Ай да П...!!!

24 декабря 2009, 02:55 | Евгения Габова
18 декабря Кировский театр юного зрителя представил на суд зрителей новый спектакль – театральную повесть в трех действиях «Дубровский».
Ай да П...!!!
Фото: Евгения Габова

Пушкин - наше все. Но у каждого это «свое» разное. У кого - стихи, у кого - проза, у кого - бакенбарды с пистолетами. Для Бориса Павловича, автора сценической композиции и режиссера новой постановки, Пушкин - образец для подражания. «Я восхищаюсь его смелостью решений, желанию ставить проблему поперек общепризнанных положений, честностью высказывания и иронией по отношению к самому себе», - признался Павлович на одном из форумов в Интернете. Может быть, поэтому очередной спектакль ТЮЗа получился именно таким: ярким, ироничным и местами более чем неоднозначным, «поперечным», что ли. В программке спектакль обозначен как «театральная повесть». По словам режиссера, результат можно назвать и «сценической фантазией». «Если говорить эстетически, то это, конечно, гротеск. И, конечно, постмодерн», - охарактеризовал работу режиссер.

«Итак, мы имеем постмодерновую фантазию на тему пушкинского «Дубровского» - умозаключит читатель. И будет прав и не прав. Потому что романтическая история Владимира Дубровского в данном случае лишь отправная точка, рамка. А спектакль на самом деле про Пушкина. «Солнце русской поэзии» в исполнении Алексея Кусакина ходит в тельняшке и розовых резиновых сапогах, выращивает кактусы и, как положено поэту, забавляется с Музами. Не обходится и без классического образа няни - Арины Родионовны, которая заботливо кормит-поит-одевает Сашеньку. Пушкинская линия то и дело трансформируется в линию Дубровского, Арина Родионовна легко превращается в Орину Егоровну, няньку литературного (или правильнее в данном случае сказать - сценического) персонажа. Сам главный (по книге, но не по спектаклю) герой очень смахивает на своего создателя (не на Пушкина - Павловича). Играющий Дубровского Александр Трясцин забавляет зрителей игрой на «пианине», говорит по-французски без перевода и ловко меняет голубой фрак учителя на зелено-красный китель корнета и обратно.

Вообще, превращений и переодеваний в спектакле - хоть отбавляй. Дворовые девки превращаются в дам на балу, исправник - в кузнеца, офицер - в медведя. При этом меняются и декорации. С потолка то и дело «падает» заставленный яствами стол, двери комнат становятся дверями псарни. Все оформление (сценограф - Елена Авинова) создано таким образом, что картинки, выстраиваемые на сцене, так и хочется назвать лубочными. Костюмы героев (художник по костюмам - Катерина Андреева) тоже веселят. Яркие настолько, что иногда кажутся аляповатыми, персонажи смахивают на образцы дымковской игрушки. Ощущение нереальности происходящего, кукольности смешивается со стойким принятием действа - свое, родное, вятское. Фолк-вариант песни Бориса Гребенщикова, варган и горловое пение слушаются тоже вполне органично.

Стоит ли показывать спектакль школьникам? Стоит. Только не вместо прочтения, а непосредственно после. Нужно ли смотреть взрослым? Пожалуй, да. Уж если совсем не понравится (в частности - особым ревнителям классической литературы), спектакль в трех действиях, а значит антрактов целых два. Хотя настоятельно рекомендую остаться до финала. Будет сюрприз. «Дубровский» ТЮЗа в самой меньшей степени - статичная романтическая история. Это фарс, игра, в которой зритель принимает самое непосредственное участие. Извольте напрячь извилины! Другой вопрос, что в спектакле слоеным пирогом уложены «приветы» от создателей постановки. Будут ли они понятны тем, кто «не в теме» (прошлых спектаклей не видел, на выставках, что регулярно проводятся в фойе, не бывал)? Эти детали, скорее, вызовут недоумение, а, может, даже и раздражение. Хотя завсегдатаи «Театра на Спасской» найдут немало поводов улыбнуться.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ