Лес взяли под прокурорский надзор

23 мая 2013, 11:00 | Евгений Мальцев
В Киров на прошлой неделе съехались прокуроры из регионов ПФО, чтобы обсудить, как лучше охранять лес от преступных посягательств. Организатор семинара – Генпрокуратура РФ в ПФО.
Лес взяли под прокурорский надзор
Фото: Андрей Котельников

Для Кировской области эта тема горячая. У нас уже начались очередные лесные пожары, грозящие унести бюджетные миллионы, и еще судят Алексея Навального. Вот и замначальника управления Генеральной прокуратуры РФ в ПФО Александр Корсунов отметил актуальность вынесенного вопроса, так как он связан «с исключительным значением лесных ресурсов как национального достояния страны и одного из основных валовых продуктов экономики».

«Нерациональное использование лесов представляет серьезную опасность не только для экологической безопасности, но и для экономических интересов государства. На сегодняшний день Россия - крупнейший мировой производитель лесной продукции, однако высокий уровень криминализации отрасли деформирует рынок, снижает инвестиционную привлекательность данного сектора экономики», - цитирует слова Корсунова пресс-центр правительства Кировской области.

Одна из главных проблем, которая заботит и прокуратуру, и в целом власть, - это незаконные рубки лесов. В прошлом году на территории ПФО их обнаружено более 3800 случаев, ущерб составил более 700 млн. рублей. При этом почти 60 процентов нарушителей лесного законодательства остаются невыявленными.

По данным облправительства, Кировская область покрыта лесами на более чем 63 процента. Общий объем запасов древесины составляет более 1 млрд. кубометров, расчетная лесосека - 16 млн. кубометров. По запасам леса область в России на 19-ом месте, по вывозке древесины - на 8-ом. По объемам заготовки и деревообработки регион занимает ведущее место в ПФО и входит в число наиболее крупных производителей европейской части России.

Ущерб от незаконной валки для региона в 2012 году составил 83 млн. 400 тыс. рублей. И это без учета последствий. На сегодняшний день пока вне поля зрения правоохранительных органов и властей, которые, к слову, напрямую заинтересованы в лесе, остается экологическая проблема. Лесосеки в скором будущем исчерпают себя: законно идет вырубки или нет, последствия деятельности лесных предпринимателей ведут лес к прямой «смерти».

Миллионы тонн опила остаются в лесах, сбрасываются в полях или просто сжигаются на промплощадках. Только по самым скромным подсчетам ежегодно в регионе скапливается и не утилизируется должным образом 13 млн тонн. Причем если опил и прочие отходы деревообработки и не загорятся, то будут гнить и тлеть, мешая воспроизводству и восстановлению лесных массивов, отравляя воздух ядовитыми испарениями. С высоты птичьего полета лесные массивы уже выглядят так, словно некогда густую зеленую шевелюру поразил стригущий лишай.

На данный момент механизма, который бы работал на предотвращение проблем, нет. Над теми, кто ведет экономическую деятельность в лесах, а значит, извлекает из этого выгоду, довлеет лишь призрачная угроза нарушения лесного законодательства, а если не повезет - то угроза штрафа. Сумма его не идет в сравнение с непоправимым ущербом. Если проблема так очевидна, почему она до сих пор никого не волнует и не предпринимаются хоть какие-то шаги по ликвидации масштабных загрязнений? Это закономерный и логичный вопрос, однако ответа на него, равно как и решения, пока нет. Изредка появляются экологи и активисты, пытающиеся привлечь внимание, сами работают в качестве надзорных органов. Но дальше штрафов, пополняющих статистику, дело не идет.

Либо наказывать, либо поощрять

«Когда выезжаю в районы Кировской области, вижу много опила, сваленного рядом с лесами», - рассказывает координатор экологической организации «Хранители Вятки» Григорий Поскребышев. «А, например, в Котельничском районе видел, на какие хитрости идут предприниматели: с одной стороны - лесопилка, с другой - гора опила. Юридически понятно, что здесь сложно придраться». По мнению Поскребышева, экологические проблемы связаны с тем, что эта отрасль финансируется государством по остаточному принципу, как и культура. «В проекты, где идет переработка отходов, будь то опил, пластик или бумага, нужно вкладываться, нужна поддержка государства и даже иностранных инвесторов». Как отмечает собеседник, в первую очередь, иностранным инвесторам понятны такие проекты. В Россия еще до этого не дозрела.

«Да, можно заставлять утилизировать опил, но это будет не эффективно. Территория области большая, а инфраструктуры нет, - рассуждает Поскребышев. - Если утилизацией занимается собственник, то ему за это должны быть поощрения в виде, например, налоговых поблажек, дотаций, социальных поощрений. У государства, в свою очередь, также должен быть интерес давать такие поблажки бизнесу, так как это будет работать на дальнейшее стратегическое развитие не только субъектов предпринимательства, но и того же государства. «Мы должны научиться мыслить стратегически». Одним из трех вариантов переформатирования сознания предпринимателей, чья деятельность напрямую наносит вред экологии, может стать экологическая премия, отмечающая тех, кто занимается ликвидацией последствий своей деятельности, так и тех, кто, наоборот, вредит.

«Чтобы даже бегло оценить вред от свалок опила, достаточно открыть карту Google, - говорят в общественный организации «Народный контроль». «Опил скоро задушит область», - подчеркивают народные контролеры. Сегодня в общественной организации готовятся заявления в прокуратуру, собираются данные о тех, кто во вред экологии и здоровья жителей области накапливает отходы своей деятельности.

Комментарии (1)
Гость_дмитрий | 23 мая 2013, 16:26 #
Интересная арифметика : годовая расчетная лесосека в области 16млн м/3,что в переводе в тонны 12.8 млн. (удельный вес древесины 0.8)."Только по самым скромным подсчетам ежегодно в регионе скапливается и не утилизируется должным образом 13 млн. тонн"(слова автора) получается годовой расчетной лесосеки не хватает до заявленных отходов .
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ