Кировский ритейл отдает предпочтение местным товаропроизводителям
По данным статистики, оборот розничной торговли в первом полугодии текущего года составил 44,1 млрд. рублей. Население Кировской области израсходовало на приобретение товаров на 2 млрд. рублей больше, чем за январь - июль предыдущего года. Но в сопоставимых ценах оборот розничной торговли уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 6,6 процента. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий составил 49,2 процента, непродовольственных товаров - 50,8.
Продуктовый рынок Кировской области делят между собой ЗАО «Продторг» («Экономная семья», «Лидер», «Дешевизна», «Мир продуктов»), «Система Глобус», «Все на свете», «Красногорский», «Продуктовая лавка» и предприятия Райпотребсоюза. Всего около 500 магазинов. Эти сети являются надежным каналом сбыта продукции, что стало особенно актуально в период финансово-экономического кризиса. К примеру, ситуация по долям местных производителей в супермаркетах «Система «Глобус» выглядит следующим образом (см. ниже).
Как говорится в официальном пресс-релизе компании, «товаропроизводителям предлагаются выгодные условия сотрудничества, отсутствие «входного билета» в сеть, выгодное полочное пространство и продвижение продукции. Кроме того, поддержка кировских товаропроизводителей обеспечивает компаниям сбыт своих товаров, а бюджету региона - стабильные налоговые поступления».
Российский рынок откроют иностранцам
Между тем, по прогнозам экспертов, под влиянием экономического кризиса российская сетевая розница в 2008 году продемонстрировала значительное снижение темпов прироста впервые за последние пять лет. По данным исследования департамента консалтинга РБК «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) в России», оборот торговых сетей в долларовом выражении вырос всего на 18,1% по сравнению с 2007 годом. Для сравнения: в 2007 года продуктовый ритейл показал прирост оборота на 42%. Рынок продуктового ритейла находится в сложной ситуации из-за ослабления курса рубля к основным валютам, снижения среднего чека и трафика, а также кризиса корпоративного кредитования.
В 2009 году тенденция снижения оборота сетевой продовольственной розницы продолжится, однако уже в 2010 году можно ожидать начала позитивных перемен на рынке. По мнению аналитиков рынка, в 2010-2011 годах ожидается выход международных торговых сетей на рынок РФ, поскольку стоимость активов российских компаний снизилась, и выгодно приобретать их именно сейчас. Снизилась и стоимость строительства, что также выгодно для иностранных сетей.
По оценкам аналитиков, основной всплеск активности глобальных ритейлеров произойдет в 2010 году, а к 2011 можно ожидать значительного роста доли иностранных компаний в общем объеме российского продуктового ритейла. Крупные федеральные сети тоже проявят активность в сделках M&A (комплекс мероприятий, обеспечивающих максимально возможную эффективность и урегулированность процесса передачи контроля по управлению бизнесом), в результате чего процесс консолидации российского продуктового ритейла усилится.
Таким образом, именно через крупных игроков федерального ритейла возможен приход иностранных игроков. Что, в свою очередь, открывает российский рынок для производителей из-за рубежа и ставит под удар небогатых региональных товаропроизводителей.
Структура продаж (доля) местных товаропроизводителей составила:
1. Молочная продукция (цельномолочная/кисломолочная, йогурт и т.п.) - 75,9% местные производители.
- ЗАО «Кировский молочный комбинат» (г. Киров) - 43,2%
- ООО «Кировская молочная компания» (с. Пасегово) - 12,0%
- ОАО «Городской молочный завод» (г. Кирово-Чепецк) - 2,1%
- ОАО «Вожгальский маслосырзавод» (Кировская обл., с.Вожгалы) - 4,7%
- ЗАО «Даровской маслодельный завод» - 1,4%
- ОАО «Кировский маргариновый завод» (г. Киров) - 11,9%
- ОАО «Унинский маслозавод» (г. Уни) - 0,6%
2. Мясная гастрономия - 93,6% местные производители.
- ОАО «Кировский мясокомбинат» (г. Киров) - 33,4%
- ООО «Мясокомбинат «Дороничи» (п. Дороничи) - 31,5%
- ИП Федянин И.П. («Абсолют», г. Кирово-Чепецк) - 14,5%
- ЗАО «Заречье плюс» (Кировская обл., п.Заречье) - 8,0%
- ОАО «Слободской мясокомбинат» (Кировская обл., г. Слободской) - 2,4%
- ООО «Пищепром» (Кировская обл.,г. Советск) - 3,0%
- ООО «Бизон-Т» - 0,8%
3. Хлебобулочные изделия - 100% местные производители.
- ОАО «Общественное питание» (г. Киров) - 34,2%
- ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» (г. Кирово-Чепецк) - 22,7%
- ОАО «Кировхлеб» (г. Киров) - 19,1%
- ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» (г. Киров) - 10,4%
- ООО «Хлебное изобилие» (п. Красносельский) - 3,4%
4. Яйцо - 98% местные производители.
- ООО «Кировская птица» - 57,0%
- ООО «Торгптица» (Кировская обл., г. Советск) - 41%
5. Пиво - 43,7% - реализация продукции ООО ТД «Вятич» (г. Киров)
6. Мороженое - 75,9% - реализация продукции ОАО «Кировский хладокомбинат» (г. Киров).
Лидерами продаж в своих категориях являются такие предприятия как:
ОАО «Кировский маргариновый завод»:
- 98% - доля товарооборота в группе «Майонез»
- 32% - доля в группе «Кетчуп»
- 62% - доля в группе «Масло подсолнечное»
- 81% - доля в группе «Маргарин, жиры».
ОАО «Кировхлеб» (Костинская птицефабрика, Кирово-Чепецкая птицефабрика) - 52% доля продаж в группе мясо птицы.
ООО «Принто-опт» (Консервный завод «Принто» г. Киров) - 29% доля продаж в категории соус.