Для кого внесли поправки в ОСАГО?
-
С 1 марта 2009 года вступили в силу положения закона об ОСАГО, которые вводят процедуры прямого возмещения убытков (ПВУ) и «европротокол» в оформлении ДТП. ПВУ позволяет застрахованному лицу, участнику ДТП, обращаться за возмещением убытков не в компанию виновника, а в собственную, где покупался полис ОСАГО. Благодаря «европротоколу» урегулировать ДТП можно без вызова аварийных комиссаров в том случае, если сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей.
-
По замыслу законодателей, новые правила должны были значительно облегчить жизнь всем заинтересованным сторонам: автовладельцам, страховщикам, ГИБДД. Но получилось как всегда.
-
17 марта Вятская торгово-промышленная палата провела конференцию по теме нововведений в законе об ОСАГО. Представители кировских компаний, занимающихся автострахованием, хотели разобраться в новых правилах и установить механизм их регулирования. По-началу все так и шло. Специалист представительства Российского союза автостраховщиков в ПФО - Марина Моисеенко - очень подробно разъяснила присутствовавшим тезисы соглашения РСА («Российского союза автостраховщиков»), касающегося введения системы ПВУ и упрощенного оформления ДТП. Соглашение членов союза - это своего рода приложение к закону, документ, который устанавливает нормы поведения страховщиков в тех или иных ситуациях. Кто какие документы должен предоставлять, в какие сроки, каким образом переводить деньги и прочее. Внутренние правила игры для самих компаний. Почему такой документ появился спустя 15 дней после того, как закон вступил в силу, - вопрос отдельный. Куда важнее другое - в соглашении, как и в самом законе, оказалось слишком много «белых» пятен.
-
Семь кругов...
-
По идее, обе новые «придумки» должны были способствовать тому, чтобы проблемы застрахованных лиц начали решаться быстрее. Но фактически и ПВУ, и упрощенная система обеспечили дополнительную головную боль.
-
Рассмотрим прямой порядок возмещения ущерба. Раньше участник ДТП обращался за возмещением ущерба к страховщику виновного в происшествии. Теперь же это можно сделать, обратившись в свою страховую компанию. Конечно,идти к «своим» куда приятнее. Однако обращение в свою компанию возможно лишь при выполнении ряда условий. Так, в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств; вред нанесен только имуществу, без человеческих жертв. При этом обязательно должен оформляться протокол, для чего нужно вызывать сотрудников ГИБДД, при этом оба водителя должны иметь полисы ОСАГО.
-
Что же будет происходить дальше, после обращения? Прежде чем заплатить клиенту, прямой страховщик, собрав необходимый пакет документов, сначала покажет его страховщику виновного, получит от него согласование на выплату и только после этого произведет возмещение. На потребителях этот процесс, может быть, никак и не скажется. Все процедуры по возмещению убытка, включая регистрацию, экспертизу, оценку и, собственно, выплату, должны быть произведены в течение 30 дней. А вот для компаний документооборот и согласования могут затянуться на более долгие сроки.
-
С позиции потребителя в этом вопросе более остро стоит другая проблема. На данный момент у автостраховщиков нет единой методики оценки ущерба, нанесенного транспортному средству. Компания виновного может оценить ущерб намного меньшей суммой и, соответственно, отказать в выплате. Кроме того, не урегулированная с позиции налоговой службы и Минфина финансовая сторона вопроса, может привести к банкротству многих страховых компаний.
-
Эта забавная «упрощенка»
-
История с упрощенной системой оформления ДТП выглядит еще «веселее». Европротокол предполагает, что можно обойтись и без автоинспектора. Чтобы воспользоваться «новой услугой», должны быть соблюдены условия: в ДТП участвуют два транспортных средства, вред нанесен только имуществу, без человеческих жертв, оба водителя должны иметь полисы ОСАГО и являться непосредственными владельцами и страхователями машин. К этому добавляется то, что участники аварии должны договориться, кто является ее виновником. Также обе стороны должны быть согласны с характером и перечнем повреждений автомобиля. Если все условия соблюдены, потерпевший может обратиться в страховую компанию виновника (но не в свою!), и получить фиксированную выплату в размере 25 тысяч рублей.
-
Давайте смоделируем ситуацию. Происходит ДТП, в котором участвуют два транспортных средства. Водители, решая сэкономить время, прикинув «на глаз», что ущерб можно оценить в 25 тысяч, едут в страховую компанию, предоставляют там НАРИСОВАННУЮ схему ДТП и ждут оценки. Специалист компании сравнивает предоставленную схему с теми, которые у него есть (для этого МВД специально разработало 100 типовых схем аварий!). Производит оценку автомобиля потерпевшего и, допустим, приходит к выводу, что ущерб оценивается выше фиксированной суммы. В этом случае в возмещении ущерба будет отказано или будет выплачено только 25 тысяч, остальное клиенту придется доплачивать самому.
-
Уже при первом приближении становится ясно, что процедура предоставляет широкую площадку для мошенничества как со стороны водителей, которые могут банально договориться, так и со стороны страховых компаний, которые могут специально делать наценку на ущерб.Как выяснилось в ходе конференции, это не единственный подвох.
-
- Новый закон об ОСАГО идет вразрез с законодательными документами Министерства внутренних дел, - прокомментировал заместитель начальника управления ГИБДД УВД по Кировской области полковник милиции Александр Плотников. - Согласно этим документам, сотрудники инспекции обязаны регистрировать все дорожно-транспортные происшествия на подведомственной территории. Допустим, участники могут и не вызывать сотрудников ДПС на место происшествия, но сообщить о нем они обязаны. По данным кировских страховщиков, пока обращений по новым правилам не было. Объяснением тому может послужить и то, что поправки действуют лишь в отношении тех автовладельцев, кто оформил страховые полисы с 1 марта 2009 года, а также то, что водители не торопятся попробовать новое блюдо законодателей на вкус. И то и другое работает лишь на руку страховым компаниям, которые пока, не готовы обслуживать объективно клиентов с учетом нововведений.
Председатель Комитета по страхованию при Вятской ТПП, исполнительный вице-президент ООО СК «Цюрих. Ритейл» Андрей Крупчатников: – На данный момент я бы не рекомендовал автовладельцам пользоваться упрощенной системой оформления ДТП. Слишком много вопросов, совершенно не урегулировано взаимодействие участвующих сторон. Наверное, это хроническая болезнь наших законодателей. Принимается новый закон, и тут же начинается его усовершенствование, через боль, через кровь, страдания и ошибки. А кто страдает в первую очередь? Потребители. Если участникам ДТП не хочется тратить время на полноценную форму регистрации происшествия, и если у них обоюдное понимание того, что произошло, я бы посоветовал все-таки доехать до ближайшего поста ДПС и зарегистрировать аварию. Таким образом можно сразу снять все проблемы – и с определением размера ущерба, и с последующим оформлением выплаты.