Кировский ритейл отдает предпочтение местным товаропроизводителям

26 августа 2009, 18:35 | Арина Радова
Доля местных поставщиков продуктов питания в Кировской области пока остается доминирующей. Как правило, по разным сегментам товаров она варьируется от 60 до 100 процентов в разных сетях. Вполне вероятно, что ситуация изменится с приходом федеральных сетей, открыв рынок Кировской области для производителей из других регионов.

По данным статистики, оборот розничной торговли в первом полугодии текущего года составил 44,1 млрд. рублей. Население Кировской области израсходовало на приобретение товаров на 2 млрд. рублей больше, чем за январь - июль предыдущего года. Но в сопоставимых ценах оборот розничной торговли уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 6,6 процента. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий составил 49,2 процента, непродовольственных товаров - 50,8.

Продуктовый рынок Кировской области делят между собой ЗАО «Продторг» («Экономная семья», «Лидер», «Дешевизна», «Мир продуктов»), «Система Глобус», «Все на свете», «Красногорский», «Продуктовая лавка» и предприятия Райпотребсоюза. Всего около 500 магазинов. Эти сети являются надежным каналом сбыта продукции, что стало особенно актуально в период финансово-экономического кризиса. К примеру, ситуация по долям местных производителей в супермаркетах «Система «Глобус» выглядит следующим образом (см. ниже).

Как говорится в официальном пресс-релизе компании, «товаропроизводителям предлагаются выгодные условия сотрудничества, отсутствие «входного билета» в сеть, выгодное полочное пространство и продвижение продукции. Кроме того, поддержка кировских товаропроизводителей обеспечивает компаниям сбыт своих товаров, а бюджету региона - стабильные налоговые поступления».

Российский рынок откроют иностранцам

Между тем, по прогнозам экспертов, под влиянием экономического кризиса российская сетевая розница в 2008 году продемонстрировала значительное снижение темпов прироста впервые за последние пять лет. По данным исследования департамента консалтинга РБК «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) в России», оборот торговых сетей в долларовом выражении вырос всего на 18,1% по сравнению с 2007 годом. Для сравнения: в 2007 года продуктовый ритейл показал прирост оборота на 42%. Рынок продуктового ритейла находится в сложной ситуации из-за ослабления курса рубля к основным валютам, снижения среднего чека и трафика, а также кризиса корпоративного кредитования.

В 2009 году тенденция снижения оборота сетевой продовольственной розницы продолжится, однако уже в 2010 году можно ожидать начала позитивных перемен на рынке. По мнению аналитиков рынка, в 2010-2011 годах ожидается выход международных торговых сетей на рынок РФ, поскольку стоимость активов российских компаний снизилась, и выгодно приобретать их именно сейчас. Снизилась и стоимость строительства, что также выгодно для иностранных сетей.

По оценкам аналитиков, основной всплеск активности глобальных ритейлеров произойдет в 2010 году, а к 2011 можно ожидать значительного роста доли иностранных компаний в общем объеме российского продуктового ритейла. Крупные федеральные сети тоже проявят активность в сделках M&A (комплекс мероприятий, обеспечивающих максимально возможную эффективность и урегулированность процесса передачи контроля по управлению бизнесом), в результате чего процесс консолидации российского продуктового ритейла усилится.

Таким образом, именно через крупных игроков федерального ритейла возможен приход иностранных игроков. Что, в свою очередь, открывает российский рынок для производителей из-за рубежа и ставит под удар небогатых региональных товаропроизводителей.


Структура продаж (доля) местных товаропроизводителей составила:

1. Молочная продукция (цельномолочная/кисломолочная, йогурт и т.п.) - 75,9% местные производители.

  • ЗАО «Кировский молочный комбинат» (г. Киров) - 43,2%
  • ООО «Кировская молочная компания» (с. Пасегово) - 12,0%
  • ОАО «Городской молочный завод» (г. Кирово-Чепецк) - 2,1%
  • ОАО «Вожгальский маслосырзавод» (Кировская обл., с.Вожгалы) - 4,7%
  • ЗАО «Даровской маслодельный завод» - 1,4%
  • ОАО «Кировский маргариновый завод» (г. Киров) - 11,9%
  • ОАО «Унинский маслозавод» (г. Уни) - 0,6%

2. Мясная гастрономия - 93,6% местные производители.

  • ОАО «Кировский мясокомбинат» (г. Киров) - 33,4%
  • ООО «Мясокомбинат «Дороничи» (п. Дороничи) - 31,5%
  • ИП Федянин И.П. («Абсолют», г. Кирово-Чепецк) - 14,5%
  • ЗАО «Заречье плюс» (Кировская обл., п.Заречье) - 8,0%
  • ОАО «Слободской мясокомбинат» (Кировская обл., г. Слободской) - 2,4%
  • ООО «Пищепром» (Кировская обл.,г. Советск) - 3,0%
  • ООО «Бизон-Т» - 0,8%

3. Хлебобулочные изделия - 100% местные производители.

  • ОАО «Общественное питание» (г. Киров) - 34,2%
  • ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» (г. Кирово-Чепецк) - 22,7%
  • ОАО «Кировхлеб» (г. Киров) - 19,1%
  • ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» (г. Киров) - 10,4%
  • ООО «Хлебное изобилие» (п. Красносельский) - 3,4%

4. Яйцо - 98% местные производители.

  • ООО «Кировская птица» - 57,0%
  • ООО «Торгптица» (Кировская обл., г. Советск) - 41%

5. Пиво - 43,7% - реализация продукции ООО ТД «Вятич» (г. Киров)

6. Мороженое - 75,9% - реализация продукции ОАО «Кировский хладокомбинат» (г. Киров).


Лидерами продаж в своих категориях являются такие предприятия как:

ОАО «Кировский маргариновый завод»:

  • 98% - доля товарооборота в группе «Майонез»
  • 32% - доля в группе «Кетчуп»
  • 62% - доля в группе «Масло подсолнечное»
  • 81% - доля в группе «Маргарин, жиры».

ОАО «Кировхлеб» (Костинская птицефабрика, Кирово-Чепецкая птицефабрика) - 52% доля продаж в группе мясо птицы.

ООО «Принто-опт» (Консервный завод «Принто» г. Киров) - 29% доля продаж в категории соус.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ