Михаил Расходников о «Недетском доме»: детям не нужна жалость, им нужна любовь

15 сентября 2022, 15:51 | Алексей Сидоров
Режиссер Михаил Расходников в эксклюзивном интервью Newsler.ru рассказал о работе над фильмом «Недетский дом», чья премьера прошла в Кирове.

— Миш, поздравляю с премьерой, фильм хороший, он опять вызвал дискуссии, как и «Временные трудности». На премьере, как ты понял, были представители детского дома. Ожидал ли ты подобной критики от них?

— Конечно, ожидал. Я в начале фильма поэтому и рассказал, что хотя это и художественное произведение, но ни в коем случае его целью не было оскорбить людей, которые посвящают всю свою жизнь помощи детям. Это произведение обращено на другую часть людей, которые слагают ответственность, передавая детей в детские дома, думая, что там все будет хорошо. Абсолютно понятно, что ни государство, ни хорошие воспитатели, ни фонды не изменят ситуацию, когда людям плевать на детей. Когда людям плевать на детей — в детском доме, после детского дома на них вешается клише. Самое главное в фильме — изменить мнение большого количества людей. Поэтому мне, конечно, больно сердцем, что он задевает...

— А почему, по твоему мнению, он задевает? Не потому ли что люди увидели на экране как бы себя со стороны или тут что-то другое?

— Я вижу, что, конечно, фильм задевает людей, которые искренне посвящают этому свою жизнь и находятся в этой системе. Конечно же, взрослым людям непросто... видеть себя не героем. Но речь же идет о детях, о самом главном. Я очень люблю и уважаю взрослых, но этот фильм направлен на то, чтобы протянуть руку детям, которые, к сожалению, не могут отстоять свои интересы, не могут создать законы и так далее... В первую очередь надо спасать детей. И надо менять систему. Если бы я тебе сказал — отдай ребенка в детдом на десять дней, ты бы ответил: «Ты с ума сошел?». Потому что шанс, что он там выживет — один из десяти. Почему же мы все вместе смотрим, как детей отдают в такие учреждения на 18 лет? При этом оставаясь равнодушными и считая, что все в порядке, что кто-то о них позаботится. Вот на исправление этой ситуации и направлен фильм. Я думаю, те люди, которые посвящают свою жизнь детям, очень сильные. И я хочу сказать, что в фильме нет отрицательных персонажей. У каждого своя правда, своя жизнь. Этот фильм не нужен педагогам и прочим специалистам — они и так прекрасно знают ситуацию, я ничего нового им не открою. Это нужно 99% других людей, которые всего этого не знают.

— Мне показалось, что воспринимают немножко в штыки, потому что сотрудники детдома - будто бы коллективный антагонист в этой истории. То есть условный человек - его олицетворяет группа детей - против системы.

— Все правильно, поэтому фильм и называется «Недетский дом». Это призыв, что детям не нужна жалость, им нужна любовь.

— Может быть, людям просто неприятно осознавать, что они — часть системы, с которой фильм фактически призывает бороться?

— Да. История детских домов какова — Екатерина Вторая создала первый детский дом, она хотела, чтобы люди воспитывались как гардемарины, у них были самые лучшие профессора. И этот детский дом был закрыт через 30 лет, потому что в нем произошло все то же самое, что в фильме, несмотря на то, что были лучшие педагоги. Стало понятно, что эта система, которая в действительности похожа на систему УФСИН, то есть тюремную, не работает так, как надо. Во времена Великой Отечественной войны, во времена гражданской революции, когда стоял вопрос о том, чтобы прокормить детей, о выживании, это, видимо, был выход. Но дальше... такое ощущение, что все пошло по накатанной. Да, пускай людям обидно, но жизнь ребенка дороже любой обиды любого взрослого человека.

— Я так понял, что у тебя за фильмом стоит какая-то личная история, которая послужила триггером для его создания. Можешь рассказать, что это за история?

— Мы с супругой с юности (она в большей степени) начали заниматься системной помощью интернату, возить подарки, какие-то вещи. Потом мы стали создавать с психологом такую кампанию, чтобы помочь ребятам из интерната для слаборазвитых детей жить дальше, пытались стать им друзьями, наставниками. Мы старались сделать все, чтобы доказать им, что они могут что-то в этой жизни. И мы поняли, что там нет слаборазвитых детей — абсолютно нормальные дети.

Я как-то приехал к ним с большой пьесой, постановку написал в стихах на 15 листах, говорю, сейчас будем ставить, делать сказку. Мне говорят: «Вы что, с ума сошли, они стихотворение не могут выучить». А я говорю: «Да нет, они все могут». И мы сели с одним парнем, обсудили... и парень в ночь выучил 15 листов! И дети выступили на сцене. Я сказал педагогам: «Вот, смотрите, они же могут!». А они: «Вы только не обнадеживайте их, пожалуйста». А как не обнадеживать?!

Потом мы перешли к этапу, чтобы устроить детей в жизни. Дети должны были получить корочки о среднем образовании... оказалось, в интернате это невозможно. Мы долго бились, чтобы дети могли получить корочки, чтобы у них была нормальная жизнь.

Обычно человек, окончивший этот интернат, не мог даже парикмахером стать. Я долгое время думал: а прав ли я, что обнадежил детей, правы ли мы, что стоим до конца, или правы те люди, которые в этой сфере работают и понимают, что у воспитанников нет шансов?

На вопрос я не мог ответить, и потом, через несколько лет, мне написал человек — Андрей Петрушин, психиатр, у него есть книга «Недетский дом» — просто крик о помощи. Он ушел из детского дома и просто выплеснул то, что там было. Книга наполнена тупиковыми ситуациями, и основные события, которые происходят в фильме, взяты из нее. Но в книге гораздо жестче, чем в фильме, и все это реальность. Вообще, когда я сталкиваюсь с такой ситуацией, когда мне кажется, что искусство может помочь в жизненной ситуации, я стараюсь исследовать ее и высказать все в творчестве, для меня это самое важное.

— А где вы снимали? Я слышал, в институте?

— Это было во время пандемии, и в детском учреждении снимать никто не дал бы, поэтому пришлось так. Это просто чисто художественный выбор.

— Еще у тебя было очень много детей в кадре. Снимать детей, как и животных, очень сложно. Как ты находил к ним подход?

— Мне с ними работать было, наоборот, легче. Бывает, задумаешь какой-то дубль, а дети сделают иначе, и получается в десять раз лучше! За ними надо наблюдать, ловить, и то, что происходит, оно настоящее, намного лучше того, что придумано.

— Но они профессиональные актеры у тебя?

— Большинство детей в фильме — бывшие воспитанники детского дома.

— То есть фактически они играли сами себя?

— Ну да. Но они дополняли, брали что-то из своей жизни. Старались высказаться, сделать что-то больше, чем побаловаться. И ими все это было пережито, то есть основа для актерской работы была.

— Это уже второй фильм у тебя с Охлобыстиным, почему тебе нравится с ним работать?

— Я сначала не решался звать его в этот фильм, думал, может, это будет повтор с «Временными трудностями». Но потом отважился, позвонил Ивану Ивановичу, подумал еще, что он откажется, а он согласился. Это был рискованный ход, потому что персонаж Ивана Ивановича очень противоречивый и неоднозначный, и это не Бэтмен, который спасает всех. Я безмерно благодарен его подходу, тому, что он все пропускает через себя. Он замечательный артист, друг и семьянин (у него шесть детей!).

— Хорошо, у тебя был уже опыт съемки в Кирове, будет ли еще?

— Я очень хочу приехать снова в Киров снимать фильм, но надо чтобы звезды сошлись! Надеюсь, однажды получится.

— Но пока такой истории нет?

— В разработке есть.

— А про что?

— Пока придержу это в тайне.

— Хорошо, тогда два слова о том, что от тебя можно ждать? Ты, кажется, упоминал в разговоре фильм про Байкал. Это фэнтези?

— Да, «Дух Байкала». Эта картина снята и находится в пост-продакшене, сейчас идет параллельно работа над ней. Надеемся, что к зиме привезем ее в Киров на премьеру. Это история про семью, деда, отца и сына, которые потерялись в пурге на Байкале. Она связана с духом Байкала, с разными волшебными силами. Надеюсь, вам понравится!

Читайте по теме Кино в Кирове
Как давно ваши бабушка или дедушка были в кинотеатре?
Режиссер «Временных трудностей» представит в Кирове свой новый фильм
В Кирове будут показывать кино на улице
Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии. Также вы можете войти через социальные сети:
Читайте в СМИ