Из аэропорта вылетают деньги

23 мая 2012, 16:27 | Вера Елькина
22 мая депутаты регионального парламента отправились на Кировское авиапредприятие, чтобы выяснить на месте, куда ушли миллионы бюджетных рублей.

Мероприятие началось с экскурсии. Депутатов, чиновников и журналистов провели по территории авиапредприятия. Показали новые металлодетекторы, пассажирский трап, аэродромный тягач и пожарный автомобиль, отреставрированные комнату матери и ребенка, столовую, зоны досмотра. В стадии реконструкции - выходы на посадку, зал ожидания, транспортер багажа.

Но куда больше впечатлил фон этих «островков цивилизации»: разбитые ступеньки, обшарпанные стены и пол, потускневшие инструкции времен СССР, техника, по большей части похожая на груду ржавого металла. Полное отсутствие сервиса. Над всем этим сиротливо и насмешливо возвышалась «схема союзных линий» из широкой паутины маршрутов в самые разные города: от Новосибирска до Ташкента и Риги. И все это - «лицо Кировской области», то, что первым делом видят гости нашего региона.

Куда ушли деньги?

После экскурсии на старых деревянных стульях и столом, покрытым новогодней клеенкой, прошло заседание профильного комитета ОЗС. Обсуждали будущее «Кировавиа». Глава департамента дорожного хозяйства Альберт Запольских твердил о необходимости «вернуть кировчан в небо». Депутатов тем временем интересовало главное: куда ушли деньги? В 2010 году, напомним, ОАО «Кировское авиапредприятие» получило из областного бюджета субсидию на возмещение затрат в сумме 165 млн рублей, в 2011 году - еще 140 млн рублей (в виде вклада в уставный капитал).

Депутат Дмитрий Русских заявил, что увиденное в ходе экскурсии его «не впечатлило» и потребовал доложить о расходах.

Генеральный директор ОАО «Кировское авиапредприятие» Александр Андрейчук пояснил, что в основном деньги ушли на погашение кредиторских задолженностей, платежи в бюджет, содержание аэропорта (дабы не лишиться сертификатов, аэропорт необходимо поддерживать в функциональном состоянии). Депутаты запросили конкретные цифры. Назвать их Андрейчук не сумел, отметил лишь, что все они отражены в бизнес-плане.

«Хватит баловаться»

Александр Андрейчук перечислял проблему за проблемой, отмечал: какими бы ни были денежные вливания в авиапредприятие, отдача будет только лет через 10-15. Такова, дескать, «специфика бизнеса». «Уважаемые депутаты, надо понять, нужен нам аэропорт или нет? Если нет - баловаться хватит, надо закрывать лавочку. Или нормально инвестировать в него! - сквозь раскаты грома за окном почти кричал Андрейчук. - Возьмите для примера Пензу, там 2 полета в неделю, у нас - 7, но они полностью выстроили аэропорт! Не стыдно прилететь». Также Андрейчук справедливо упрекнул, почему никто не вспоминает, что в районах области пришли в запустение все вертолетные площадки и нет возможности даже транспортировать тяжелобольных?

Депутаты поинтересовались, сколько еще нужно денег, «чтобы все залетало»? «Надо понимать, что мы не строим «Шереметьево». Мы строим обычный региональный аэропорт!» - уточнил Дмитрий Русских. По словам Андрейчука, в аэропорт надо вложить еще минимум 600 млн рублей.

«Как говорится, наболело»

Директор департамента госсобственности Павел Смертин заметил, что выступление Александра Андрейчука было излишне эмоциональным. Мол, стоило лучше подготовиться по цифрам, но все понятно... «что называется, наболело».

Как пояснил Смертин, авиапредприятие само не осуществляет сегодня перевозок. Оно обеспечивает функционирование аэродрома, обслуживание пассажиров, грузов, прием и выпуск воздушных судов. Затраты на всю эту работу не могут перекрываться фактическими доходами от «аэропортовой» деятельности. Итог: предприятие убыточно (так, по итогам 2012 года только от операционной деятельности прогнозируют 85 млн рублей убытков), а дважды за последние 10 лет оказывалось на грани банкротства.

По словам Смертина, проблем значительно больше, чем кажется на первый взгляд. «Мы выставляем векторы в планировании работы, но, к сожалению, каждый раз возникают новые проблемы, - рассказывал Павел Валерьевич. - Скажем, планируем деньги на реконструкцию здания аэровокзала, но сталкиваемся с необходимостью заменять то светосигнальное оборудование, то теплотрассу... Эти неплановые вещи тянут за собой огромные расходы».

По информации Смертина, идет поиск альтернативных источников денег. К примеру, планируется привлечь частного инвестора (компания готова вложить в инфраструктуру комплекса 90-100 млн рублей), некоторые расходы (в частности, по содержанию теплотрассы и аэровокзала) отдать городу.

В завершение встречи депутатам пообещали все-таки предоставить подробный бизнес-план предприятия. Те, в свою очередь, рекомендовали ставить вопрос выделения очередных денег для «Кировавиа» только после того как предприятие вновь проверит Контрольно-счетная палата Кировской области.

Чтобы думали

Думается, что депутатов не зря свозили на авиапредприятие. Наверное, у многих только здесь и появилось понимание реального положения дел. А если остались вопросы по трате денег, никто не мешает поставить этот вопрос на контроль!

Наверное, стоило бы сделать подобные выездные совещания регулярными. Показывать чиновникам и депутатам не отрепетированные уроки в школах и заученные благодарности новоселов, а то, как без прикрас выживают наши предприятия, в каких условиях трудятся сельские фельдшеры, в каких развалюхах живут ветераны. А еще... хоть разок прокатить всех на обычном автобусе по обычной дороге. Может тогда они начнут думать, а не просиживать сроки в депутатском кресле, бездумно как «один за всех» партийно поднимать карточки «за» или, напротив, так же демонстративно покидать залы заседаний. А думать!.. Да, регион дотационный. Да, лишних денег нет. Но выход из кризисных ситуаций надо искать.

Справка
100% акций ОАО «Кировское авиапредприятие» с ноября 2007 года находится в собственности Кировской области. Акции были приобретены у конкурсного управляющего ФГУП «Кировское авиапредприятие».
Обслуживание пассажиров: 2005 год – 11 тыс. человек; 2006 год – 10,4 тыс. человек; 2007 год – 25,7 тыс. человек; 2008 год – 53 тыс. человек; 2009 год – 25,8 тыс. человек; 2010 год – 21,4 тыс. человек; 2011 год – 21,3 тыс. человек; 2012 год (прогноз) – 35 тыс. человек.
Читайте по теме Деньги для аэропорта
Замминистра транспорта РФ предложил продать кировский аэропорт
КРИКу выделят еще 110 млн
«Новапорт» планирует стать акционером ОАО «Аэропорт «Победилово»
Комментарии (1)
Гость_ок | 25 мая 2012, 07:10 #
какие вопросы к Андрейчуку? Никто не сядет в самолет, где экипаж собрали с улицы и не учили летать. Так и с этим директором — профильного образования и опыта работы в авиации он не имеет. Еще миллиард рублей и … Все вопросы к собственнику. В чем интерес у властей, чтобы бюджетные деньги пропадали?Или сами такой же квалификации? Еще один перинатальный центр…
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ