Струя революционного задора не погасила пламя веры

29 апреля 2016, 13:04 | Репортеръ
Пять раз за последние 100 лет мозолистые руки Первомая встречались с «мещанской» Пасхой. Чем заканчивались совпадения разных праздников в Вятке во времена СССР – в нашем материале.
Струя революционного задора не погасила пламя веры

В 2016 году Первомай отмечает 130-летие и вновь совпадает с православной Пасхой. За последние сто лет пройден путь от отрицания и порицания веры к ее принятию. А 1 Мая от боевого смотра революционных сил, дающих отпор буржуазному строю перешел к пропаганде солидарности трудящихся, готовых обогнать и перегнать.

1921 год. В струе революционного задора

Судя по публикациям в уже пожелтевших, пахнущих историей старых газетах, призраки веры не оставляли приверженцев коммунистического строя в покое до 70-х годов прошлого века. И пропаганда не упускала момент поглумиться и противопоставить верующих, как представителей мерзкого мещанства свергнутого строя, рабочему классу, кующему победу коммунизма своими «мозолистыми руками».

1 мая, «Вятская правда». «...Внутри старого, насквозь прогнившего, развращенного до мозга костей общества, не было такой социальной силы и условий, не было класса, который мог бы взорвать устои этого общества и создать новые формы общественной организации. И мысль человека-раба, безземельного крестьянина из цветущей Галилеи (?), бедного ремесленника больших городов, создает фантастическую идею искупления и возмездия в потустороннем мире.....

Эти два различных по своему значению праздника ныне совпадают. Миллионы пролетариев в день своего рабочего праздника - Первого мая - еще и еще раз подсчитывают свои силы, бросают в лицо буржуазному миру угрозу его близкой гибели и уничтожения.

Те же, кто живет детскими наивными сказками, кто до сих пор не научился бороться, для кого проповеди покорности и бессилия ближе и понятней призывов к борьбе - пусть идут к своему мертвому богу и в курениях ладана, под лживые речи книжников и фарисеев, ищут утешения рабским сердцем.

В день 1 мая мертвые будут с мертвыми - живые с живыми».

4 мая, «Вятская правда». По прошествии трех дней журналисты газеты публикуют репортажи о митингах и мероприятиях, вновь напоминая о том, что «праздник борющихся за лучшую, справедливую жизнь трудящихся совпал с церковным «праздником праздников», как бы пристыживая тех, кто мог в этот день вздумать отметить неугодный и порицаемый обычай прошлого мира.

«... Еще многие встречают «по-старому» этот день, еще сильна привычка к церковной обрядности, но в затхлую, лицемерно слащавую атмосферу праздника сытых и довольных собой мещан ворвалась свежая струя революционного задора и глубоко радостного сознания непобедимости первой в мире Республики мозолистых рук - Красной России.

Холодное утро не помешало собраться на Советской площади тысячам красноармейцев и рабочих, а строители будущего - дети веселыми стайками усеяли трибуну и величественный обелиск-памятник на могилах погибших за революцию героев.

Вот подъезжает «туго набитый» детишками автомобиль, оттуда сияют довольные «праздничные личика». Другой автомобиль с агитаторами едва пробивается сквозь густую толпу народа. Оркестр играет Интернационал....»

Рядом колонка «Пролетарский театр. Как не надо исполнять заданий». Сейчас мы бы назвали это театральной критикой, но тогда все было куда серьезнее. И страшно представить судьбы актеров и режиссера «Великого Коммунара» после провала «задания».

«Труппе театра было дано задание поставить в день первого мая... революционную трилогию «Великий Коммунар»... При чрезмерно легком отношении к делу можно серьезную трагедию превратить в фарс. Именно такого рода легкость была проявлена в данном случае. Прежде всего о самом Великом Коммунаре. Для того чтобы исполнить эту роль, мало ее заучить - необходимо осмыслить... Что касается танцев, то они действительно были, даже слишком много их было. ... постановка никуда не годится. Надо положить конец партачеству. «Ен» многое может стерпеть, кроме издевательства над собою!».

1932 год. Грозный Первомай. Антипасхальный взнос - в сберкассу

1 мая. «Вятская правда». На передовице газеты, естественно, посвящение Первомаю. Риторика еще более жесткая, особенно по отношению к верующим.

«Пролетарии всего мира сегодня выходят на улицы. Сегодня - Первое мая, праздник борьбы - боевой смотр революционных сил.... Грозный Первомай 1932 года - яркий предвестник близкой гибели капиталистической системы».

«Там у них - бездействующие фабрики, заводы, шахты, сокращение производства, 40-миллионная безработица, голод, разорение миллионов крестьянств и фермерств», - автор, будто бы совершил путешествие во времени и оказался в 2016-м.

Еще один материал призывает «Быть начеку». «В этом году празднование 1-го Мая проходит в обстановке исключительного обострения капиталистических противоречий, в обстановке неслыханного террора. Буржуазия и социал-фашисты в смертельном страхе перед надвигающейся коммунистической революцией пытаются огнем и мечом, тюремными ссылками, виселицами и расстрелами разгромить мощное революционное движение пролетарских масс».

Здесь же журналисты дают «Отпор попско-кулацкой «пасхе»»: «Религия - орудие эксплуататорских классов в борьбе за свое господство, средство одурманивания эксплуатируемых, отвлечение от классовой борьбы, успокоения всех недовольных существующим строем проповедью смирения, ... долготерпения, надежды на загробную жизнь...». В качестве иллюстрации - карикатура.

В этой же газете подводятся итоги креативной, как бы сейчас сказали издатели, инициативе редакции - антипасхальный взнос. «Инициатива газеты «Вятская правда» об антипасхальном взносе в сберегательную кассу, подхваченная комсомолом, предприятиями, колхозами, сельсоветами, по неполным данным, в течение шести дней дала прилив по вкладам в сумме 20 тыс. рублей». По нынешним временам это около 14 млн 900 тыс. рублей*.

«Колхозники и единоличники Медянского и Зоновского сельсоветов подхватили инициативу «Вятской правды» об антипасхальном взносе в сберегательную кассу».

4 мая. «Вятская правда». И вновь материалы о том, как доблестные вятские пролетарии встречали Первомай. Даже в наши дни хоть и относительной, но свободы слова, не встретишь таких живых, лаконичных репортажей с митингов. «К вечеру улицы Вятки особенно оживлены. Заканчиваются последние приготовления к встрече пролетарского праздника... Утро. По циферблату медленно движутся стрелки. На улицах уже началось оживление... Всюду движение, шум, смех, разговоры. Вот кто-то затянул песню, и ее подхватил многоголосый коллектив... Первомай совпал с поповско-кулацкой пасхой. Попы решили с нами соревноваться. Но у них ничего не выйдет. Мы знаем, какую гнуснейшую роль будут играть они в грядущей войне...».

1944 год. Собрали деньги на танки и самолеты

1 мая. «Кировская правда». До победы в Великой Отечественной войне остается 1 год и 8 дней. Борьба с верующими отошла на задний план перед куда более страшной угрозой. И вновь Первомай позиционируется как смотр боевых сил трудящихся. «Трудящиеся всех стран, соединяйтесь для борьбы за полный разгром немецко-фашистских захватчиков!» - гласит передовица «Кировской правды» с ликом Сталина. Здесь же публикуется приказ Верховного главнокомандующего.

«От имени Советского Правительства и нашей большевистской партии приветствую и поздравляю вас с днем 1 Мая! Народы нашей страны встречают день 1 Мая в обстановке выдающихся успехов Красной армии!

Со времени разгрома немецких дивизий под Сталинградом Красная армия ведет почти непрерывное наступление. За это время Красная армия прошла с боями от Волги до Серета, от предгорий Кавказа до Карпат, истребляя вражескую нечисть и выметая ее с советской земли... Под ударами Красной армии трещит и разваливается блок фашистских государств. Страх и смятение царят среди румынских, венгерских, финских и болгарских «союзников» Гитлера. Теперь эти гитлеровские сподручные, страны которых оккупированы и оккупируются немцами, не могут не видеть, что Германия проиграла войну».

И здесь же ответ кировского исполкома «товарищу Сталину». «Дорогой товарищ Сталин! Трудящиеся Кировской области, воодушевленные блестящими победами нашей родной Красной армии на фронтах Отечественной войны, стремясь всемерно содействовать быстрейшему разгрому ненавистного врага, собрали и внесли в Государственный банк двадцать пять миллионов рублей на строительство танков и самолетов. Пусть грозное оружие, изготовленное на наши средства, беспощадно громит врага, приближая час окончательной победы».

К слову, в 1944 году 25 млн рублей - это в перерасчете на наши дни более 7 млрд рублей*. О Пасхе в военной газете ни слова...

1948 год. Массовые гулянья, танцы и передовики производства

1 мая. «Кировская правда». Газеты продолжают жечь глаголом строго с политическим курсом. Появляются карикатуры и актуальные даже по нашим меркам стишки:

«Могучая рука - борьбы за мир опора,
За счастье, за свободу, за народ -
Приводит в ярость атомную свору
Всех уоллстритовских пород».

А рядом: «Восемнадцатый год работает дояркой тов. Булдакова... За это время она вырастила 170 телят и не допустила ни одного случая падежа молодняка. Ежегодно по своей группе коров тов. Булдакова перевыполняет план надоя молока». Кстати, к маю в Кирове работало 97 продовольственных и промтоварных магазинов и ларьков.

На другой странице - аналог «Как провести выходные». В Первомайские выходные 1948 года юные кировчане могли пойти на праздничный утренник, посмотреть спектакль о юношеских годах С.М.Кирова «Начало пути» или сходить в кукольный театр на «Мишутку».

А можно было пойти в кино. Например, в кинотеатр «Октябрь» на цветной фильм «Сказание о земле Сибирской» или, как мы сейчас говорим, блокбастер «Третий удар». В «Колизее» показывали «Мальчика с окраины», а в «Прогрессе» - «Подвиг разведчика». Вечером на Театральной площади и у гостиницы проводили массовые гулянья и танцы.

Кстати, из этой же газеты узнаем о местах первых маевок. Например, 25 апреля 1903 года рабочие «Физприбора» решили отмечать 1 Мая и устроили первую маевку в Широком логу за рекой Вяткой, где на них напали казаки. Они были уволены. А на месте первой маевки создали Заречный парк.

1959 год. Семилетка за шесть лет

30 апреля. «Кировская правда». За день до 1 Мая и за три дня до Пасхи выходит статья с простым заголовком «О Пасхе» в рамках (в буквальном смысле) бесед на антирелигиозные темы. Смотрите, за три десятилетия от яростного, глумящегося тона по отношению к верующим пропаганда начала взывать к голосу разума и как-то пытается обосновывать тщетность праздника...

«... наука неопровержимо доказала, что Иисус Христос - личность мифическая, никогда не существовавшая, а сказания о нем заимствованы из более ранних религиозных представлений людей». «У советского народа есть свои жизнеутверждающие праздники - праздники торжества и побед трудящихся в борьбе за свое освобождение. Они мобилизуют и вдохновляют советских людей на новые трудовые подвиги, укрепляют их волю к борьбе за претворение в жизнь величественных планов коммунистического строительства».

1 мая. «Кировская правда». Газета выходит с веселенькой передовицей, где помимо жизнерадостных иллюстраций, стихотворений, пропагандистских текстов - успехи трудящихся: Вятские поляны, колхоз «Родина» - посеяно 3392 гектара. И, конечно, фотографии, сейчас бы мы назвали их глянцевыми, на которых изображены счастливые и красивые труженики, «в пламени будней» кующие победу социализма и коммунизма.

4 мая. «Кировская правда». Уже традиционно - репортажи о прошедших демонстрациях, с фото. «Нам, советским людям, кажется, что в эту первую весну семилетки светит десять солнц.... Сколько жизни, радости, счастья в Советской стране! Сколько новостроек вступило в строй, сколько сверхплановой продукции дала промышленность! Труженики сельского хозяйства одерживают победу за победой в важнейшей отрасли своего производства - животноводстве».

«... По хорошей традиции демонстранты несут транспаранты с рапортами трудовых побед. «Выпущено сверхплановой продукции на 1251 тыс. рублей», - рапортуют машиностроители завода имени 1 Мая. «Дано 300 тысяч рублей сверхплановых накоплений», - с гордостью говорят люди завода спортивного оборудования. «Выполним семилетку за 6 лет!» - читаем на плакатах, которые несут рабочие механического завода. Эти рапорты говорят о настойчивой борьбе трудящихся за претворение в жизнь задач, намеченных XXI съездом КПСС. Они говорят о том, что с каждым днем мы становимся сильнее, могущественнее, богаче».

1970 год. В обстановке единодушия и сплоченности

30 апреля. «Кировская правда». Год 100-летия вождя пролетариата Ленина. А значит, все победы колхозников и рабочих посвящены этому. Будь то выполненный полугодовой план продажи скота государству колхозом им.Ленина в Кикнуре, где, к слову, средний вес молодняка КРС составил 395 кг, или «высочайший трудовой подъем строителей треста «Кировстрой»... За день до 1 Мая - о подвигах трудящихся и борьбе братских народов с оккупантами. И, конечно, традиционное фото счастливых советских людей. Никаких рассуждений о религии.

1 мая. «Кировская правда». Передовица 1 Мая посвящена 1 Мая. И выборам выдвижению кандидатов в депутаты Верховного совета СССР. Ощущение, что это тексты сегодняшних агиток, только качественней.

«В области продолжаются собрания коллективов трудящихся... Повсеместно они проходят в обстановке единодушия и сплоченности, единения партии и народа». «... Несколько лет назад колхоз «Природа» Немского района был экономически слабым.... Вот в это отстающее хозяйство по призыву партии пришел работать коммунист А.В.Комаров...».

«...Сегодня в праздничных колоннах идут тысячи кировчан. В их рядах вы можете встретить правофланговых соревнований юбилейного года, рабочих Кировского машиностроительного завода имени XX партсъезда... Все они досрочно выполнили пятилетнее задание».

1986 год. Кризис возвращает веру

1 мая. «Кировская правда». Первый год перестройки. И 100-летие 1 Мая. Передовицу газеты украшает характерная картинка того времени: Мир, труд, май и счастливые лица тружеников, смотрящих в светлое будущее, на горизонте которого уже собираются тучи грядущих, отнюдь не радостных перемен. Но пока и «Поле-передний край», и трудящиеся все еще солидарны.

К столетнему юбилею праздника - статейка о том, где зародился Первомай. «Да. Первомай родился в Чикаго. Вот здесь, на неприметной площади Хеймаркет, что сто лет назад, как и ныне, примыкала к овощному рынку». А рядом - «Встреча воинов-интернационалистов».

И репортаж о городском конкурсе профмастерства штукатуров. «За победу боролись 11 команд. Среди них - представители Кировского территориального управления строительства, СМП-374, УКСов и ОКСов объединений имени XX партсъезда, имени Лепсе, заводов «Маяк», шинный, треста «Северовостокэнергострой» и ряда других организаций».

4 мая. «Кировская правда». В пасхальный день выходит еще одна газета с репортажами о том, как кировчане встречали Первомай. Нет ни слова о православном празднике - ни дурного, ни доброго. С фотографий на страницах газеты на нас смотрят школьники. Но это уже не те довольные «праздничные личики», как когда-то.

Строем мимо трибун проходят колонны трудящихся, но и у них на лицах мало первомайского задора, как в недавнем прошлом.

1994 год. Накануне катастрофы

30 апреля. «Кировская правда». В этот год Первомай и Пасха вновь совпали. В стране идет приватизация. На первой полосе предпраздничной «массовой газеты» «Кировская правда» колонка «Экономике области грозит катастрофа».

И еще сообщается о «Светлом Христовом Воскресенье», только в ином тоне. «Придя на Русь более тысячи лет назад, Пасха настолько вписалась в народную жизнь, что стала поистине общенациональном праздником... У нас особенно торжественно будет в Успенском соборе Трифонова монастыря, где службу возглавит архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф».

«...люди труда в день Первомая потребуют от руководителей страны коренного изменения экономической политики, восстановления утраченных прав граждан», - пишется уже в другой статье, разбавленной воспоминаниями о первой вятской маевке. До «черного вторника», когда курс рубля обвалился безвозвратно, остается пять месяцев.

Справка
* Как мы считали: По текущему курсу ЦБ РФ $1 = 66 руб. 45 копеек. Примерный коэффициент инфляции в США – 22,5. В 1932 году 1 рубль стоил 0,5$. Собранный антипасхальный взнос составил $10 тыс. По курсу $10 тыс. того времени с учетом инфляции в США сейчас это $225 тысяч. В 1937 году в СССР было установлено исчисление стоимости рубля на базе американской валюты и до самого 1950 года был закреплен курс в 5 рубля 30 коп. за $1. Во время Второй мировой войны курс не менялся. Это значит, в 1944 году $1 стоил 5 руб. 30 копеек. Собранные для фронта средства в перерасчете по тому курсу доллара – это $4,7 млн. Сегодняшний курс ЦБ РФ – 66 руб.45 копеек. То есть тогда кировчане собрали $4,7 млн, с учетом инфляции в США – сейчас это $106,1, или больше 7 млрд рублей.
Читайте по теме Майские праздники
В 2024 году кировчане будут отдыхать 4 дня на Первомай
Стало известно, как будем отдыхать в мае 2023 года
На майские праздники хотят ввести длинные выходные — с 1 по 9-е
Комментарии (1)
Гость_гость Владимир | 30 апреля 2016, 15:30 #
С праздником 1Мая!
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ