Никиту Белых начали сдавать

4 октября 2017, 18:29 | Репортеръ
4 октября в Пресненском суде Москвы должны были завершить допрос Никиты Белых, однако предпочтение в итоге отдали бывшему собственнику НЛК и УК «Лесхоз» Альберту Ларицкому. Сам осужденный за мошенничество, он рассказал про просьбу Щерчкова «отблагодарить губернатора» и привычки экс-главы области.
Никиту Белых начали сдавать

Допрос экс-губернатора Кировской области, обвиняемого в получении взяток на общую сумму 600 тыс. евро, должен был завершиться четвертым эпизодом в среду, 4 октября. Однако оказалось, что может сорваться допрос Альберта Ларицкого, назначенный на это же время, - осужденного за мошенничество бывшего собственника НЛК и УК «Лесхоз» должны этапировать в другое СИЗО. Учитывая эти обстоятельства, прокурор решила допросить первым именно Ларицкого, пишет «Медиазона».

Белых предложили пока присесть, и тот не замедлил откликнуться: «Ваша честь, я объяснял: мне одинаково тяжело что сидеть, что стоять. Я бы мог прилечь, но этого сделать нельзя. У меня больная спина, мне и стоять, и сидеть тяжело».

Кто рулил инвестопроектами

В 2008 году Альберт Ларицкий приобрел Нововятский лыжный комбинат, предприятие занималось лесопереработкой. Всю операционную деятельность вел директор Владимир Сысолятин, назначенный на эту должность в 2008 году.

К Щерчкову, с которым он познакомился на одном из совещаний в правительстве Кировской области, Ларицкий обратился в 2010 или 2011 году, когда менеджмент НЛК решил, что предприятию нужно либо купить, либо арендовать лесные участки. По словам свидетеля, зампред обещал помочь с намеком, чтобы «мы отблагодарили губернатора». «Я эту просьбу Щерчкова воспринял как желание губернатора передать ему денежные средства», - уточнил Ларицкий.

Когда все «долгие бюрократические процедуры» были окончены и в 2012 году НЛК получил участки в аренду, Ларицкий «взял 200 тыс. евро у себя дома в сейфе в Швейцарии (сумму определил произвольно, исходя из тех прибылей, которые я мог получить) и полетел в Киров». Деньги Альберт Эдуардович передал Сысолятину с просьбой отдать Щерчкову - последний сказал, что передаст деньги дальше губернатору Кировской области. Кстати, по словам прокурора, среди материалов уголовного дела есть выписки со счета Ларицкого, подтверждающие снятие 200 тыс. евро.

Месяца через «два-три» он спросил у Владимира Сысолятина, улучшились ли у него взаимоотношения с правительством области. Тот ответил, что улучшилось, и Ларицкий «сделал вывод, что все хорошо».

Участки для проектов «Лесхоза» и НЛК были разными: в НЛК они построили линию для переработки низкосортной древесины, а в «Кировлесе» (бывшем УК «Лесхоз» - прим.) была линия для заготовки и переработки древесины. «В этом и заключалось принципиальное отличие между двумя проектами», - объясняет Ларицкий.

Когда Щерчков устроил ему одну встречу с Белых, тот «произвел впечатления человека, разбирающегося в лесной отрасли. Я понял, что он в курсе того, что мы собираемся делать». После этого прокурор спросила, чей голос, по его мнению, был решающим в плане утверждения концепции инвестпроектов.

Напомним, на прошлых заседаниях Белых пытался доказать, что решает все правительство, а не «мы, Никита Юрьевич, божьей милостью и голосами избирателей». Ларицкий, однако, считал по-другому: «Там сложная система принятия решений, но ключевую роль, конечно, играет губернатор, потому что аренда леса - это компетенция субъекта федерации. Он не принимал такие решения единолично, просто физически не мог - это коллегиальное решение, но конечно, от него зависела большая часть - без поддержки губернатора проект не прошел бы». Судья просит уточнить, почему. «Хороший вопрос. Такова система устройства власти в России, - отвечает свидетель. - Если высшее должностное лицо говорит: «ОК», то все понимают, что «ОК». Если говорят: «Идите отсюда», то все идут отсюда. В моем понимании решение принимает первое лицо.

Как передавали взятку

По словам Ларицкого, с Белых у него были приятельские отношения. «Встречались в Москве, он останавливался в Marriott, на дне рождения у него я был раз или два», - вспоминает свидетель. «Ну, так... Встречались периодически», - добавляет он.
После одного из совещаний в конце 2011 года Щерчков сказал Ларицкому то ли «не забудьте нас отблагодарить», то ли «не забудьте отблагодарить губернатора». «Я его просьбу воспринял как требование и, собственно, ее исполнил», - говорит Альберт Эдуардович. К выводу, что нужны были именно деньги, он пришел «исходя из бизнес-лексики, скажем так, это было именно требование передать денежные средства».

Он рассказал, что такая формулировка звучала всего один раз, больше ему не напоминали: «Я в принципе с первого раза всегда понимаю. Как только были заключены договоры лесных участков, я счел, что пора. Мои пожелания были исполнены, нужно отблагодарить».

Это произошло через два-три месяца после слов Щерчкова, заявил Ларицкий: «Щерчков нечасто мне звонил, обычно Сысолятину. И коли он мне позвонил и спросил, когда я приеду, я воспринял это как «где деньги», как побуждение к действию. Я был весьма далек от мысли, что Щерчков по мне соскучился. Он не звонил мне никогда просто так, спросить, как здоровье, или поздравить с Новым годом. Он всегда звонил по делу. Поэтому я воспринял это как напоминание. Он вообще очень аккуратно разговаривал по телефону и не только по телефону, поскольку всегда считал, что ФСБ за ним смотрит».

Взятку составляли купюры номиналом 500 евро, всего было четыре пачки по 100 купюр, перевязанных лентой Credit Suisse. Деньги лежали в оранжевом пакете Hermes и в еще одном прозрачном пакете.

Фото crimerussia.com
Фото crimerussia.com

По словам Ларицкого, Владимир Сысолятин, который во время суда по делу НЛК потерянно твердил, что всю схему с фирмами прокладками организовал именно Альберт Эдуардович, знал, что в пакете деньги. «Владимир Петрович всегда к деньгам аккуратно относился. Он их, конечно, не пересчитывал, но заглянул, проверил. Я пояснил, что эти деньги нужно отдать Щерчкову», - сказал Ларицкий.

После того как Сысолятин и Щерчков встретились, Ларицкий позвонил Сергею Владимировичу, «спросил, все ли в порядке, доехал ли до тебя Петрович». «Да, доехал, все в порядке. Ну и что-то сказал - все довольны? Да, все. Высказал утверждение, что все хорошо», - вспоминал свидетель.

Через некоторое время Ларицкий поинтересовался у Сысолятина, пошла ли работа быстрее: «Департаментом лесных ресурсов командовал Щерчков. Там было сложное взаимодействие, потому что множество вопросов и всегда возникают разногласия, которые могут решаться тем или иным способом. Я спросил, улучшилась ли ситуация в работе? Да, улучшилась. Из чего я сделал вывод, что все стало хорошо. В чем именно улучшилось, сказать сложно, но появилась какая-то поспешность в принятии решений в пользу предприятий».

Ларицкий, отвечая на соответствующий вопрос прокурора, указал: проблемы возникли бы и в случае исключения проектов НЛК и «Лесхоза» из списка приоритетных, и в случае плохих отношений с губернатором. «Вот был Пугачев, который испортил отношения с главой страны, и какие последствия? В любом субъекте федерации отношения с губернатором - это самое важное, испортить их - всегда значит иметь плохие последствия», - пояснил он.

Свидетеля спрашивают, за какие действия он передавал деньги для Никиты Белых. «За действия или бездействия, облегчающие мой бизнес в Кировской области, - отвечает Ларицкий. - Конкретно я воспринимал это так, что даю деньги за то, что мне выделили участки по приоритетным инвестиционным проектам». По большей части, отметил свидетель, он в рабочие вопросы не вникал: «Я вмешивался в процесс только в том случае, когда нужно было принять какое-то стратегическое решение. Как только Сысолятин мне говорил, что все хорошо, я дальше не вникал. Если он говорил, например, Щерчков с тобой хочет говорить, значит, возникала проблема, выходящая за его компетенцию, например, лесные пожары».

«При мне никаких [конкретных] указаний Белых не давал. То есть, как в кино показывают - Белых собрал совещание, сказал: «Отдавайте Ларицкому лес» - такого я не видел. Я получил результат. Каким образом он был получен - мне совершено неинтересно», - заявил он.

Владимир Сысолятин на суде по делу НЛК
Владимир Сысолятин на суде по делу НЛК

«Внутреннее понимание [того, что взятка достигла цели] на чем-то базировалось? На лояльном отношении правительства к Вашему бизнесу? До передачи денег было заметно иначе» - спросила прокурор. «На вопрос, заданный в такой форме, я хочу пояснить, что чиновники не те люди, которые бизнесмену моего уровня скажут: «Пошел вон из кабинета», - заявил Ларицкий. - Все принимают, все обнимают, все чай наливают. Если мы говорим об удовлетворении интересов моих - я уже говорил, что мои пожелания были исполнены. Щерчков онлайн общался с Сысолятиным, проекты были одобрены. Я физик по образованию, у меня не было, знаете, средств объективного контроля. Специально нам никто не мешал, все нам помогали, поэтому я полагал, что Щерчков деньги донес. Еще раз хочу сказать, что он был доверенным лицом Никиты Юрьевича, и я его пожелания воспринимал как пожелания Никиты Юрьевича».

Кому на самом деле ушла взятка

«Щерчков был курирующий вице-губернатор, я понимал, что все его просьбы - это просьбы губернатора, руководства области», - сказал свидетель - начались вопросы на тему, взял Сергей Владимирович деньги себе или все же передал их Белых.
Лично у Никиты Юрьевича этот момент Ларицкий никогда не уточнял: «Щерчков - это близкий человек, Белых его привез из Перми. Спросить у Белых, получил ли он деньги, значило поссориться и с Щерчковым, и с Белых. Поэтому я таких вопросов не задавал. Если мне предмет благодарности обозначил Щерчков, я считал, что так принято. Задавать такой вопрос было бы некорректно, неприлично, привело бы к серьезным проблемам».

При этом в зампреде Ларицкий не сомневался: «Знаете, на американских деньгах написано: «В Бога мы верим, а все остальное - наличными». Наличные я передал Щерчкову. Я не сомневался в том, что он близок к губернатору и что он все свои действия согласовывает с ним. Поскольку ситуация улучшилась, я этот вопрос дальше не исследовал. Если бы у нас что-то не получалось, то я бы, конечно, задавал вопросы. Но все было нормально, в рабочем порядке. Если бы после передачи денег я понял, поддержки со стороны правительства не получаю, я бы задал вопрос Щерчкову, а потом пошел бы к губернатору».

Правительство Кировской области
Правительство Кировской области

«С моей стороны в чем он выражена была?» - спрашивает у него Белых. Ранее его адвокат зачитал часть показаний Ларицкого, которые тот дал 3 ноября 2016 года на допросе. Говорится, что взятка давалась за «предоставление самых выгодных и ликвидных лесных участков без проведения конкурсов и процедур и дальнейшее покровительство». «Этот кусок текста вырван из других объяснений, в которых я указывал, что взаимодействия проводили Сысолятин и Щерчков, и в моем понимании получалось, что Белых бизнесу помогал, - ответил Никите Юрьевичу свидетель. - Сложно сказать конкретнее. Это то же самое, что я никогда не видел, как Вам Щерчков передавал деньги».

Привычки Никиты Белых

«Вы пояснили, что Белых не пил, - перешла к другому блоку вопросов прокурор. - А можете что-то пояснить о его предпочтениях в выборе дорогого алкоголя?» Пока весь зал посмеивался, Ларицкий заявил: «Когда какое-то события у высокопоставленного человека происходит (смерть хомячка, например), то все допущенные к высокому чину, в зубах несут вещи, которые этому чину и не нужны: портфели, ручки, алкоголь в том числе. Я таким не занимался, потому что с детства не люблю очереди, а это происходит обычно в порядке живой очереди».

Но прокурор хотела знать об экс-губернаторе больше. «Никита Юрьевич мог пригубить вина, - отвечал Ларицкий. - Он любил купить сигары, раз в месяц, в два... Любит исторические книги, интересовался историей ГУЛАГа...» «Даже монографию написал!» - вставляет Белых. «Да, сейчас ты можешь описать историю изнутри! Как и я, собственно», - соглашается Альберт Эдуардович.

фото из рабочего кабинета Белых, июль 2015 года

«Знаете, у Белых была такая мерзкая для чиновников привычка, - продолжал Ларицкий. - Я просто люблю просыпаться поздно, и мы шли завтракать - в «Кортъярде» - он всегда почему-то за меня платил. Как бы я не старался это пресечь, он всегда делал это зачем-то!»

«Что еще... Жил на работе, я дарил ему сигары из Эквадора, вроде бы, книжку по истории», - вспоминал свидетель. «Поездки за границу, помощь семье, что-то известно? Покупка дорогих объектов недвижимости?» - подсказывает прокурор. «Ничего такого не знаю. У вас были такие объекты?» - обращается Ларицкий к Белых. «Сам первый раз слышу», - откликается тот.

«Просто с одной стороны с Никитой Юрьевичем очень легко общаться, с другой - он не пьет», - отметил Ларицкий. «До сих пор не пью. В Лефортово вообще удобно не пить», - замечает подсудимый. «Да и температура там лучше, и душ! Еда отличная!» - соглашается экс-собственник НЛК.

Стиль их общения наталкивает на мысли о близком знакомстве, и Белых спрашивает, не удивила ли Ларицкого «деликатная просьба» со стороны Щерчкова, который был доверенным лицом, но с которым у самого Альберта Эдуардовича отношения были только рабочими. «Удивила, но я полагал, что у вас в хозяйстве так принято, - пояснил тот. - Ну, через зама. Это помогает избежать многих сложностей в общении... Я считал вас деликатным человеком, Никита Юрьевич».

«Вы были правы, - одобрил экс-губернатор. - Обращались ли Вы ко мне с конкретным просьбами по проектам, давал ли я при Вас поручения заместителям или департаментам? Обсуждали мы рабочие вопросы?» «В составе совещаний были рабочие вопросы, конечно, но так, чтобы я пришел и сказал: «Никита Юрьевич, родной, сделай так-то», - такого не было», - ответил Ларицкий.

«Почти семья» с Судгаймером

Немецкого бизнесмена Юрия Судгаймера Ларицкий знает больше 20 лет, они были друзьями и бизнес-партнерами. «Когда мы с ним договорились разделить активы, я передал ему активы в Кирове - НЛК, УК «Лесхоз». Он был полностью в курсе бизнеса, у них с женой было два места в совете директоров из пяти с 2009 года, и, по нашей договоренности, он должен был мне отдать активы за пределами России. Но после того как он получил активы в Кирове, он начал говорить, что не в курсе происходящих дел, что его многие вещи не устраивают, мы поссорились и перестали общаться», - вспоминал Ларицкий. Это произошло в 2013 году, указал свидетель, добавив: перед сделкой его люди сделали аудит, и Судгаймера все устроило.

Ларицкий привез Судгаймера в Киров и познакомил с Белых, представив того приличным бизнесменом, который «хочет тут работать», отрекомендовал «как своего товарища». «Белых, как всегда сказал, что инвесторам рад, обещал поддерживать», - уточнил Ларицкий. Узнав со слов Никиты Юрьевича, что Судгаймер постоянно на него жалуется «в нелицеприятных выражениях», он выразил сожаление, что их «почти семейные» отношения дошли до такого.

По словам свидетеля, заявление на Белых по поводу взятки он написал, после того как узнал о его задержании. «Я изложил информацию о противоправной деятельности Никиты Юрьевича, - сказал Ларицкий. - Нет, меня никто не заставлял это сделать». «Бряцни наручниками!» - снова высказался с места Белых.

Отметим, Ларицкого осудили осенью 2016 года по части 4 статьи 159 УК РФ на три года общего режима. Эпизоды связаны с кредитованием ОАО «Нововятский лыжный комбинат» (НЛК) и последующим выводом денег на личный счет Ларицкого в швейцарском банке. По версии следствия, Ларицкий похитил около 10 млн долларов. Когда стало известно, что он проходит свидетелем по делу Белых, некоторые начали утверждать, что предприниматель мог согласиться на сотрудничество со следствием и дать нужные показания, чтобы избежать уголовного преследования. 

Адвокат в суде указал, что в 2013 году Ларицкий обращался в органы, тогда проводилась проверка, в результате которой был установлен «ряд обстоятельств», свидетельствующих, что Судгаймер якобы был зависим от правоохранительных органов и потому имел основания оговорить Белых. Ларицкий подтвердил, что подавал заявление, потому что за месяц до этого сам Судгаймер будто бы подал заявление на него. «По обоим был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела», - пояснил Ларицкий. Решение, добавил он, он не оспаривал - «в Лефортово сложно оспаривать что-либо».

На этом заседание закончилось, следующее состоится 11 октября. 

Читайте по теме Дело Никиты Белых
Дело «КРИКа»: представитель потерпевшего не смог ответить на большинство вопросов
Суд не стал прекращать преследование Белых по 285-й статье
Прокурор предложил прекратить преследование Белых по одной из статей
Комментарии (7)К последнему
Гость_Лена Р | 13 октября 2017, 16:07 #
Что за бред? Тот сказал, этот так понял, а этот вот так сделал... Детский сад( По косвенным признакам будем шить дело?...
Гость_кирил | 14 октября 2017, 12:05 #
А Котлячкова почему не судят???? Хоть бы хер продолжает работать и с новым губером. Вместе с ПРУСАКОМ развалил все ПТИЦЕФАБРИКИ в области, набил карманы и продолжает работать!! Это только в России так можно....
Гость_Tujh | 14 октября 2017, 12:08 #
А Котлячкова почему не судят???? Хоть бы хер продолжает работать и с новым губером. Вместе с ПРУСАКОМ развалил все ПТИЦЕФАБРИКИ в области, набил карманы и продолжает работать!! Это только в России так можно....
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ