Суд над Белых: Судгаймер дал ФСБ ложную информацию

13 сентября 2017, 18:41 | Репортеръ
Никита Белых во время первого дня допроса рассказал о своих взаимоотношениях с Юрием Судгаймером, НЛК и объяснил, почему Вятка в свое время стала лидером по числу инвестиционных проектов.
Суд над Белых: Судгаймер дал ФСБ ложную информацию

«Скорее всего, это будет не самое мое лучшее публичное выступление в жизни по состоянию здоровья», - начинает экс-губернатор. Зашел Никита Юрьевич издалека, обратившись к 2008 году, когда Владимир Путин порекомендовал его на должность губернатора. Уже тогда, отмечает подсудимый, его важнейшими принципами были открытость, публичность деятельности и коллегиальность.

«Я по мере сил хотел заниматься в том числе благотворительностью, вкладывать деньги в проекты культурного, финансового, исторического характера. Поэтому одним из первых моих шагов было добровольное декларирование доходов за 2008 год, хотя тогда я не являлся губернатором», - напоминает Белых. Этим шагом он гордится - история, как и история с отказом от служебной машины и передача области своих авто - широко транслировалась в свое время. 

Лидер по инвестпроектам

После этого Белых перешел к теме инвестиционных проектов. Он объяснил, что включенным в этот перечень организациям предоставлялось право работать без проведения конкурса и на льготных условиях, но при этом объем инвестиций должен был держаться на определенном уровне, передает Медиазона. 

Из-за новых правил крупные лесопользователи оказались, по сути, отрезанными от лесных ресурсов, так как единственным критерием выбора была цена, предложенная на аукционе. И единственными победителями остаются маленькие ИП, ООО, которые не платят налоги в бюджет, работают в «серой», а иногда «черной» зоне, но могут предложить ставки по аренде леса более высокие, чем у крупных лесопользователей. «Когда это стало понятно всему сообществу, было принято постановление о приоритетных инвестиционных проектах (объем инвестиций - не менее 300 млн рублей - прим.)», - указал Белых.

Правительство Кировской области оценивало значимость проекта и подтверждало, что лес для его реализации имеется. Добро должны были дать в департаменте экономического, промышленного развития и лесного хозяйства. Далее эти заключения уходили в рослесхоз, окончательное решение оставалось за Минпромторгом, после отмашки которого власти области заключали договоры аренды.

На этом моменте он остановился подробнее: по его словам, обвинение в том, что он давал распоряжение заключить договора аренды, «идиотское» - на этом этапе он якобы уже не мог принимать никаких управленческих решений, так как приказ исходит от Минпромторга.

Работа с инвестпроектами привела к тому, что Кировская область стала лидером по их количеству: на всю Россию, указывает Никита Юрьевич, было сто проектов, а в одной Вятке - десять.

НЛК, Кировлес, Лесхоз

Со стороны правительства с НЛК работал Сергей Щерчков, а позднее Равиль Ахмадуллин, говорит Белых. Первоначально проект Нововятского лыжного комбината предполагал развитие нескольких направлений, но в итоге более перспективным оказалось производство плит из древесины. «Завод по производству ОСБ-плит в НЛК был первым в России!» - восклицает на суде Никита Белых.

Он не отрицает, что в инвестпроект вносили изменения, но «ситуация была рабочей»: нужно было изменить структуру производства, и все департаменты эти изменения согласовали, Минропмторг все утвердил.

Когда КОГУП «Кировлес» в 2009 году оказался в предбанкротном состоянии, Белых не хотел этого допускать. Туда назначили Сысолятина, он и предложил план спасения - на базе КОГУП нужно было создать новое предприятие с частным собственником и инвестором в качестве основного партнера, участием области и реализации на базе этого нового предприятия другого инвестпроекта, менее масштабного, но который позволил бы сохранить основные лесхозы и основную структуру предприятия.

Так появилось предприятие УК «Кировлес», оно было преобразовано в УК «Лесхоз» с долей госучастия 25% и 75-процентной долей частных инвесторов. Это предприятие заявило свой инвестпроект, втрое меньше, чем был у КОГУП «Кировлес» - порядка 700 тыс. кубометров леса.

В 2014 году сособственники договорились, что новый собственник (изначально собственником НЛК и партнером УК «Лесхоз» был Альберт Ларицкий - прим.) выкупает долю собственности до 100%, разрабатывает новый проект, дополняющий проект НЛК, и, по сути, объединяется с ним. Решение, подчеркивает Белых, было коллегиальным, принятым на заседании правительства. 

Ларицкий, Судгаймер, внебюджетные источники

Причиной всех проблем, по словам Белых, стал конфликт Ларицкого и Судгаймера (по версии следствия, от первого Белых получил 200 тыс. евро, от второго - 400 несколькими частями - прим.). «Купив у Ларицкого НЛК и «Лесхоз» в 2013 году, Судгаймер обнаружил у предприятий множество проблем и стал жаловаться мне. Я на это им отвечал, что это корпоративный их конфликт», - вспоминает подсудимый. Он указывает, что они писали заявления друг на друга.

После Белых начал говорить о «внебюджетных источниках средств». В регионе, рассказывал он, есть вещи, которые невозможно финансировать из бюджета, и поэтому нужно работать с внебюджетными источниками. Было три таких направления - спорт, культура и благоустройство.

Проблема спорта в том, что в области было две профессиональные команды - по хоккею с мячом «Родина» и по хоккею с шайбой «Олимпия». На них регулярно выделялись деньги из бюджетов различных уровней. Белых же считал неправильным финансирование профессионального спорта из бюджета вместо детского спорта или массового. Поэтому бюджетное финансирование прекратили, и нужно было найти спонсора для финансирования команд. Такая работа велась с крупными предприятиями как области, так и России.

Все памятники и формы малой архитектуры также якобы были построены за счет внебюджетных средств. Деньги тратились и на проекты по благоустройству: Белых указывает, что лично дарил победителям конкурсов призы, которые оплачивались из его фонда. Например, несколько лет лучшему дворнику вручали автомобиль.

«Коррупция - это как раковая опухоль, она не может распространяться в абсолютно нормальной отдельно взятой клетке, - констатирует Никита Юрьевич. - Предпринимательское сообщество из десяти тысяч предпринимателей считает, что все в Кировской области движется в правильном направлении, а плохо говорящий по-русски немец Судгаймер думает, что у него вымогают деньги».

Взятка глазами Белых

С Судгаймером экс-губернатор контактировал по вопросам НЛК и «Лесхоза». Также они обсуждали вопрос участия бизнесмена в благоустройстве наряду с другими предпринимателями. Судгаймер якобы сначала согласился на безналичное перечисление средств в фонд, но потом сказал, что передаст наличными: мол, у его предприятий проблемы с оборотными средствами, а перечислять из-за границы будет дорого, сложно и не совсем законно.

В любом случае, подчеркивает Белых, речь не шла о том, что деньги предоставляются лично ему. Все переговоры, говорит он, фиксировались на аудио и есть в материалах дела.

В Риге в ресторане аэропорта Судгаймер сказал, что готов оказать спонсорскую помощь социальным проектам. По словам Белых, он говорил бизнесмену, что деньги нужно направить на счета фонда, но немец продолжал настаивать на наличке.

Ходя по камере, Никита Юрьевич говорил: они не договаривались о взятке, и никакая конкретная сумма не называлась, ни о какой конспирации речь не шла. Деньги Судгаймер передал помощнице Белых Татьяне Катанкиной, так как сам глава региона был занят. В конверте оказались 50 тыс. евро, которые Белых отдал Алексею Пыхтееву, чтобы положить их на счет фонда.

«24 июня 2016 года я пошел в кафе на встречу с Судгаймером. Первоначально мы договорились о встрече баре при входе в гостиницу Lotte Plaza, где всегда много людей и в принципе не может быть секретных действий. Потом Судгаймер сказал, что находится в ресторане Megu внизу», - рассказал экс-губернатор.

Там была уже совсем другая обстановка, вспоминает подсудимый. При встрече Судгаймер почти сразу поздравил Белых с прошедшим днем рождения и протянул ему красный бумажный пакет с бутылкой вина внутри. Никита Юрьевич взял пакет, поставил его на пол, не прикасаясь ни к чему внутри. Уже на выходе из ресторана к нему подошли сотрудники ФСБ. Судгаймера увели с растерянным видом, а Белых стали высвечивать руки, собирать следы бинтом. Из красного пакета достал деньги, находившиеся под коричневым пакетом. Сотрудник ФСБ разложил деньги, стал их пересчитывать перед Белых и фотографировать его на их фоне.

Изначально, указал Никита Белых, он решил, что деньги принадлежат немцу и разыскивают именно его. Однако теперь он считает, что вся работа велась заранее: «Когда Судгаймер, якобы возмущенный вымоганием у него взятки, написал 6 июня заявление в ФСБ - на самом деле это был только предлог, а вся работа велась заранее. Все это говорит о том что должностные лица ФСБ имеют ложное представление о коррупции и устроили провокацию».

На этом первая часть допроса бывшего губернатора Кировской области, подозреваемого в получении взятки на общую сумму 600 тыс. евро, закончена. Продолжение - 20 сентября.

Читайте по теме Дело Никиты Белых
Дело «КРИКа»: представитель потерпевшего не смог ответить на большинство вопросов
Суд не стал прекращать преследование Белых по 285-й статье
Прокурор предложил прекратить преследование Белых по одной из статей
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ