Для кого внесли поправки в ОСАГО?

25 мая 2009, 03:26 | Евгения Габова
От нововведений в законе об обязательном автостраховании пострадают и автовладельцы, и страховые компании, и даже ГИБДД.
Для кого внесли поправки в ОСАГО?

С 1 марта 2009 года вступили в силу положения закона об ОСАГО, которые вводят процедуры прямого возмещения убытков (ПВУ) и «европротокол» в оформлении ДТП. ПВУ позволяет застрахованному лицу, участнику ДТП, обращаться за возмещением убытков не в компанию виновника, а в собственную, где покупался полис ОСАГО. Благодаря «европротоколу» урегулировать ДТП можно без вызова аварийных комиссаров в том случае, если сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей.

По замыслу законодателей, новые правила должны были значительно облегчить жизнь всем заинтересованным сторонам: автовладельцам, страховщикам, ГИБДД. Но получилось как всегда.

17 марта Вятская торгово-промышленная палата провела конференцию по теме нововведений в законе об ОСАГО. Представители кировских компаний, занимающихся автострахованием, хотели разобраться в новых правилах и установить механизм их регулирования. По-началу все так и шло. Специалист представительства Российского союза автостраховщиков в ПФО - Марина Моисеенко - очень подробно разъяснила присутствовавшим тезисы соглашения РСА («Российского союза автостраховщиков»), касающегося введения системы ПВУ и упрощенного оформления ДТП. Соглашение членов союза - это своего рода приложение к закону, документ, который устанавливает нормы поведения страховщиков в тех или иных ситуациях. Кто какие документы должен предоставлять, в какие сроки, каким образом переводить деньги и прочее. Внутренние правила игры для самих компаний. Почему такой документ появился спустя 15 дней после того, как закон вступил в силу, - вопрос отдельный. Куда важнее другое - в соглашении, как и в самом законе, оказалось слишком много «белых» пятен.

Семь кругов...

По идее, обе новые «придумки» должны были способствовать тому, чтобы проблемы застрахованных лиц начали решаться быстрее. Но фактически и ПВУ, и упрощенная система обеспечили дополнительную головную боль.

Рассмотрим прямой порядок возмещения ущерба. Раньше участник ДТП обращался за возмещением ущерба к страховщику виновного в происшествии. Теперь же это можно сделать, обратившись в свою страховую компанию. Конечно,идти к «своим» куда приятнее. Однако обращение в свою компанию возможно лишь при выполнении ряда условий. Так, в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств; вред нанесен только имуществу, без человеческих жертв. При этом обязательно должен оформляться протокол, для чего нужно вызывать сотрудников ГИБДД, при этом оба водителя должны иметь полисы ОСАГО.

Что же будет происходить дальше, после обращения? Прежде чем заплатить клиенту, прямой страховщик, собрав необходимый пакет документов, сначала покажет его страховщику виновного, получит от него согласование на выплату и только после этого произведет возмещение. На потребителях этот процесс, может быть, никак и не скажется. Все процедуры по возмещению убытка, включая регистрацию, экспертизу, оценку и, собственно, выплату, должны быть произведены в течение 30 дней. А вот для компаний документооборот и согласования могут затянуться на более долгие сроки.

С позиции потребителя в этом вопросе более остро стоит другая проблема. На данный момент у автостраховщиков нет единой методики оценки ущерба, нанесенного транспортному средству. Компания виновного может оценить ущерб намного меньшей суммой и, соответственно, отказать в выплате. Кроме того, не урегулированная с позиции налоговой службы и Минфина финансовая сторона вопроса, может привести к банкротству многих страховых компаний.

Эта забавная «упрощенка»

История с упрощенной системой оформления ДТП выглядит еще «веселее». Европротокол предполагает, что можно обойтись и без автоинспектора. Чтобы воспользоваться «новой услугой», должны быть соблюдены условия: в ДТП участвуют два транспортных средства, вред нанесен только имуществу, без человеческих жертв, оба водителя должны иметь полисы ОСАГО и являться непосредственными владельцами и страхователями машин. К этому добавляется то, что участники аварии должны договориться, кто является ее виновником. Также обе стороны должны быть согласны с характером и перечнем повреждений автомобиля. Если все условия соблюдены, потерпевший может обратиться в страховую компанию виновника (но не в свою!), и получить фиксированную выплату в размере 25 тысяч рублей.

Давайте смоделируем ситуацию. Происходит ДТП, в котором участвуют два транспортных средства. Водители, решая сэкономить время, прикинув «на глаз», что ущерб можно оценить в 25 тысяч, едут в страховую компанию, предоставляют там НАРИСОВАННУЮ схему ДТП и ждут оценки. Специалист компании сравнивает предоставленную схему с теми, которые у него есть (для этого МВД специально разработало 100 типовых схем аварий!). Производит оценку автомобиля потерпевшего и, допустим, приходит к выводу, что ущерб оценивается выше фиксированной суммы. В этом случае в возмещении ущерба будет отказано или будет выплачено только 25 тысяч, остальное клиенту придется доплачивать самому.

Уже при первом приближении становится ясно, что процедура предоставляет широкую площадку для мошенничества как со стороны водителей, которые могут банально договориться, так и со стороны страховых компаний, которые могут специально делать наценку на ущерб.Как выяснилось в ходе конференции, это не единственный подвох.

- Новый закон об ОСАГО идет вразрез с законодательными документами Министерства внутренних дел, - прокомментировал заместитель начальника управления ГИБДД УВД по Кировской области полковник милиции Александр Плотников. - Согласно этим документам, сотрудники инспекции обязаны регистрировать все дорожно-транспортные происшествия на подведомственной территории. Допустим, участники могут и не вызывать сотрудников ДПС на место происшествия, но сообщить о нем они обязаны. По данным кировских страховщиков, пока обращений по новым правилам не было. Объяснением тому может послужить и то, что поправки действуют лишь в отношении тех автовладельцев, кто оформил страховые полисы с 1 марта 2009 года, а также то, что водители не торопятся попробовать новое блюдо законодателей на вкус. И то и другое работает лишь на руку страховым компаниям, которые пока, не готовы обслуживать объективно клиентов с учетом нововведений.

Справка
Комментарии
Председатель Комитета по страхованию при Вятской ТПП, исполнительный вице-президент ООО СК «Цюрих. Ритейл» Андрей Крупчатников: – На данный момент я бы не рекомендовал автовладельцам пользоваться упрощенной системой оформления ДТП. Слишком много вопросов, совершенно не урегулировано взаимодействие участвующих сторон. Наверное, это хроническая болезнь наших законодателей. Принимается новый закон, и тут же начинается его усовершенствование, через боль, через кровь, страдания и ошибки. А кто страдает в первую очередь? Потребители. Если участникам ДТП не хочется тратить время на полноценную форму регистрации происшествия, и если у них обоюдное понимание того, что произошло, я бы посоветовал все-таки доехать до ближайшего поста ДПС и зарегистрировать аварию. Таким образом можно сразу снять все проблемы – и с определением размера ущерба, и с последующим оформлением выплаты.
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ