В музее закипели «Страсти»

13 октября 2010, 22:07 | Марина Куклина
В рамках Дней Германии в Кирове открылась выставка произведений одного из самых известных немецких художников Альбрехта Дюрера.
В дни Германии в Кирове Вятский художественный музей им.Васнецовых подготовил выставку гравюр одного из самых известных немецких художников Альбрехта Дюрера.
В дни Германии в Кирове Вятский художественный музей им.Васнецовых подготовил выставку гравюр одного из самых известных немецких художников Альбрехта Дюрера. Фото: Светлана Ерощенко

Как рассказала куратор выставки Ираида Кувалдина, творчество Альбрехта Дюрера представлено в России только в трех музеях - Государственном Эрмитаже, музее имени Пушкина и Вятском областном художественном музее имени Васнецовых. В основном это гравюры, живописных произведений в России нет. В Кировский музей работы Дюрера были переданы в 1920-м году через государственный музейный фонд. Гравюры художника считаются раритетными произведениями, так как на них стоят монограммы самого Альбрехта 1509 и 1510 годов. Все же грандиозное наследие художника составляет более 1100 рисунков, 34 акварели, 108 гравюр на меди, 246 на дереве и 188 живописных произведений.

Вся жизнь в портретах

«Альбрехт Дюрер уникален тем, что он первым из немецких художников перенес на холст историю своей жизни, сделав портрет самостоятельным жанром, - рассказывает Ираида Кувалдина. - Свой первый портрет художник написал, когда ему было 12 лет серебряным карандашом. Такой рисунок не давал возможности исправить, уже тогда у него была твердая рука». Портреты художника хранятся в музеях Австрии, Германии, Чехии и Испании. Для создания атмосферы жизни художника и для того чтобы ближе познакомить с ним посетителя в выставочном зале представлены некоторые копии его автопортретов, на одном из них Альбрехт изобразил себя в образе страждущего Христа. Кроме того, Дюрер стал первым немецким художником, дополнившим свое творчество трактатами по теории живописи. По словам сотрудников музея, в подобных достижениях с ним мог сравниться только Леонардо да Винчи.

Уникальная коллекция

Но все-таки своей славой художник обязан, прежде всего, гравюре. На выставке в музее Васнецовых представлено 36 работ Дюрера, относящихся к циклу «Малые страсти». Такое название они носят, потому как размер их не больше ладони. Главная тема, изображенная на гравюрах, - страсти Христовы. Как рассказала куратор выставки Ираида Кувалдина, в отличие от своих современников художник стремился приблизить библейские сюжеты к современности, поэтому «Малым страстям» свойственен повествовательный, более земной, характер. Открывается цикл ветхозаветными сценами «Грехопадение» и «Изгнание из рая», далее следует «Благовещение» и 23 листа, повествующих о жизни и страданиях Христа. Каждая гравюра сопровождена описывающим библейским текстом. Все представленные работы являются оттисками с оригинальных досок Дюрера. «Можно с уверенностью утверждать, что несколько эстампов были выполнены художником собственноручно и увидели свет в виде сброшюрированных книг с сопроводительными стихами Бенедикта Келедониуса. Доказательством тому служат обнаруженные сотрудниками музея на обратной стороне листов поэтические строки на латинском языке», - рассказывает Ираида Кувалдина. - Кроме этого цикла Дюрером были созданы еще две серии «Большие страсти» - гравюры на дереве и «Страсти» - на меди.

По словам сотрудников музея, Алюбрехт Дюрер прославился еще и тем, что одним из первых начал работать в акварельном пейзаже и заниматься анималистикой (рисунками животных). В 1503 году он нарисовал зайца, который настолько понравился бюргерцам, что каждый уважающий себя человек имел его копию у себя дома. Он стал своеобразным символом, поэтому в 2003 году, когда отмечалось его 500-летие, у дома Дюрера была сделана скульптура животного. Символичный заяц встречает и посетителей музея Васнецовых.

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ