Взлетая над Кировом
Ни для кого не секрет, что деньги на «Победилово» взяты из двух карманов: «Вятка-банка» и федерального бюджета. То, что к 2009 году аэропорт находился в... скажем, плачевном состоянии, также знают все. Немногие знают о другом.
Денег на кредиты для «Победилово» никто не давал. Ни один банк. Кроме... «Вятка-банка». Из его официальной справки: «Банк начал работать с аэропортом (тогда еще «Кировавиа») в 2009 году. Последние три кредита на общую сумму в 245 млн руб. были выданы под залог комплекса зданий аэропорта с земельными участками и нескольких единиц оборудования, причем залоговая стоимость объектов была значительно ниже суммы кредита».
Пара вопросов
Первое: почему никто не хотел кредитовать аэропорт? Потому что он на протяжении последних лет являлся убыточным предприятием. Кроме того, сумма, которую можно выручить, кредитуя (даже не надо сравнивать с московскими банками, вас не поймут!) что-то или кого-то более привлекательного, мало сопоставима с той, что заработал «Вятка-банк». Ах да, владелец «Вятка-банка» - друг Никиты Белых! Ах да, конечно, за «проигрышный» кредит для «Победилово» банку предоставили «преференции»!
Какие, хочется спросить?! Больницы, чьи зарплатные проекты банк обслуживает бесплатно? Комиссия от всех зарплатных проектов (включая и коммерческие предприятия) - порядка 9 млн. рублей в год. «Много», да?
«Вятка-банк» сыграл на другом: среди региональных банков у него «вырос» крупнейший пакет по вкладам населения, порядка 10 млрд рублей. Никакие губернаторы не могут заставить население «нести» свои кровные в указанный перстом банк. Да, кредитуя аэропорт, «Вятка-банк» заявил, что в Кировской области он «всерьез и надолго». Потеряв на этом, он выиграл главное - доверие. Для любой финансовой организации это самое главное.
Второе: когда говорят о том, что «Вятка-банк» может стать собственником «Победилово»!», хочется робко спросить: а собственником чего, собственно? Отдайте взлетно-посадочную полосу! Вот это будет «сделка века» (так как по законодательству РФ взлетно-посадочная полоса является федеральной собственностью и обременяться залогом не может)!
В итоге: банк прокредитовал ангары, зарплаты, возможность безопасной работы аэропорта (и, соответственно, безопасность пассажиров), работы по реконструкции «воздушных ворот Кировской области»... и остался практически ни с чем. Теперь еще раз: что это гудит у меня над головой?
Примерно 50 тысяч
Сухая статистика: в 2010 году через Кировский аэропорт прошла 21 тыс. человек. За одиннадцать месяцев 2013 года - 46 тысяч. То есть за год получится более 50 тысяч. По сравнению с 2012 годом пассажиропоток увеличится в 1,5-2 раза.
С 2011 года пошли рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Анапу, Сочи, Нарьян-Мар. В 2013 году к этому списку добавились: Пермь, Уфа, Нижний Новгород, Ижевск, Казань, Самара.
В сентябре 2012 года правительство Кировской области, ОАО «Аэропорт Победилово», ОАО «АК БАРС АЭРО» и ОАО «Авиакомпания Татарстан» подписали Соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию региональных перевозок в Приволжском федеральном округе.
С 28 октября 2013 года из аэропорта «Победилово» идут новые, дополнительные регулярные рейсы Москва-Киров-Москва, выполняемые канадскими реактивными самолетами Bombardier CRJ-200.
Скорей всего (мне так хочется думать еще из-за французского названия, наверное), звук этих Bombardier`ов и «достает» меня по утрам и вечерам. И простой арифметический подсчет: если в 2010 вылетов и посадок значительно меньше, то теперь они действуют мне на нервы уже каждые полчаса. Ладно, бог с ними, с моими нервами: а что «Победилово» значит для региона?
Федеральный карман
Как вы думаете, сколько израсходовано на взлетно-посадочную полосу и другие объекты аэропорта? 1 млрд 100 млн рублей федеральных денег. И потребуется еще примерно 800 млн рублей (в том числе 300 млн рублей в 2014 году), чтобы завершить работы по комплексной модернизации аэропорта. Возвращаясь к началу статьи, как вы думаете, сколько лет не обновлялся технический парк аэропорта? Ответ: 30 лет.
Андрей Жданов, гендиректор ОАО «Аэропорт Победилово»:
«В 2009 году начали что-то делать с помощью «Вятка-банка», потому что федералы готовы были давать деньги только на взлетно-посадочную полосу. Но ведь есть еще зарплата, охрана, здания! Здание аэровокзала не реконструировалось, кстати, под современные требования на протяжении последних трех десятилетий. Средства необходимы были и для приобретения техники для приема и обслуживания современных реактивных воздушных судов типа «боинг» и «аэрбас», обеспечения безопасности пассажиров и полетов и многого другого.
Через полгода «Победилово» сможет «по-взрослому» принимать любые воздушные суда: взлетно-посадочную удлинили на до 2.7 км, так что... в принципе на ней уже могут садиться «тяжелые» машины. С одной стороны, это меня не радует: выслушивать гул над своей головой не так чтобы очень приятно. С другой - я могу летать!
Можно критиковать многое, но одно направление я считаю правильным - это движение Кирова к открытости. Я не имею в виду всевозможные переименования, я имею в виду именно «пассажиропоток».
Ведь не секрет в том, что человек, побывавший в другом регионе, начинает смотреть на местные проблемы несколько иначе. У него появляется еще одна точка зрения. Он уже с меньшим доверием смотрит на лозунги и призывы и в большей степени понимает, как «делаются дела».
Маленький совет напоследок
Если вам очень уж хочется «с легкостью в мыслях необыкновенной» критиковать аэропорт (банк, Правительство, подчеркните нужное), сразу начинайте с письма В.В.Путину: пусть отдаст взлетно-посадочную полосу! В принципе не важно, кому отдаст. Главное - у вас появится потрясающий предмет для выступлений.
Тем же, кто понимает важность таких вещей, как «свое мнение» и «своя точка зрения», могу лишь посоветовать почаще слушать звук самолетных двигателей над Кировом. Потому что чувство свободы неотделимо от чувства полета.®