Маленькая статуя свободы

9 июля 2009, 13:15 | Герцен Салтыков
30 мая в Елабуге среди СМИ, приглашенных «майонезным королем» Леонидом Барышевым, мы были единственными иностранцами. «Известия Татарстана», «Коммерсантъ», «Вечерняя Казань» – местными. Совладелец торговой марки «Махеевъ» производит впечатление «своего парня». Никакого пафосно-начальственного тона. Ни во время экскурсии по заводу, ни во время интервью.
Статуя, которую Барышев поставил у  принадлежащего «Эссен Продакшн АГ» развлекательного центра «Манхэттен» в Елабуге. В этом что–то есть – и в самом Барышеве, который слегка бравирует своей «простотой» и «сельским менталитетом». И в атмосфере завода (рабочий обед, стоящий в Кирове порядка полтинника, мы взяли за 35. Вкусно). Никакого лоска, шарма и шика. Все очень просто и доходчиво – вот Свобода. Вот «Махеевъ».
Статуя, которую Барышев поставил у принадлежащего «Эссен Продакшн АГ» развлекательного центра «Манхэттен» в Елабуге. В этом что–то есть – и в самом Барышеве, который слегка бравирует своей «простотой» и «сельским менталитетом». И в атмосфере завода (рабочий обед, стоящий в Кирове порядка полтинника, мы взяли за 35. Вкусно). Никакого лоска, шарма и шика. Все очень просто и доходчиво – вот Свобода. Вот «Махеевъ». Фото: Герцен Салтыков

- Леонид Анатольевич, Вы собрали пресс-тур на фоне «перепелиной войны». Вы рассчитываете на реакцию тех, кто это затеял?

- Нет, я не жду от них реакции. Я хочу привлечь общественное мнение. Одно дело, когда тебя «загоняют под лавку», и ты молчишь. У тех, кто это делает, возникает ощущение, что они правы. Другое дело, когда у них остается осадок, - и все знают, что происходит на самом деле. Есть те, кто смотрит программу «Время», и те, кто задумывается. Вот для них имеет смысл делать жесты, о которых будут говорить.

- В Интернете Вашу позицию в «перепелиной войне» назвали «донкихотской»...

- Зайдите в офис, там как раз скульптура Дон Кихота... Это вопрос совести: со мной работают тысячи людей, они неминуемо зададут себе вопрос - «готов ли он поступиться?». Каждый человек делает выбор. И если я сам не готов его сделать, то почему должны они? В этом плане - у меня некие повышенные обязательства перед теми, кто на меня смотрит.

- Реакция бизнес-сообщества?

Я ставлю себя на место других предпринимателей - и не жду ни от кого сочувствия. Я просто хочу, чтобы моя гражданская позиция была услышана. Когда меня спрашивают: «благодаря чему вы добились такого успеха?» - я отвечаю: «вопреки всему!». Главное - лишить людей, которые приходят в бизнес, алиби, невозможности сделать что-либо без протекции. И если из этой ситуации мне удастся выйти победителем, - значит, гражданское общество в России существует. И можно «делать дело», не прибегая к вылизыванию тех или иных объектов.

- Вы действуете просто и прагматично, - находите то, что продается, и начинаете это делать...

- Моя логика - это правило рынка: надо не продавать то, что умеешь делать, а делать то, что умеешь продавать. «Зима, крестьянин торжествует, в Елабугу поехал через лес, его лошадка снег не чует, лошадка чует майонез...» - этот стишок из рекламного клипа был придуман моим приятелем в 90-е, в 1998 мы уже крутили рекламу с этим шедевром. Когда в 2007 году поняли, что не успеваем сделать что-то выдающееся - реанимировали его. По-моему, неплохо.

- Вы открываете новое производство в Вятских Полянах; что дальше?

- У нас неоспоримое конкурентное преимущество- мы продаем очень много продуктов питания и имеем доступ практически к любой точке розничной торговли в стране. Соотношение затрат, финансовых и людских, на производство и дистрибьюцию - несоизмеримые вещи. Построить производство - это не такие большие деньги. Если сейчас я построю 10 производств в разных регионах и с разным ассортиментом, и хотя бы один из этих проектов выстрелит так же, как «Махеевъ», - это будет непременная победа. Мы играем в рулетку с одним отличием от казино: фишка, которая сработает сегодня, сработает еще минимум лет 5 лет. То есть бизнес за 5 лет должен окупиться. Сейчас мы делаем ставку на майонез, соус, молочку... А завтра, возможно, придет какой-нибудь дистрибьютор и скажет: «Леня, производи, пожалуйста, еще вот это». И я буду производить.

- Леонид Анатольевич, в связи с приходом «Махеева» в регион местные производители вынуждены будут потесниться. Что Вы знаете о «Здраве» и «ПРИНТО»?

- «ПРИНТО» - локальный производитель с хорошей представленностью на рынке Кирова. «Здрава» - также сильный локальный игрок. Ее продукцию мы даже иногда видим в Нижнем Новгороде, Костроме. Хорошие продукты, нравится и вкус, и качество. Думаю, для потребителей ретро-брендов они останутся актуальными еще долго. По поводу конкуренции с «Махеевым» - она уже есть, так что же беспокоиться о том, что произошло? Понятно, что если бы мы сегодня переносили производство майонеза или кетчупа в Кировскую область, - их могла бы беспокоить возможная идентификация «Махеева» как кировского производителя и соответственное уменьшение их долей рынка. Но в этом смысле я могу их успокоить: первый проект, который мы в этом году запускаем в Вятских Полянах, - переработка молока. Перенос всего производства из Елабуги ощутимо повлияет на конкурентную среду в Кирове, но этот вопрос не стоит сегодня. Мне неясен рынок труда в Кирове... а любой бизнес - это команда и атмосфера.

- Зная ситуацию в Кировской области, на месте Никиты Юрьевича я бы делал «намаз» только чтобы «Махеевъ» появился «в полном объеме»...

- В Кировскую область мы зашли еще до знакомства с Никитой Юрьевичем, когда строили гипермаркет«Эссен», - и вложили туда намного больше, чем планируем вложить сейчас. При расчете любого производства есть проблема «длинных кредитов» - отобьются ли вложенные деньги за 3, за 5 или за 10 лет? Кроме того потребуются отношения с элитами Кирова, которых пока нет. В первую очередь, когда мы говорим о бизнесе, мы не считаем, насколько государство нам поможет, мы никогда не пользовались госкредитами и госгарантиями...

- Когда Вы появитесь в Вятских Полянах?

- Сейчас я контактирую с заместителем Никиты Юрьевича. Через неделю-другую - выезд на место. А конкретные сроки... все зависит от помещения; заказ и поставка оборудования - 4-6 месяцев, доделка помещения - 3 месяца, то есть через пару месяцев после начала уже можно осуществлять проплаты.

 «Перепелиная война»

В 2005 году Казанский масложировой комбинат (КЖК) запатентовал «Майонез на перепелиных яйцах». В 2007 году он подал иск на «Махеева». Все арбитражные суды в Татарстане «Махеевъ» проиграл. Аналогичные иски в Иркутске и Воронеже были проиграны КЖК. Сумма иска к «Махееву» - 2 млрд. рублей. Барышев открыто обвинил КЖК в том, что данный иск является результатом связей руководства «НЭФИС» (группы компаний, в которую входит КЖК) с властями Татарстана. Он называет сумму иска астрономической («5 лет работы КЖК»), патент, на основании которого подан иск, - «левым» (Роспатент не смог предоставить внятных документов, объясняющих механизм, при котором подобный патент вообще мог быть получен). Власти Татарстана заявили о том, что «готовы быть посредником» между «Махеевым» и КЖК, и озвучили идею «мирового соглашения». Источник утверждает, что сумма «мирового соглашения» известна - это 300 млн. рублей ежегодно.

Справка
Компания «Эссен Продакшн АГ» была создана в 1998 двумя елабужскими студентами, – Вадимом Махеевым и Леонидом Барышевым. Название было подобрано для ожидавшихся немецких инвесторов («essen» – название города в Германии). Первоначальные средства поступили от продажи «девятки» Барышева, «газели» Махеева и родительских сбережений. Вызванный дефолтом рост рынка отечественного майонеза, и почерпнутые в Ленинке сведения о производстве майонеза привели к покупке первого производства. В данный момент производство «Махеевъ» и гипермаркеты «Эссен» разделены между партнерами – Барышевым и Махеевым. Около 80 наименований продукции, более 1000 сотрудников, 17% рынка майонеза в России (70% в Татарстане). «Махеевъ» – лидер майонезной отрасли страны, оборот компании в 2009 г. – 12 млрд. рублей.
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ