Новый взгляд на пожарную безопасность

28 мая 2009, 21:31 | Владимир Островский
В мае текущего года вступил в силу Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Какие цели преследует создание технического регламента и в чем его актуальность?

Технический регламент призван создать эффективные механизмы государственного регулирования в области пожарной безопасности. Для этого, прежде всего, необходимо навести порядок в большом количестве документов, регламентирующих пожарную безопасность, оптимизировать их. Противоречия в этих документах создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных сотрудников контрольных органов. С вступлением в силу регламента все основные требования в области пожарной безопасности будут сконцентрированы в одном законодательном акте.

Кроме этого регламент должен устранить избыточные технические барьеры в области пожарной безопасности. В сегодняшних условиях, когда необходима поддержка развития малого и среднего предпринимательства, это очень актуально. Вместе с тем устранение административных и технических барьеров не означает снижения ответственности в области пожарной безопасности у владельцев объектов. Среди главных задач технического регламента также следует назвать установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции, внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного противопожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами. Теперь, согласно новому документу, собственник объекта защиты может сам выбрать наиболее приемлемый способ обеспечения требований пожарной безопасности.

Техническим регламентом предусмотрены следующие формы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, среди которых: независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), государственный пожарный надзор. Кроме этого предусматривается декларирование пожарной безопасности, подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) и др.

В соответствии с принятым техническим регламентом пожарная безопасность объекта считается обеспеченной при выполнении одного из двух условий: или в полном объеме выполняются обязательные требования пожарной безопасности, а пожарный риск не превышает установленных регламентом допустимых значений; или обеспечиваются допустимые значения пожарного риска, установленные техническим регламентом.

То есть, если владелец объекта по каким-то причинам не может в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, он обязан провести расчет пожарного риска, который не должен превышать предельно допустимых значений, установленных регламентом. Этим будут заниматься аудиторские фирмы. Качество работы этих фирм будет выборочно контролировать специальная комиссия МЧС России. На некачественную работу аудитора можно пожаловаться в орган Государственного пожарного надзора, представители которого могут провести внеплановую, независимую от аудита проверку объекта.

Если же обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентом, выполнены в полной мере, расчет пожарного риска не требуется. Введение системы аудита позволит более рационально построить систему надзора за объектами, не представляющими особую пожарную опасность и не связанными с массовым пребыванием людей. В основном это будет касаться объектов малого и среднего бизнеса. Это позволит усилить внимание государства к объектам, особо важным для национальной безопасности, социально значимым объектам и объектам с массовым пребыванием людей. Крупные предприятия, школы, больницы, дома престарелых, кинотеатры — все это останется под пристальным вниманием инспекторов Государственного пожарного надзора.

Новацией в техническом регламенте является уровень дифференцирования пожарного риска для различной категории населения и персонала предприятий. Пожарный риск — это мера возможности и реализации пожарной опасности объекта защиты и её последствий для людей и материальных ценностей. Расчетом пожарного риска будут заниматься аудиторские фирмы. Здесь все будет зависеть от конкретного объекта.

В частности, в связи с производственной спецификой, на отдельных предприятиях будет допускаться увеличение уровня риска, но только в том случае, если предусмотрены меры, компенсирующие повышенный риск, например, обучение персонала действиям при пожаре. Для таких предприятий показатель пожарного риска будет более лояльным.

Также принципиально новым является положение, касающееся страхования. При составлении собственником объекта защиты декларации пожарной безопасности предусматривается возможность проведения добровольного страхования ответственности за ущерб имуществу третьих лиц от пожара. Это касается объектов, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации. При этом собственнику объекта защиты необходимо будет произвести оценку возможного причиненного ущерба имуществу третьих лиц при возникновении пожара, а в случае невыполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности ещё и расчет пожарного риска.

Что такое декларация? Это новая форма оценки соответствия, которая вводится в регламенте. Декларация включает в себя либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых собственник объекта обязуется выполнять, либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом. Подавая декларацию, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта.

Обязательное составление декларации предусматривается для зданий детских дошкольных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больниц, спальных корпусов школ-интернатов и детских учреждений. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности призван внести принципиальные изменения и эффективные механизмы государственного регулирования в области пожарной безопасности.

Справка
Комментарии
Сергей Новоселов, замдиректора по производству ПО «Сферра»:
На мой взгляд, главный момент в новом регламенте — это введение процедуры пожарного аудита и получение сертификата пожарной безопасности. Если предприятие сможет получить такой сертификат-то инспекторы не имеют права его проверять в течение 3х лет. Но вот как раз процедура его получения и вызывает больше всего вопросов. Пока ещё непонятно как она будет выглядеть и как это отразится на конкретных предприятиях.
Из позитивных моментов я бы отметил то, что процедура государственного пожарного надзора станет более прозрачной и более строго регламентированной. Результаты проверки меньше будут зависеть от установки (настроения) инспектора. Резко снижается количество норм и правил (было более 2000 нормативных документов) . Также очень хороший фактор — 3-летний мораторий на проверки после получения сертификата пожарной безопасности.
Из негативных — появление новых процедур декларирования и сертификации пожарной безопасности. Т. е. сейчас недостаточно просто содержать объект по всем правилам, необходимо составить об этом документ и отправить его в МЧС. В конечном итоге многое будет зависеть от позиции контролирующих органов на местах. В любом случае, пройдет несколько лет, прежде чем будут видны результаты принятия регламента.
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ