Жители отдаленных районов пересядут с электричек на такси

4 декабря 2013, 16:51 | Мария Константинова
Сегодня, 4 декабря, в Общественной палате Кировской области состоялись общественные слушания по развитию пригородных железнодорожных перевозок на территории нашего региона, в ходе которых стороны пришли в выводу, что нужно разрабатывать региональную транспортную стратегию.
Общественные слушания в ОПКО.
Общественные слушания в ОПКО. Фото: Андрей Котельников

Напомним, что в 2013 году в Кировской области сложилась напряжённая ситуация с пригородными перевозками железнодорожным транспортом. Так, по информации пресс-службы ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания», за январь-сентябрь 2013 года недополученные доходы ОАО «ВВППК» вследствие государственного регулирования тарифов по территории Кировской области составили 111,324 млн рублей, за 2013 год прогнозируются в размере 174,596 млн рублей.

Из бюджета региона «ВВППК» была предоставлена компенсация в размере 65,661 млн рублей. Начиная с апреля 2013 года, недополученные доходы ОАО «ВВППК» не возмещались из-за нехватки бюджетных средств. Затем, в конце ноября, на комитете по энергетике, ЖКХ, строительству, транспорту и связи поднимался вопрос о том, как будет организовано движение пригородных поездов в Кировской области. Именно тогда депутаты пришли к выводу, что нужно провести общественные слушания.

Нужна региональная транспортная стратегия?

Как сообщил первый заместитель начальника Горьковской региональной службы развития пассажирских сообщений и представления доступа к инфраструктуре - структурного подразделения ОАО «РЖД» Дмитрий Овечкин, на сегодняшний день есть понятие «перевозчик», то есть это юридическое лицо, с которым заключают договор. «ОАО «РЖД» осуществляет перевозку пассажиров высокоскоростными поездами в направлении Москва-Санкт-Петербург и Москва - Нижний-Новгород, больше «РЖД» перевозками не занимается, так как сфера их деятельности выведена из монополии в рыночные условия», - констатировал Дмитрий Юрьевич. Он напомнил, что на территории Кировской области перевозку пассажиров осуществляют три пригородные компании: «ВВППК» (имеет 37 пар поездов), ППК «Содружество» (9,5 пар поездов) и «Северная пригородная пассажирская компания» (2 пары поездов). По словам Овечкина, пассажирские перевозки являются убыточными, поэтому сам бизнес «не развивается» и перешел в разряд услуги населению.

«Пассажирооборот в Кировской области снижается в целом и по всем категориям пассажиров, - сообщил Дмитрий Юрьевич. - Самое популярное направление в регионе - Киров-Котельнич, именно туда нужно пускать не менее 8 пар пригородных поездов, когда фактически ездит 6. Одним из непопулярных направлений является Яр-Вехнекамская, фактически туда ходит 2 пары, хотя потребность составляет 4 пары». По словам Овечкина, когда размеры движения электричек не будут удовлетворять население области, то ее жители будут стремится покинуть обделенные транспортной доступностью места.

Отметим, что тариф по Кировской области на пригородные перевозки в 2013 году составляют 12,62 рубля за км. «Срок службы вагона - 28 лет, и в отличие от самолета он не продлевается, - сообщил Дмитрий Юрьевич. - Решение по приобретению подвижного состава можно принимать, если будут гарантии, что электрички останутся востребованы в длительной перспективе». В связи с этим Дмитрий Овечкин предложил разработать региональную транспортную стратегию, то есть документ, в котором будет расписано, каким образом будет развиваться общественный транспорт на территории Кировской области. По мнению Овечкина, наличие такого документа будет выгодно всем сторонам: субъекту РФ, перевозчикам и владельцу инфраструктуры.

Запольских: предложения железнодорожников сводятся к деньгам

По мнению главы департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области Альберта Запольских, большинство предложений железнодорожников, направленные в адрес Министерства финансов РФ, Федеральной службы по тарифам, Министерства транспорта РФ, ОЗС и Правительства области «касаются денег», но «нет ни одного предложения от перевозчиков, каким образом оптимизировать затраты на перевозку пассажиров пригородными сообщениями». Он напомнил, что Правительство Кировской области не является перевозчиком, оно - организатор перевозок на территории региона всеми видами транспорта. «Мы должны понимать, куда тратим деньги из нашего супердефицитного бюджета», - сообщил Альберт Владимирович. Однако, он согласился с железнодорожниками по поводу того, что требуется транспортная стратегия на ближайшее время.

Также Запольских сообщил, что Правительство Кировской области в 2011 году заплатило железной дороге за пригородные перевозки пассажиров 116 млн рублей, в 2012 году - 177 млн рублей, в 2013 году должны будут отдать порядка 200 млн рублей. В 2014 году на эти цели потратят либо 424 млн рублей, «если ничего не менять», либо 204 млн рублей. «Мы не уберем направления, но сокращаем часть менее востребованных и более убыточных поездов», - заявил глава департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области.

По его мнению, железнодорожники вывели свой бизнес в разряд конкурентного, значит должны максимально соблюдать все правила, которые существуют на конкурентном рынке, а не перекладывать все расходы на пассажиров и бюджет Кировской области. «Пригородным пассажирским компаниям нужно компенсировать самим льготные тарифы, искать внутренние резервы и максимально оптимизировать свои затраты», - сообщил Запольских.

По его словам, конкурентность рынка перевозок особенно заметна на примере автобусов и такси. «Сегодня на дальние расстояния очень многие люди ездят не на автобусах, а на такси, потому что тариф в автобусе сравнивается с расходами на поездки в такси, то есть одна и та же услуга предлагается за одну и ту же цену, вопрос только в качестве, - сообщил Альберт Владимирович. - Для железнодорожных пригородных сообщений конкурентами являются автобусы и такси». По его мнению, исходя из сложившейся сейчас ситуации, железная дорога теряет пассажиров, так как работает по расписанию, а такси можно вызвать в любой момент.

В то же время Запольских отметил, что Кировская область никогда не откажется от железнодорожного транспорта, потому что в нашем регионе «не так развиты автомобильные дороги».

Женихов: Потребность в электричках в будущем может отпасть

По словам депутата ОЗС Виктора Женихова, недавнее рассмотрение вопроса по пригородным перевозкам на комитете по энергетике, ЖКХ, строительству, транспорту и связи было связано с неоднократными обращениями жителей Кировской области в связи с намечающимся сокращением электричек. «Грузовые железнодорожные перевозки являются прибыльными, пассажирские перевозки тоже не убыточные, а пригородные - дотационные, поэтому убыточные, - сообщил Виктор Николаевич. - Я считаю, что зарплаты начальников железной дороги, исходя из деклараций, очень большие, поэтому им нужно умерить аппетиты, также у железнодорожников много льгот». Он также согласился с тем, что на будущее нужно разрабатывать транспортную стратегию, так как, по данным миграционной службы, население Кировской области к 2030 году будет составлять всего 1 млн 70 тыс. «То есть в районах жителей практически не останется, поэтому потребность в электричках может и отпасть», - констатировал Женихов.

Напоследок Запольских подчеркнул, что сейчас у Правительства области подход только один - сделать тариф такой же как у соседей в среднем по ПФО и постараться оптимизировать количество поездов, «для того, чтобы обеспечить потребность тех, кто ездит на учебу, работу и только потом уже поездки выходного дня». Также он сообщил, что со всеми основными перевозчиками Правительство области будет продолжать работать. «С «Волго-Вятской пассажирской транспортной компанией» точно будем сотрудничать в не меньшем объеме, может быть откажемся от «Северной пригородной пассажирской компании», - заявил Альберт Владимирович. - Сегодня мы рассматриваем передачу их маршрутов «ВВПП», с «Содружеством» также продолжим сотрудничество».

Комментарии (1)
Гость_Оптимизация расходов | 4 декабря 2013, 19:54 #
А почему не передать 204 млн рублей ОАО "КировПассажирАвтотранс"? Почти областное предприятие, в которое и так вливаю средства. И если «ВВППК» не хочет работать, пусть идут улицы подметать. А то какой то рэкет области со 116 млн. до 424 млн и это за 2-3 года? У нас инфляция сколько %? или кто-то что-то недоговаривает?
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ