После задержания ладони Никиты Белых светились с двух сторон

19 января 2018, 14:25 | Репортеръ
Рассмотрение дела экс-губернатора Кировской области движется к финалу. 18 января показания дали бывший министр экономики и председатель партии «Гражданская инициатива» Александр Нечаев и следователь, который заявил: получив пакет, Белых выходил «с очень довольным видом».
После задержания ладони Никиты Белых светились с двух сторон

Заседания по делу Никиты Белых из-за состояния его здоровья по-прежнему проходят в СИЗО «Матросская тишина». Журналисты находятся там без гаджетов и восстанавливают события по бумажным записям.

Первым свидетелем защиты 18 января стал один из учредителей кировского отделения Военно-исторического общества Дмитрий Кардаков (директор регионального центра подготовки граждан к военной службе). Как передает его слова Медиазона, ВИО было создано для изучения военной истории России и «недопущения попыток ее искажения». Они занимались благоустройством захоронений, помощью поисковым отрядам, установкой памятников и показом кинофильмов.

«Мероприятия финансировались за счет поступлений (только безналичных - прим.): частных пожертвований, пожертвований организаций, переводов на уставную деятельность или конкретно на установку памятников, например, - рассказывал Дмитрий Сергеевич. - Непрерывно учет и контроль велся». Привлечением средств в первую очередь занимался губернатор: «У него же широкий круг общения».

Решения по поводу расходов принимались на заседаниях совета, о потраченных средствах отчитывались. В работе совета Белых, по оценке Кардакова, принимал «ведущую роль» и «был локомотивом».

Совет распределял суммы от сотен рублей до «десятков, сотен тысяч, иногда даже миллионов рублей». В 2015 годупотратили около 30 млн рублей: порядка 3 млн на Аллею славы в Парке Победы, порядка 5 на обустройство парка и фонтан, а также на прочие проекты в рамках 70-летия Победы.

Письма с предложениями помочь обществу подписывал губернатор. «Нам сейчас его не хватает. Его участие во всем - не формальное, а искреннее, деятельное», - заявил свидетель. Он подчеркнул, что Белых регулярно интересовался поступлениями, контролировал международную деятельность. В настоящее же время спонсорская помощь в Военно-историческое общество не привлекается, остались только членские взносы.

Отвечая на вопрос Никиты Юрьевича, Кардаков указал, что средства общества никогда не направлялись на личные нужды Белых.

«Принес бы гораздо больше пользы»

Следующим стал бывший министр экономики и председатель партии «Гражданская инициатива» Андрей Нечаев. «А можно Никите Юрьевичу руку пожать?» - спросил он у судьи, зайдя в кабинет. «Конечно», - улыбаясь, ответила та.

Они познакомились в 2003 году «на почве политической деятельности», отношения сложились «сугубо товарищескими, никаких бизнес-дел». После Белых встал во главе региона, они стали общаться мало. «Потом случилась другая беда - Никита Юрьевич перестал пить», - пошутил политик.

В суде Нечаев и Белых разговаривали про ООО «Полеко» («Демьяновские мануфактуры»). В 2009 году Нечаев обратился к Никите Юрьевичу за помощью, и благодаря последнему взаимовыгодное решение проблемы было найдено. Тогда речь шла «о выживании предприятия и сотне рабочих мест», объяснил на заседании свидетель.

Ни Белых, ни его подчиненные за это вознаграждения не просили, сказал экс-министр. «Не было даже полунамеков», - заверил он.

Никита Белых, по оценке Нечаева, пытался поддерживать лесопромышленную сферу в регионе, так как большое число компаний находилось на грани банкротства. Из-за закона о госзакупках леса получали, в основном, небольшие компании, из-за чего большим предприятиям не хватало ресурсов. Белых, сказал экс-министр, пытался решить эту проблему.

«Мне кажется, область под руководством Белых делала много для инвестиционного климата», - заключил Нечаев. Характеризуя подсудимого, он заметил: «Я с большим уважением отношусь к Никите Юрьевичу. Он искренне эту область полюбил и был ее патриотом, в хорошем смысле слова. Область была застойная, это не нефтяной край. Если бы он не был занят в этом мероприятии, принес бы гораздо больше пользы».

Обвинения в адрес экс-губернатора Нечаев назвал чепухой.

Андрей Нечаев
Андрей Нечаев

Две бутылки для губернатора

Третьим стал свидетель обвинения, вызванный прокурором, - следователь СКР Александр Лавров. Вообще его показания нужны были из-за несовпадения номеров изъятых купюр в материалах дела. Тот дал вполне ожидаемый ответ - «человеческий фактор, техническая ошибка», - но в дальнейшем рассказал, как Никита Белых встретил задержание.

«Наличие средств [в пакете] у Никиты Юрьевича вызвало удивление?» - спросила у свидетеля прокурор. «Не было удивления. Выходил из этой комнаты с очень довольным видом», - ответил тот.

Белых, вспоминал он, в какой-то момент поинтересовался, он ли занимается расследованием дела. Лавров ответил, что он приехал в составе следственной группы и не имеет отношения к расследованию. В дальнейшем, однако, Белых решил написать заявление по поводу дела «собственноручно, по своей инициативе». Эти объяснения приложили к протоколу осмотра места происшествия. «[Белых] никто об этом не просил», - подчеркнул следователь.

Когда свидетели закончились, стороны вернулись к исследованию вещественных доказательств. Смотрели в том числе запись, сделанную уже после появления силовиков.

Темная комната, стол, покрытый белой скатертью. За столом сидит Никита Юрьевич, на столе столовые приборы и тарелки для двоих. Камера задерживается на красном пакете (в нем на дне лежали деньги - прим.), который стоит на полу, на стуле рядом стоит черный пакет (в нем Судгаймер нес красный пакет - прим.), в нем две бутылки.

Этот факт вызывает массу вопросов в первую очередь потому, что о второй бутылке речь прежде не заходила. Только сотрудник ФСБ Будыльский, который метил купюры и пакеты, упомянул (и это очень важно!), что у Судгаймера, когда тот направлялся из здания ведомства к Белых, было два одинаковых пакета. И вопросов вновь больше, чем ответов.

Не менее любопытно другое. Когда специалист светил на руки Белых ультрафиолетом, зеленое свечение было видно на обеих сторонах ладоней. Светился и красный пакет, а адвокат обратил внимание, что бутылку, на которой также нашли следы «Туши-7», хотя ее не обрабатывали, следователь трогает без перчаток.

Читайте по теме Дело Никиты Белых
Дело «КРИКа»: представитель потерпевшего не смог ответить на большинство вопросов
Суд не стал прекращать преследование Белых по 285-й статье
Прокурор предложил прекратить преследование Белых по одной из статей
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ