«Первый Оскар»: «Москва наносит ответный удар!»

21 апреля 2022, 23:34 | Алексей Сидоров
В прокат вышла новая военная лента от создателя «Битвы за Севастополь», режиссера Сергея Мокрицкого.
«Первый Оскар»: «Москва наносит ответный удар!»

Мокрицкий, который сам начинал как оператор (снял 23 фильма, включая «Дневник убийцы» и «Изображая жертву»), хорошо знает предмет, о котором рассказывает. Бывший моряк, в 30 лет он получил красный диплом ВГИКа по специальности «оператор». При этом его мастером на курсе был Александр Гальперин, который как раз и участвовал в создании документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (в Штатах его назвали «Москва наносит ответный удар!») и даже являлся личным оператором Сталина. Именно в его честь Мокрицкий назвал одного из героев фильма.

Формально лента состоит из двух параллельных линий. Одна из них повествует о судьбе двух операторов-пятикурсников ВГИКа Ивана Майского (его играет Тихон Жизневский) и Льва Альперина (Антон Момот). 1941 год, враг у ворот Москвы. В то время, когда ВГИКу дан приказ об эвакуации в Алма-Ату, часть студентов решает остаться – снимать войну: ведь без дипломного фильма им не выдадут и дипломы. Майский и Альперин становятся напарниками, хотя имеют разные взгляд на документальное кино: первый предпочитает «художественную постановку», а второй – «реалистичность». Плюс оба борются за сердце студентки Юны. Параллельно с этим события, но уже в 1942 году, разворачиваются и в Штатах, где продюсер Дэвид Селзник пытается убедить киноакадемиков и бонз Голливуда, что советский документальный фильм, снятый студентами во время битвы под Москвой, таки достоин «Оскара».

У Мокрицкого ожидаемо вышел фильм в большей степени не о войне, а об операторской работе – о разных взглядах на изображение жизни на экране. Поэтому в первую очередь на него будет интересно сходить студентам киновузов, а также тем, кто интересуется историей кино, как вида искусства. Актеры в кадре смотрятся органично: Жизневский снова отлично вжился в образ простоватого рубахи-парня (такие роли прямо созданы для него), а Момот – еврея-интеллектуала. Что касается минусов, то в больше степени они связаны даже не с войной и операторами, а с любовной линией. Логически действия Юны объяснены только ее «запутанностью» в отношениях, что с точки зрения драматургии – явная недоработка. В целом – вполне смотрибельное кино, а в условиях отсутствия голливудских конкурентов – практический единственный разумный вариант для похода в кино на этих выходных.

«Первый Оскар» (2022, 12+). Наша оценка: 4/5.

Читайте по теме Обзоры фильмов
«Сто лет тому вперёд»: «Гостья из будущего» возвращается в виде кинокомикса
«Падение империи»: изнанка гражданской войны от сценариста «Дредда»
«Золото Умальты»: «Красный призрак» хабаровского края
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ