Белых: Для взятки я бы обошелся без посредника

20 сентября 2017, 18:35 | Репортеръ
Никита Белых, обвиняемый в получении взятки на общую сумму 600 тыс. евро, рассказал, кто продвигал инвестпроект «Нововятского лыжного комбината» и по каким заведениям они ходили с Юрием Судгаймером.
Никита Белых, Сергей Щерчков
Никита Белых, Сергей Щерчков

Заседание 13 сентября не вместило в себя полный допрос экс-губернатора Кировской области, поэтому сторона обвинения свои вопросы задавала спустя неделю. Значительную часть этого дня потратили на выяснение того, насколько близко Белых был знаком с бывшим собственником Альбертом Ларицким и насколько он причастен к включению проекта НЛК в список приоритетных.

Белых-Ларицкий-Сысолятин

Из трансляции «Медиазоны» становится известно, что познакомились они в 2009 году, Ларицкого представили как акционера одного из основных предприятий Кировской области, который реализует или планирует реализовать крупный инвестпроект в сфере лесопереработки. По словам Белых, общались они от случая к случаю - Альберт Эдуардович жил тогда в Москве (сейчас должен в колонии за мошенничество в особо крупном размере - прим.).

«Думаю, что мое общение с Альбертом Ларицким было более интенсивным уже после продажи им данного предприятия («Нововятского лыжного комбината» - прим.) новому владельцу (Судгаймеру в 2013 году - прим.)», - отмечает Никита Юрьевич в суде. Позже, отвечая на вопрос прокурора, он добавляет, что это не было «самым ярким впечатлением от встреч в 2009 году».

Обвиняемый рассуждает, что между ними были «скорее приятельские отношения», потому что Ларицкий интересный собеседник: «Деловые вопросы мы, как правило, не затрагивали, что, собственно, и подтверждается тем, что мы продолжали с ним общаться и после реализации его активов на территории области».

Владимира Сысолятина, которого в апреле 2010 года назначили директором КОГУП «Кировлес» вместо Вячеслава Опалева, представили Белых в том числе как человека, который несколько лет работал в правительстве Кировской области в качестве вице-губернатора, первого вице-губернатора и представлял интересы области в Совете Федерации. С 2008 года Сысолятин был гендиректором НЛК и позднее проходил по уголовному делу о махинациях с покупкой оборудования через ряд фирм-прокладок. Белых вспоминает, что их знакомство носило исключительно деловой характер.

Владимир Сысолятин и Никита Белых. Фото Светланы Ерощенко
Владимир Сысолятин и Никита Белых. Фото Светланы Ерощенко

Кто проталкивал НЛК

После этого прокурор перешла к мысли, что инвестпроекту НЛК кто-то помог занять место в списке приоритетных. Различаясь формулировками, ее вопросы добивались, по сути, ответа по одному-единственному моменту: прилагал ли Никита Белых усилия к тому, чтобы проект туда включили.

Newsler.ru нашел распоряжение от 17 ноября 2009 года, в соответствии с которым ОАО «Нововятский лыжный комбинат» и представленная им концепция проекта соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

Документ указывает, что «Нововятский лыжный комбинат» в 2009-2014 годах обязывался модернизировать действующее производство и довести ежегодный объем выпуска древесно-стружечных плит до 130 тыс. кубометров в год, паркетной доски до 340550 кв. метров в год, лыж до 340 тыс. пар, мебельного щита до 3600 кубометров, гнутоклееных изделий до 6636 кубометров. Предприятию в аренду без аукциона лесные участки отдавали бы 684,4 тыс. кубометров леса в год. Все это - при условии внесения проекта в перечень приоритетных. В этом случае контролировал бы реализацию проекта департамент промышленного развития Кировской области во главе с Сергеем Вандышевым, на которого в ноябре 2016 года завели уголовное дело за злоупотребление полномочиями, а также зампред Эдуард Носков.

Отвечая прокурору, Никита Юрьевич твердил, что не принимал единоличных решений в принципе, все проходило обсуждение в правительстве. Это касается и проекта НЛК: «В материалах дела есть многочисленные отрицательные заключения различных департаментов по поводу этого проекта. Если бы я давал указания, то, наверное, они были бы все сплошь положительными».

Еще на прошлом заседании он утверждал: обвинение в том, что он давал распоряжение заключить договора аренды, «идиотское» - на этом этапе он якобы уже не мог принимать никаких управленческих решений, так как приказ исходит от Минпромторга. Спустя неделю он вновь настаивал: «Все это прописано в нормативных документах, никаких дополнительных указаний для исполнения не требуется».

Он также отметил, что в законе «О Кировской области» прописаны сроки, в течение которых данные процедуры должны быть завершены. В то же время заявка по проекту НЛК поступила 30 сентября 2009 года, а утверждена была только 17 ноября, то есть с превышением установленного срока в полтора раза. Белых заметил: на его взгляд, это не вяжется с «теорией о всяческой поддержке и продвижении данного проекта со стороны должностных лиц».

Кроме того, указал Никита Юрьевич, работа по проекту НЛК велась в правительстве Кировской области и до его вступления в должность губернатора.

Параллельно экс-губернатор занимался просветительской работой. Так, когда прокурор спросила, давал ли Белых указание зампреду Сергею Щерчкову проследить, чтобы Департамент лесного хозяйства согласовал перечень высоколиквидных лесных участков для НЛК и УК «Кировлес», тот попросил уточнить, что такое «высоколиквидные лесные участки».

Однако прав задавать вопрос гособвинению у него не было, и Белых заметил: «Я хочу пояснить, что такого термина не существует. Я очень не хочу переходить в формат лекции и не буду этого делать, но его не существует. Никаких указаний, названных Вами, я не давал, по причине того что УК «Кировлес» не существовал, а по НЛК - поскольку вся работа велась в том же рабочем порядке, в котором велась работа и по другим инвестропектам».

Никита Юрьевич не уставал повторять, что распоряжение о включении проекта согласовывают все члены правительства, а сам проект отдельно визируется руководителем юридической службы. Он объяснил, что наличие отрицательного заключения любого из членов правительства не несет за собой отмены документа - такое могло случиться только в случае отрицательного заключения от юристов.

Гособвинение тоже не сдавалось и спрашивало, сообщал ли когда-нибудь Белых Ахмадуллину, Щерчкову или кому-либо другому в правительстве «о своей заинтересованности во включении проектов Ларицкого в перечень приоритетных». «Никогда, - ответил экс-губернатор. - Я даже не представляю, в какой форме это должно произойти. «Я с этим мальчиком дружу, у меня есть заинтересованность в этом проекте»? Так?».

Кто был заинтересован

Чувство юмора обвиняемому не отказывало. Приводим диалог, записанный «Медиазоной»:

- Расскажите, пожалуйста, об Ахмадулине (теперь уже бывшем министре лесного хозяйства, тоже было уголовное дело - прим.).
- Высокий брюнет, - отвечает Белых.

Никита Юрьевич не отрицал, что Кировская область была заинтересована в реализации проекта УК «Кировлес». Как он пояснил, речь идет о письме, которое они приложили к заявке (как и в случае с проектом «Северо-Западной лесной компании», по его словам). Тогда речь, утверждает подсудимый, шла только о том, что проект несет социальный характер: людям нужно было сохранить работу, а области - инфраструктуру. Область, напомним, была соучредителем предприятия. Кто был инициатором этой идеи, Никита Юрьевич не вспомнил.

Возвращаясь к Щерчкову

Прокурор поинтересовалась, почему он назвал показания Щерчкова оговором, если они были весьма близки, со слов Белых. «Говорят, что за деньги можно купить все: можно купить здоровье, можно купить интересы, за деньги нельзя купить хорошего друга. Хотя его за деньги можно продать, - приводит объяснение Никиты Юрьевича «Медиазона». - Я думаю (это мое предположение) что Щерчков действительно мог получить какое-либо вознаграждение за ту работу, которая осуществлялась. Возможно, это было установлено правоохранительными органами».

«Из материалов дела, - продолжал он, - видно, что были возбуждены уголовные дела в отношении Ларицкого, Сысолятина и Щерчкова, которые после дачи показаний Щечркова на меня были прекращены. Я могу только догадываться о том, что так повлияло на человека, которого я считал своим другом, и заставило его оговорить меня. Возможно, страх уголовного преследования, возможно, что-то еще».

Экс-глава региона вновь не исключил, что Щерчков мог взять деньги, но только для себя: «Эти деньги мне не предназначались. Другое дело, что Щерчков и Ларицкий несколько раз меняли свои показания. В конечном итоге Сысолятин мог сказать, что эти деньги предназначались для меня, хотя это не соответствует действительности». Рассуждая на эту тему, он добавил: даже если бы у него и возник корыстный умысел, то он бы не стал использовать посредника.

Здесь нужно заметить, что информация об уголовном преследовании Сергея Щерчкова действительно всплывала. Но официального подтверждения она так и не получила, в итоге сложилось мнение, что Сергей Владимирович вышел сухим из воды именно благодаря показаниям по делу Белых.

Фонды, фасады и взятка

Вскоре после задержания Никиты Белых появилась версия, что деньги экс-губернатор брал на благоустройство города, в частности, на кировские фасады. На суде он пояснил, что в бюджете Кирова денег на фасады не закладывались и не могли закладываться, так как считаются нецелевыми.

В Фонд поддержки инициатив губернатора Кировской области Белых вносились деньги только от него самого, в «Военно-историческое общество» и фонд «Вятка» принимались безналичными переводами. Белых предполагает, что возможность внесения наличных была, но у него не было такой необходимости.
Говоря об эпизоде, когда его помощница Катанкина получила 50 тыс. евро от Судгаймера, Никита Юрьевич подчеркнул: «Это было неправильно, но никакой коррупции или взятки в этом не было - корыстных умыслов не предусматривалось».

Веселье с Судгаймером

На прошлом заседании обвиняемый заявил, что причиной всех проблем стал конфликт Ларицкого и Судгаймера (по версии следствия, от первого Белых получил 200 тыс. евро, от второго - 400 несколькими частями - прим.). «Купив у Ларицкого НЛК и «Лесхоз» в 2013 году, Судгаймер обнаружил у предприятий множество проблем и стал жаловаться мне. Я на это им отвечал, что это корпоративный их конфликт», - вспоминает подсудимый.

По словам Белых, предприниматель ставил перед ним вопросы взаимоотношения предприятий с налоговыми службами, считая, что проблемы с ними должны лежать на предыдущем владельце.

Общались они как по телефону, так и лично, но не так близко, чтобы вместе ходить в баню.

- Не ходили? - уточняет прокурор.
- Нет, у меня высокое давление, врачами не рекомендуется. Периодически меня Судгаймер приглашал в какие-то поездки или отдых, я вежливо отказывался.
- Увеселительные заведения, заведения общепита, предоставляли для вас площадку для общения с Судгаймером?
- Страшно сказать, но общепит - да. Дело в том, что у меня не в каждом городе есть офис для ведения переговоров, поэтому встречались в кафе, в лобби отеля. Но это не увеселительные заведения.
- А в увеселительные?
- Нет. Вы его видели, Судгаймера?
- Нет, но надеюсь, увижу.
- Вот когда увидите, поймете, можно ли с этим человеком веселиться.

На этом заседание закончилось, хотя прокурор задала лишь половину вопросов. Допрос Белых стороной обвинения продолжится через неделю, далее в суд намерены привезти из СИЗО Альберта Ларицкого, затем - Юрия Судгаймера.

Читайте по теме Дело Никиты Белых
Дело «КРИКа»: представитель потерпевшего не смог ответить на большинство вопросов
Суд не стал прекращать преследование Белых по 285-й статье
Прокурор предложил прекратить преследование Белых по одной из статей
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ