут имена героев и сюжет данного произведения. Все, что они смогут сказать: там был сталкер, он путешествовал с одной станции на другую и в конце всех спас!

Как вы понимаете, я не хотел идти по этому пути.

Так что я решил вывернуть мир «Метро» наизнанку: события происходят в метро или в подземных бункерах - значит, у меня действия романа будут происходить на поверхности. Герой жаждет спасти свою станцию/любимую/метрополитен? Следовтельно, мой персонаж движим иными целями, например, восстановлением цивилизации. Вокруг радиация и монстры прут из всех щелей - значит, главным соперником героя будут обычные люди, а мутантом будет он сам. Обычно романы написаны в депрессивной атмосфере уныния и безысходности? Следовательно, я напишу роман с юмором, в духе постапокалипсиса 70-х, 80-х годов прошлого века.

Главная сложность при этом - суметь сохранить едва уловимый флер оригинального «Метро 2033». Чтобы читатель, несмотря на все различия в этих книгах, все же мысленно соединял их в единое целое. Судя по отзывам читателей, с поставленной задачей я справился.

- В интервью вы говорите, что ваша новая работа объединяет ряд книг «Вселенной». О чем идет речь, можете ли пояснить?

- Для многих постоянных читателей серии в романе приготовлена масса сюрпризов. Листоноши и примкнувшие к ним побывают в Харькове, Киеве и многих других городах, описанных ранее в сеттинге «Вселенная Метро 2033». Скажу по секрету, по количеству пересечений с другими книгами серии «Крым-3» тянет на рекорд. Но кому-то же нужно было приступить к объединению сюжетов серии в единое полотно...

- Название «Крым-2» сразу же навевает мысли о событиях последних дней на Украине. Как вы к ним относитесь? И не не отражены ли эти события каким-либо образом в романе?

- Нет. По канонам «Вселенной», ядерная война случилась летом 2013 года. И при написании романов все авторы опираются на эту дату. Так что все события, произошедшие на Крымском полуострове в реальности, я не учитываю. Я вообще противник использования в фантастических произведениях политических партий и сиюминутных трендов. Книга должна быть актуальна для любого читателя и через пять, и через двадцать, и через сто двадцать лет. И все события, описываемые в ней, должны играть на сюжет. Иначе это конъюнктура и жалкий самопиар.

К тому же те, кто прочел роман «Крым», знают о том, что главный герой далек от политических, национальных, религиозных и расовых предрассудков. Он и его товарищи заняты более важным делом - они возрождают мировую цивилизацию и им некогда отвлекаться на глупые споры на тему того, где пролегают границы государств, которые уже давным-давно стали лишь абстрактными понятиями. И если кто-то из читателей жаждет прочесть в «Крыме» о майдане или о конфликте между русскими и украинскими народами, то я вынужден разочаровать - этого в моих романах нет и не будет.

- Чем вас вообще привлекает постапокалиптическая тема?

- Для меня постапокалипсис - всего лишь антураж, оболочка для моих историй. Но его эстетика мне близка, поскольку я родился и вырос в маленьком городке, известному благодаря крупнейшему в мире химическому комбинату. Обыденная жизнь в этом городе почище любой фантазии на тему постапокалипсиса.

- Насколько вообще на данный момент вы оцениваете потенциал отечественной фантастики? Многие, например, считают, что жанр в нашей стране сейчас находится в упадке.

- Пять лет назад я активно рассказывал и пропагандировал издание книг по методу Print-On-Demand, на что получал в ответ лишь насмешливые взгляды и вопросы относительно моего психического здоровья. Сейчас PoD-книги являются одним из прибыльных секторов американского и европейского книжных рынков. А в России книги по требованию завоевывают все большую популярность, не говоря уж о том, что некоторые из ругавших меня пять лет назад писателей сейчас сами издают свои книги именно этим методом.

Четыре года назад я призывал всех авторов выходить и наращивать свое присутствие в социальных сетях, ибо авторские сайты были уже неактуальны и в разы уступали по охвату аудитории тем же ЖЖ и вКонтакте. Ибо издательства не будут заниматься продвижением авторов среднего дивизиона и им следует самостоятельно воспользоваться подарком нашего времени - Глобальной Сетью, с помощью которой у них есть шанс рассказать о своем творчестве огромному количеству людей.

Как и в прошлый раз, к моим высказываниям отнеслись скептически. «Да что там в этих сетях? Там же школьники и гики, нашего читателя там нет! А вот на моем личном сайте...» Думаю, не стоит говорить о том, что редкий писатель сейчас не имеет своей страницы в социальных сетях, которую он использует для продвижения своих книг?

Три года назад я активно поддерживал принятие антипиратского закона, За что хлебнул свою порцию помоев от благородных борцов за свободу информации. Многие френды тогда считали, что вся эта затея бесполезна, что невозможно наказать воров и вернуть с них награбленное. Сейчас, когда уже не за горами принятие дополнения по книгам в антипиратском законе, многие авторы гордо расправили плечи и приготовились станцевать на костях сетевых мошенников.

Два года назад я стал рекламировать небольшие интернет-магазины, где авторы могли напрямую продавать свои тексты, обходя стороной драконовские сборы издательств и Литреса. Ну, вы уже поняли - меня крыли и высмеивали, а сейчас огромное количество авторов рапортует о тех прибылях, что им удалось получить от сотрудничества с данными магазинами.

Год назад я писал статьи о том, что:
- появятся порталы, с помощью которых молодые писатели начнут публиковаться в крупных издательствах (осуществилось);
- ведущие писатели-фантасты массово начнут запуск межавторских серий (сбылось);
- в России останется всего одно крупное издательство, выпускающее фантастику, которое переманит к себе большинство авторов первого и второго эшелонов, а издательства-конкуренты заметно утратят свои позиции или вовсе откажутся от выпуска фантастики (процесс идет);
- многие писатели-фантасты, не сумев вынести столь тяжелых нагрузок, ушли из профессии (сбывается, к сожалению);
- средние тиражи фантастических романов упали до 3 000 экземпляров (опять же, к сожалению...).

Но я не профессиональный аналитик, так что, пожалуй, больше ничего писать на эту тему не буду.

- Что вы посоветуете молодым писателям из Кирова, которые тоже хотели бы получить признание российской аудитории?

- Читайте книги других авторов. Работайте над своими текстами. И никогда не сдавайтесь. Казалось бы - простые понятные вещи, но именно они являются залогом вашего успеха.

Комментарии (2)
Гость_Акунин | 13 октября 2014, 19:24 #
Никита, дошли до меня твои труды. Скажу честно и однозначно: лечиться тебе срчно надо.
Гость_Пелевин | 13 октября 2014, 19:36 #
Акунину самому бы подлечиться, как Сталин говорил: Лев Толстой придумал целую систему трудотерапии... в лагерях.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ