«Маленький принц»: версия «Театра на Спасской»

27 мая 2009, 16:33 | Евгения Габова
6 мая на сцене ТЮЗа состоялась очередная неоднозначная премьера.
Такого Лиса зритель еще не видел!
Такого Лиса зритель еще не видел!

«Маленький принц» - самая известная и неоднозначная книга Экзюпери. Можно не знать, что автор был военным летчиком, и что однажды он улетел и не вернулся, но не знать персонажа его философской притчи, пожалуй, нельзя. Маленький мальчик с золотыми волосами, задающий непростые вопросы, просит первого встречного нарисовать ему барашка, он прилетел со звезды, которую могут разорвать баобабы... Многие считают книгу шедевром. Немало и тех, кто ее вообще не понимает. «Театр на Спасской» в очередной раз дает порцию пищи для размышлений. Постановка «Маленького принца» повторяет «программные» фразы, но представляет историю совершенно в новом виде.

В черном капюшоне, без золотого шарфика

Сценография будто говорит зрителю: Это все - Экзюпери. Рисунки, которыми писатель сопроводил свою книжку, всюду. Вот планета, баобабы, колпак для розы, пустыня, барашки. Более того, картинки, знакомые с детства, оживают. Рисунки проецируются на экран, отдельные фрагменты превращаются в анимацию. Текст, который произносят актеры, максимально приближен к оригиналу (в переводе, разумеется). И вроде все то, но на самом деле - все по-другому.

Маленького принца играет Наталия Красильникова. Ее персонаж - вовсе не ребенок. Это не пятилетний малыш, в виде которого стандартно представляют героя, а подросток, в черной толстовке с капюшоном и широких штанах с карманами. Капюшон - чтобы прятать лицо и золотые волосы, карманы - чтобы прятать руки. Черный цвет, чтобы прятаться самому. Этот принц угловат и истеричен, его голос дрожит, его легко обидеть. Образ, созданный актрисой, великолепен. Походка, манера речи, жесты - все, как у современных подростков. Неряшливо и стеснительно, боязно и вызывающе. По привычке (от книги), в спектакле ждешь света. Но его будет мало. Темнота космоса превратится в темноту одиночества среди людей. Маленький принц посетит множество планет, а потом будет год ходить по Земле, но обретет друга, только когда встретится с Лисом.

Задуматься всерьез и надолго

По мнению режиссера спектакля Бориса Павловича, дети больше подвержены стрессам, чем взрослые. Им каждую минуту приходится защищаться от «большого» мира, им сложнее быть сильными и противопоставлять свое ощущение окружающего. Взрослые в этом отношении могут позволить себе быть более инфантильными. У большого человека есть возможность построить собственный мир, такой, в котором будет уютно и комфортно.

Неребенку легче выбрать «свой фетиш» и крутить свою систему мироздания вокруг него. Отсюда и аллегорические образы Короля, Географа, Фонарщика, Честолюбца. В этом спектре проблема детей и взрослых, поднятая Экзюпери, звучит по-новому. Это не взрослые странные, просто детям по определению сложно жить в этом мире. Прописные истины книги со сцены ТЮЗа звучат надрывно и пугающе. Они давят на подкорку и заставляют не просто сопереживать персонажам, а пропускать их глобальные проблемы через себя. «Проснулся, умылся, прибери свою планету...», «Среди людей тоже одиноко...» Павлович добавляет красок музыкой - в меру современной и шумной, в меру инструментальной. Но к действию добавляется не только музыкальный фон, режиссер воздействует на зрителя конкретными образами - видеорядом.

Картинки из современной жизни нашей планеты: взрывы, войны, заводы, загрязняющие атмосферу, страдающие люди. Как заметили многие зрители, если первая часть постановки еще похожа на спектакль для детей, то вторая смахивает больше на социальный ролик. Такая трактовка «Маленького принца» имеет место быть, более того, она уже существует. Просто слишком уж сильно противоречит обычному восприятию - может быть, не менее глубокому, но, однозначно, более позитивному.

 

Блиц-интервью с актрисой, сыгравшей главную роль

Сделать спектакль по книге Экзюпери - ваша идея. Когда она появилась?

Сказать точно - сложно. Я смотрела много разных постановок, и хороших, и не очень. Постепенно внутри зрело желание показать своего «Маленького принца». Поэтому когда Борис Дмитриевич объявил о проекте актерской инициативы, я не долго думала. Павлович согласился быть режиссером этого спектакля. Если говорить о хронологии, то с нашего первого разговора по поводу этой работы прошло примерно два года.

А кто придумал показать Маленького принца в образе подростка? Вы или режиссер?

- Есть такой стереотип, что Маленький принц - это ребенок. Но в тексте Экзюпери нет указания на возраст. Его герой - мальчик. Наш образ рождался очень долго, много раз менялся. Сначала это был некий неземной ребенок. Потом мы решили идти от моих детских воспоминаний. Это было очень странно - я рассказывала о своей любимой собаке, первой любви, которая случилась со мной в три года, самые яркие впечатления. Мы переносили эти воспоминания, пробовали делать из них сценки. А потом появилась идея сыграть реального, настоящего мальчика. Очень часто сталкиваюсь с тем, что мы все любим малышей. Но не очень много внимания уделяем подросткам, и, если честно, не очень их любим. И учителя их не любят. Они нервные, неудобные, неадекватные. А ведь они такие же дети, они становятся угрюмыми, но на самом деле они очень ранимы. Они тоже Маленькие принцы.

Кто же такой Маленький принц?

Два года я отвечала на этот вопрос. Это философский, собирательный образ детской мудрости, эйдос детства, чистоты, невинности. Маленький принц - это человечек, который есть в каждом из нас, с возрастом он будто покрывается шелухой и иногда становится совершенно незаметным, но он остается, он в самой сердцевине.

Насколько оправдано и уместно использование в спектакле видеоряда со «страшилками» нашей современной жизни?

Концепция нашего «Маленького принца» завязана на образе мальчика-подростка. Раз мы одеваем героя в современный наряд, было бы странно, если бы он попал на Землю 40-х годов прошлого века. Мы не стали зацикливаться на картинах войны, хотя книга была написана в военное время. Более того - мы не подбирали специально жестокие картинки современного мира. Просто это то, что мы каждый день видим в лентах новостей, по телевизору.

Что было самым сложным в работе над спектаклем?

Трудно было сделать так, чтобы истины, которые уже стали «замыленными», зазвучали по-живому, конкретно, по-человечески. Если говорить их поставленным, манерным тоном, их сегодня могут просто не услышать.

А самым удивительным?

Играть мальчика. Павлович долго не верил, что я смогу сыграть этого героя. Для меня это было очень трудно, и поэтому увлекательно. За два года у меня было время составить свое представление о том, как должен выглядеть мой подросток, как он должен двигаться. Многое я увидела в своем сыне, которому как раз ... лет. Наблюдала за ребятами на улице. Сейчас это уже самостоятельный образ, я могу даже посмотреть на него со стороны.

Что бы вы посоветовали зрителям, которые собираются посмотреть спектакль?

Я бы предупредила их о том, что наш «Маленький принц» - это современный подросток.

Справка
Их всего пятеро
Спектакль подготовлен в рамках проекта «Актер крупным планом». Именно поэтому, когда в финале труппа выходит на поклон, зритель может сильно удивиться. «Их всего пятеро!»
– Наталия Красильникова (Маленький принц);
– Данил Русинов (Летчик);
– Наталия Сидорова (Роза, Змея);
– Константин Бояринцев (Король, Честолюбец, Пьяница, Фонарщик, Географ, Деловой человек);
– Михаил Андрианов (Лис).
Комментарии (3)
я | 26 октября 2009, 16:08 #
норм. спектакль
Татьяна | 16 февраля 2011, 13:09 #
А по-моему,нельзя ни в коем случае менять идею автора,это светлая и добрая сказка,шарф - образ крыльев и мечты детской и мудрой,это ни в коем случае не подросток,может все-таки есть смысл поискать мальчика,тем более выбор есть. Поделюсь на детском фестивале школьных театров мальчишка из Омскас играл Незнайку,мне показалось,что это был ОН. Посмотрите их сайт,а вообще спасибо,что есто и эта постановка.
Гость_София | 13 апреля 2014, 19:25 #
Пожалуйста ответьте!Как называется французкая песня в этой постановке в Кирове?Просто классная руководительница сказала ко вторнику песню ей отослать(((Помогите(
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ