Конкурсный управляющий в СИЗО: к убийцам здесь и то относятся более снисходительно

17 ноября 2016, 14:09 | Репортеръ
Адвокат конкурсного управляющего Вячеслава Летягина, который провел в карцере почти половину из всех дней своего заключения, убежден: к убийцам и бандитам в СИЗО относятся более снисходительно, чем к его подзащитному. «Репортеръ» проследил историю странно суровых наказаний человека, подозреваемого в мошенничестве.
Вячеслав Летягин.
Вячеслав Летягин.

В отношении Вячеслава Летягина возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Его подозревают в покушении на хищение денежных средств. С 10 июня 2016 года он находится в СИЗО-1 и уже спустя 1,5 месяца после ареста получил первую путевку в карцер. По версии СИЗО-1, 27 июля во время своего дежурства в камере Летягин трижды отказался проводить в ней влажную уборку, после чего его отправили в карцер на 3 суток подумать над своим поведением. «Это позиция администрации СИЗО, - подчеркивает адвокат Андрей Васильков. - По словам же Летягина, в тот день он прибрался, никакого неповиновения сотрудникам СИЗО-1 не оказывал, но сотрудники следственного изолятора нашли паутину на потолке. Сам же он не мог добраться туда и от уборки не отказывался».

В соответствии со ст. 40 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» одним из оснований для водворения в карцер является неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей.

Карцер, отметим, представляет собой камеру примерно два с половиной на два с половиной метра, койко-место пристегнуто к стене. В отличие от обычной камеры, в карцере арестованный содержится один. Также у него нет возможности вести переписку и получать посылки и передачи.

В следующий раз Вячеслав Летягин попал в карцер 13 августа на 7 суток. После первого карцера он был помещен в обычную камеру, где занял свободную кровать. Спустя 12 дней сотрудниками СИЗО-1 ему было указано на то, что он занимает не свое спальное место, и потребовано перейти на указанное ими спальное место. «Требование сотрудника следственного изолятора Летягиным было выполнено с первого раза. При этом никакого противодействия он не оказывал. Однако, по официальной версии СИЗО-1, Летягин трижды отказался занять свое место», - говорит Васильков.

Еще полмесяца - и Летягин вновь отправился в карцер якобы за отказ от уборки. Сотрудники СИЗО-1 посчитали, что он будто бы заставил сокамерника работать за себя. Но, со слов Летягина, сосед по камере сам предложил ему помочь с уборкой, так как в этот день должен был уехать из СИЗО.

Все дороги ведут... в карцер

С 14 октября Вячеслав Летягин словно поселился в карцере. Сначала его отправили туда за очередной «отказ» убираться в камере. Со слов Летягина, в карцере очень холодно, там плохое освещение, в оконной раме есть щель, уличное окно грязное, из-за чего плохо проходит дневной свет, на стенах плесень, краска осыпается, спать приходится в одежде.

В этот же день Летягина привели в следственный кабинет в сопровождении сотрудника СИЗО-1. «Когда подзащитного завели в кабинет, он сообщил мне, что ему был нанесен удар ногами сотрудником, который его сопровождал, - рассказал адвокат. - В коридоре СИЗО-1 есть камеры видеонаблюдения, был и видеорегистратор на форменной одежде сотрудника. Мы были вынуждены обратить внимание сотрудника СИЗО-1, что такие меры недопустимы, иначе мы будем вынуждены принять меры адвокатского реагирования. Тот же сообщил, что напишет рапорт, в котором будет указано, что Летягин нецензурно выражался и размахивал руками. У нас не осталось другого выхода, как обратиться с заявлением в Следственный комитет. Доследственная проверка в настоящее время еще не завершена».

Через три дня после этого случая Летягин получил еще 14 суток карцера на основании рапорта того сотрудника. «Мы понимаем, что это был способ сотрудника СИЗО-1 обелить себя, избежать ответственности, - добавил Васильков. - 24 октября мы обратились с жалобой к прокурору, чтобы он провел проверку по этому факту и отменил наложенное взыскание как незаконное. Однако до сегодняшнего дня проверка все еще продолжается. Остается непонятным, что мешает работникам прокуратуры оперативно разобраться в сложившейся ситуации и принять меры прокурорского реагирования».

27 октября наблюдаемая сотрудниками СИЗО-1 «нелюбовь» Вячеслава Евгеньевича к уборке довела его еще до 14 суток в карцере. «Летягин ночью просыпается от холода, на встречи приходит - весь дрожит. Последние два карцера он спит только в верхней одежде», - сообщил Андрей Васильков. В качестве протеста в связи с ненадлежащими условиями содержания в карцере Летягиным была объявлена голодовка. В течение 10 дней он боролся за свое право на нормальные условия содержания.

Адвокат несколько раз обращался к начальнику СИЗО-1 с требованием навести порядок в камерах и создать надлежащие условия содержания, на что получал всегда один и то же ответ, что все законно, температура соответствует требованиям.

«Вызывает особую озабоченность и то, что человек, который находится под стражей, вынужден ждать медпомощь месяцами, - отметил Васильков. - Начиная с июля Летягин жаловался на ухудшение зрения и появившееся пятно в глазу, неоднократно просил о консультации с офтальмологом. Только после письменных жалоб в УФСИН в октябре врач осмотрел подзащитного, а в ноябре к подзащитному были допущены врачи-специалисты из городских клиник».

Невзлюбили за принципиальность?

Васильков говорит, что у него нет оснований не доверять своему подзащитному: «Это взрослый, вменяемый, адекватный человек, ранее не сидел. У него высшее экономическое образование, занимался юридической работой. Долгое время работал арбитражным управляющим, занимался высокоинтеллектуальной деятельностью. По уголовному делу у него принципиальная и однозначная позиция: он считает себя невиновным - и это его право. Согласно ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

После первых карцеров Летягин написал жалобу в прокуратуру на 16 листах. Но до прокуратуры жалоба так и не дошла. В СИЗО-1 сказали, что Летягин с такой жалобой не обращался. «Обратившись в прокуратуру по данному вопросу, мы также получили однозначный ответ, что никакой жалобы Летягин из СИЗО-1 не отправлял. Но как же так, ведь эту жалобу Летягин сам написал, нам ее показывал, и у него есть копия... однако доказать, что он ее передал сотруднику СИЗО-1, он никак не смог. Кроме того, в адрес начальника СИЗО-1 Летягиным отправлено более десяти жалоб, ни по одной из которых он так и не получил ответа. В законодательстве есть пробел: арестованный при передаче представителю администрации СИЗО письма (жалобы или обращения) не получает на руки никакого документа, подтверждающего принятие его обращения, в результате чего лишается возможности доказать сам факт передачи своего обращения», - добавил Васильков.

По мнению Летягина, в СИЗО-1 допускается систематическое нарушение его законных прав и интересов. Все запрашиваемые документы и справки приходится ждать целый месяц, что усложняет процесс своевременного отстаивания своих прав. «Об оперативном рассмотрении надзорными и контролирующими органами жалоб и обращений на незаконные действия администрации СИЗО приходится только мечтать», - заметил Андрей Львович.

Половину срока пребывания в СИЗО - а это более 70 дней - Летягин провел в карцере. Адвокат не смог вспомнить подобного случая, когда человек, находясь под следствием, получал такое количество взысканий за аналогичный срок. «Ни у кого, кто подозревается в убийствах, разбоях, участии в преступных сообществах, не признававших вину, такого не было. А Летягина подозревают в экономическом преступлении. Единственно чем-то похожий случай, когда у Лузянина несколько раз находили лезвия. Но он до этого писал жалобы на все и уже был осужден», - пояснил он.

На Киров взглянут в Европе

В настоящее время Вячеслав Летягин намерен в суде добиваться отмены постановлений начальника СИЗО о водворении его в карцер как незаконных. Кроме того, адвокат Летягина планирует при необходимости обратиться и в Европейский суд по правам человека. «Три карцера подряд плюс содержание в камере, в которой холодно, - это пыточные условия. Одиночное содержание в камере, по мнению Европейского суда, также приравнивается к пыткам. Если надзорные органы не будут реагировать на наши обращения и не примут действенных мер по обеспечению законности при содержании подзащитного в СИЗО, будем вынуждены обращаться в ЕСПЧ за защитой прав Летягина.», - сказал Андрей Васильков.

«Все мы хотим жить в правовом государстве, в котором у человека есть право на здоровье, достойное существование, а также право на презумпцию невиновности, - говорит Васильков. - Закон - н один для всех, и соблюдать его должны все без исключения без каких-либо двойных стандартов и привилегий. Возникает только вопрос: как человек, который находится в изоляции, может себя защитить, если его не хотят слышать?..»

СИЗО: Все соответствует требованиям

Заместитель начальника УФСИН по Кировской области Кирилл Попов пояснил, что в карцер могут отправить на срок до 15 суток за:

  • притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых;
  • нападение на сотрудников мест содержания под стражей или других лиц;
  • неповиновение законным требованиям сотрудников СИЗО или других лиц либо за оскорбление их;
  • неоднократное нарушение правил изоляции;
  • хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ;
  • хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
  • участие в азартных играх;
  • мелкое хулиганство.

Температура в камере должна быть не ниже 18 градусов. «В случае несоблюдения требований по оборудованию камеры в части несоответствия температуры либо нарушения нормального функционирования оборудования подозреваемые и обвиняемые переводятся в другую камеру до устранения причин перевода», - сообщил Попов.

Относительно медицинского обслуживания в УФСИН пояснили: при поступлении в СИЗО подозреваемых и обвиняемых осматривает врач-терапевт, при необходимости и другие специалисты. За медицинской помощью арестованные могут обратиться к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания к любому сотруднику СИЗО. При ухудшении состояния здоровья либо при получении телесных повреждений проводится медосвидетельствование, при необходимости вызывают врачей-специалистов.

Сотрудники СИЗО могут применять физическую силу в отношении арестованных только «для пресечения совершаемого им правонарушения или преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей, если ненасильственные способы не обеспечивают прекращения правонарушения либо выполнения законных требований».

«Физическая сила к обвиняемому Летягину не применялась, удары сотрудниками СИЗО ему не наносились», - подчеркнул Попов.

Комментарии (1)
Гость_Менты козлы | 21 ноября 2016, 09:17 #
Вот
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ