Программист получил условный срок за продажу флешки

27 февраля 2015, 17:48 | Репортеръ
Программист Евгений Никитин считает, что в действиях сотрудников полиции мог быть факт подлога и фальсификации доказательств.
Программист получил условный срок за продажу флешки
Фото: omni-m.ru

Примерно три года назад один из сотрудников Чувашского ЛО МВД РФ на транспорте подал рапорт о том, что программист Евгений Никитин занимается незаконной установкой контрафактного программного обеспечения. В связи с этим была инициирована проверочная закупка в городе Чебоксары.

К Никитину обратилась знакомая с просьбой записать ряд компьютерных программ. Он скачал их с сайта правообладателя (сетевую версию, распространяемую правообладателем ПО в сети Интернет) на свою флешку. После чего отдал записанные программы девушке-заказчице. При этом деньги взял только за флешку, его работа не была оплачена.

Однако законность проверочной закупки оказалась под вопросом. Оперативно-разыскная деятельность проводится по тяжким преступлениям, а ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), по которой подозревают Никитина, относится к преступлениям средней тяжести. При этом, не было никаких оснований для проведения закупки кроме голословного рапорта. Согласно ст. 75 УПК РФ, в рапорте сотрудника полиции должен быть указан источник осведомленности, кто именно дал эту информацию. Таких же требований придерживается и Европейский суд: ссылки на оперативные источники не могут быть рассмотрены в качестве доказательств.

Несмотря на вышеуказанное, через полгода дело с обвинительным заключением было передано в Ленинский районный суд города Чебоксары. Защита считает, что «произошла фальсификация допросов свидетелей».

В ходе судебного следствия было установлено, что ряд допросов свидетелей, возможно, могли быть подделаны следователем СО Чувашского ЛО МВД РФ на транспорте - капитаном юстиции Русланом Ивановым. Свидетели при проверке в суде утверждали, что их не допрашивали, а подписи под протоколом просто похожи на их. В эти дни свидетели находились за пределами Чебоксар, что и подтвердил роуминг телефонных переговоров.

На суде государственный обвинитель заявил, что протоколы допросов являются законными и их нельзя исключать из числа доказательств. «Проводится проверка», а Никитину надо дать срок, утверждал он. После бурной дискуссии судья решил по справедливости: «Признать недопустимым доказательством протокол допроса свидетеля Васильева Николая Пантелеймоновича от 13 сентября 2012 года, поскольку сам свидетель суду показал, что в то время находился за пределами города Чебоксары, и данные показания подтверждаются распечаткой телефонных соединений».

Сторона защиты считает, что в ходе судебного следствия был установлен факт подлога, фальсификации доказательств по уголовному делу, однако прокурор не подал об этом рапорт. Заявление о нарушениях подал Никитин, но в возбуждении уголовного дела было отказано.

При задержании Евгения Никитина велась видеозапись, однако на суде диск оказался пустым. И суд вынес решение: «Признать компакт-диск CD-R недопустимым доказательством».

«В итоге несмотря на то, что акт проверочной закупки был признан не состоятельным, у суда якобы имеются другие доказательства вины», - отметил Евгений Никитин. По этому поводу в приговоре суда указано: «Сам ход оперативных мероприятий зафиксирован в составленных протоколах, правильность которых, кроме акта закупки от 22.08.2012 года подтвердили подписавшие их участники».

В итоге, несмотря на доводы подсудимого, суд признал Евгения Никитина виновным и назначил ему условный срок, в связи с этим он должен носить электронный браслет на ноге для контроля.

Еще 25 аналогичных случаев

В подобной же ситуации оказался Денис Федоров. Мужчина считает, что в отношении него была совершена провокация. Ему было предъявлено обвинение, после чего дело было направлено в суд. Итог рассмотрения - условный срок и электронный браслет на ногу. Свидетели обвинения как в случае Федорова, так и в случае Никитина оказались одними и теми же людьми, которые «случайно» проходили мимо. Неизменными остались и полицейские, которые проводили задержание, и их попросили поприсутствовать при досмотре сотрудники полиции, кстати, те же самые, что задерживали Никитина. Вскоре Никитин узнал о еще 25 аналогичных делах, инициированных сотрудником полиции Медведевым. Кстати, такую инициативу ЕСПЧ тоже считает провокацией.

«Понятые по всем тем делам в отношении 25 человек, в основном отвечали на все вопросы одинаково: «Не помню», «давно было», - рассказал Евгений Никитин. - Судья дал ознакомиться им с подписями в материалах дела, после чего спрашивал: «Ваши подписи?» Они отвечали: «Похожи на мои». Якобы подтверждаете, что написано - «Да». Вот все показания. На конкретные вопросы не могут ответить. Я так понимаю, они также не участвовали во время оперативно-разыскных мероприятий, им сказали как отвечать».

После суда Никитин и Федоров направили жалобу в полицию. На нее был дан официальный ответ за подписью начальника полиции Чувашского ЛО МВД России на транспорте о том, что никаких сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершившегося преступления не имелось до оперативно-разыскных мероприятий. То есть не было оснований для проверочной закупки. Европейский суд расценивает это как нарушение норм Конвенции.

Заявления также подавались по фактам подлога, фальсификации доказательств, но безрезультатно. Прокуратура не увидела состав преступления. Апелляционная и кассационные судебные инстанции также не находили оснований для отмены приговора. По мнению судей, Закон не был нарушен. Не посчитали суд и прокуратура за преюдицию (прим. - принятие без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица) решение арбитражного суда, который признал незаконным представление интересов правообладателя ПО на основании доверенности, поскольку она была выдана с нарушением Закона.

Электронные браслеты с дефектом

История с осуждением на этом не закончилась. Электронные браслеты оказались с дефектом. В ночное время они регулярно давали знать, что их носители дома не находятся. Осужденные считают, что они технически неисправны и выдают сигнал о нарушении, если во сне кладешь ногу на ногу. «ФСИН в курсе этой проблемы, но мер не принимают, - отметил Никитин. - Меня вызывали в суд по представлению ФСИН, и суд накладывал на меня штраф за нарушение режима - 500 рублей. Такая же ситуация и с осужденным Денисом Федоровым, его также несколько раз за то же самое штрафовали».

В этой ситуации адвокаты советуют подавать письменное обращение во ФСИН о проверке технического состояния аппаратуры и браслета, проведении технической экспертизы.

В настоящее время Евгений Никитин намерен обратиться с жалобой в Генпрокуратуру в порядке надзора на приговор суда.

Справка
Уголовные дела о нарушении авторских прав рассматривались и в Кирове. Большой резонанс получило дело отца Георгия, в миру Юрия Купцова, которого защищал кировский юрист Ярослав Михайлов, специализирующийся на защите «нарушителей авторского права». Сначала ему удалось добиться вынесения судом решения о незаконности возбуждения уголовного дела. Когда это решение было отменено по инициативе прокуратуры, то в следствие были предоставлены материалы, документы, доказывающие невиновность священника. В апреле 2014 года после десяти месяцев расследования, дело в отношении Юрия Купцова было прекращено по реабилитирующим основаниям.
Комментарии (10)К последнему
Гость_Кировчанин | 27 февраля 2015, 18:25 #
Оыигеть: "«Сам ход оперативных мероприятий зафиксирован в составленных протоколах, правильность которых, кроме акта закупки от 22.08.2012 года подтвердили подписавшие их участники».
То есть, закупка незаконно, а вот дейсивия при ней-законны... Чото суд намудрил. Понятно, что оправдание влечет выплату компенсации и уголовное дело за незаконное осуждение. Но здесь то итак подлог СУДОМ!!! установлекн...
Гость_Неравнодушный | 27 февраля 2015, 18:28 #
Как могут быть понятыми одни и те же люди, якобы незаинтересованными, очень много вопросов. Куда прокуратура смотрит?
Гость_правый | 27 февраля 2015, 18:36 #
тот прав у кого больше прав: все равны, а некоторые равнее
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ