Татьяну Мазур обвинили в стремлении «оптимизировать до абсурда»

31 января 2019, 08:18
Министр культуры Кировской области подверглась жесткой критике со стороны общественников.
Татьяну Мазур обвинили в стремлении «оптимизировать до абсурда»
Фото: Newsler.ru

30 января в Общественной палате Кировской области обсуждали кадровую политику в сфере культуры. На заседание была приглашена Татьяна Мазур, министр культуры Кировской области.

Речь зашла о назначении новых директоров в учреждения культуры. В последнее время наметилась такая тенденция: ставить управленцев вместо специалистов, и остальным работникам это очень не по душе. Так, недавно сотрудники колледжа культуры написали коллективную жалобу: вместо их любимого руководителя поставили нового, управленца, и они не понимают, чем был плох прежний и почему с ним отказались продлевать контракт.  

С такими задачами справится не каждый

Татьяна Мазур начала свою речь с того, что объяснила, почему необходима смена кадров на руководящих должностях. Оказалось, все дело в крупном национальном проекте в сфере культуры и теми сложными задачами, которые он ставит. В пример она привела учебно-методический центр повышения квалификации работников культуры и искусства, который недавно возглавил Владимир Киселев.

«В этом году УМЦ должен получить 58 пианино, они будут поставлены в детские музыкальные школы. Следующий момент — в рамках проекта есть возможность создать центр подготовки особо одаренных детей. Если УМЦ и наша музыкальная школа при колледже искусств докажут, что они могут стать такой площадкой, то перспектива есть. Кроме того, федеральный проект сложен тем, что основные средства в рамках него будут распределяться на конкурсной основе, и УМЦ должен стать площадкой, которая будет помогать готовить заявки. Владимиру Игоревичу сделали предложение возглавить учреждение в рамках этих новых задач и с учетом того опыта, который он имеет. Он согласился. Сейчас он активно занимается получением и распределением новых музыкальных инструментов. Наверное, мы исходим из того, чтобы кадры подбираются в соответствии с тем опытом, который мог бы позволить решить эти задачи».

Также министр рассказала о кировском драматическом театре:

«Мы только что увезли заявку в Москву на первый этап ремонтно-реставрационных работ. Необходимо порядка миллиарда, чтобы превратить здание в современный театр. Нужна современная сцена, освещение, оборудование. Особо отмечу гримерки. Знаете, трудно быть Джульеттой, когда там штукатурка осыпается. Благодаря настойчивости губернатора сегодня вопрос о финансировании реконструкции и ремонта драмтеатра стоит на самом высоком уровне — в администрации президента. Есть прямые поручения президента на несколько лет. Это будет замечательный подарок к 650-летию Кирова. И задачи, которые выполняет нынешний директор, Елена Мальцева, по плечу не каждому».

Также Татьяна Мазур прокомментировала смену кадров в краеведческом музее:

«Решение Михаилом Сергеевичем (предыдущий директор Михаил Судовиков — прим.) было принято, на его смену пришла Маргарита Лукина. Этот вариант был продиктован тем опытом, который она имеет по привлечению внебюджетных средств и управлению муниципальным музеем. Приведу пример: при финансировании в 9 миллионов муниципального выставочного центра в Слободском 3 миллиона — это внебюджетные средства из различных источников. Реализованы крупные проекты, из резервного фонда президента был получен очень большой грант. В результате появился виртуальный экскурсовод, сенсорное оборудование и многое другое». 

Министру ответил председатель Общественной палаты Александр Галицких:

«Вы остановились на финансовой стороне дела. Деньги — это отлично, но в культуре деньги никогда не играли главную роль. Главную роль всегда играли личности: как творческих работников, так и руководителей учреждений». 

Галицких отметил, что за последнее время сменилось очень много руководителей: в театре кукол, драмтеатре, детском космоцентре, краеведческом музее, художественном училище, колледже культуры, библиотеке имени Герцена. Но самое интересное, подчеркнул он, что контракты сейчас зачастую заключаются всего на год или даже на полгода, потом продлеваются, также на небольшой срок, в то время как с министром контракт был заключен сразу на пять лет. Почему так?

«Сейчас вся социальная сфера работает по годичным контрактам, — ответила Мазур. — Это не значит, что мы это одобряем, но мы не видим в этом ничего страшного. Если через год претензий к человеку нет — а так было с большинством, контракт продлевается. Взять, к примеру, Стрельникову (новый директор Герценки — прим.), учитывая масштаб Гурьяновой, все смотрели, как она справится, и она доказала это, в результате контракт продлен. Я полагаю, что проблем с заключением контрактов в дальнейшем не будет. В плане ротации кадров я не вижу ничего страшного. Иногда, когда человек долго работает, замыливаются глаза. И нам нужны новые кадры. В каких-то вопросах мы начинаем обращаться к управленцам, которые могут для учреждения сделать больше».

Далее министр отметила хорошую работу новых назначенцев:

«Светлана Шумайлова (музей Циолковского — прим.) защитила роскошную концепцию музея, создала команду единомышленников, которая зазвучала на федеральном уровне. Учитывая тот опыт, который она, как управленец, имеет, можно лишь порадоваться, что она пришла в нашу отрасль. То же самое я могу сказать о Мальцевой (драмтеатр — прим.), которая, в отличие от предыдущего директора, погасила конфликт, который раздувался искусственно, и сегодня труппа работает спокойно. Я не могу сказать, что она, не будучи театральным деятелем, не смогла создать рабочую обстановку. И у нас в последние три месяца положительная динамика по посещаемости. По театрам я не могу сказать, что мы ошиблись в наших решениях. Наши два детских театра не только получили первый транш финансирования, но и плюсом получили 9 миллионов. По музеям — то же самое, ни в Лукиной, ни в Шакиной (музей Васнецовых — прим.) мы не ошиблись».

«Бывали денежные вливания и побольше, — отметил Галицких. — Мне понятно, что вы разделяете идеологию, которая сейчас насаждается во всех социальных сферах — к руководству должны прийти не профессионалы, а менеджеры. Считаете, что это спасение от всего. Насколько мы спасемся, будет понятно через 10-15 лет». 

Министр ответила, что не согласна с такой позицией, потому что основной костяк учреждения в любом случае составляют специалисты, а задача управленцев — не мешать им работать и создавать хорошие условия для этого. Мазур также отметила, что если не привлекать финансирование, учреждения попросту закроются. Кроме того, зарплаты многих работников сейчас очень низкие, и чтобы кто-то пришел в эту отрасль, нужны дополнительные деньги.

В разговор вступила Наталья Ширяева, член Общественной палаты и известный культурный деятель:

«Следуя вашей логике, учреждением культуры должен руководить тот, кто удовлетворяет требованиям нацпроекта. А человек, за которого стоит профессиональный коллектив творческих людей, за которых вы так ратуете, не берется во внимание. В середине учебного года руководитель колледжа (колледжа культуры — прим.), который, на ваш взгляд, не имеет никаких недостатков, не имеет продолжения контракта. А нового руководителя назначили без согласия коллектива, без конкурса… Люди спрашивают, что происходит, что им сказать? «У нас сейчас такая стратегия в государстве — оптимизировать все до абсурда»? 

Министр ответила, что все происходит в рамках закона, и без работы никто не остался, просто сменились учреждения. Кроме того, недостатки у старого руководителя все-таки нашлись:

«Мы столкнулись с некоторыми моментами, когда, как говорилось ранее, глаз замыливается и не видит. В частности, с вопросом управления имуществом. Посмотрели мы общежитие и, мягко говоря, ужаснулись». 

Общественники начали возмущаться, что так и не получили ответа на вопрос, почему увольняют людей, которые много лет отдали конкретным учреждениям и приобрели огромный опыт. Галицких согласился с ними, но отметил, что встреча носила прежде всего информационный характер, и точку зрения министра все услышали, поэтому нет смысла продолжать дискуссию.

Комментарии (109)К последнему
Татьяна Бажина | 31 января 2019, 09:36 #
Т. Мазур-руководитель, который работает честно. Естественно, что старой гвардии это не нравится! Помню ее предшественник работал и вовсе незаконными методами: хочу предоставляю филармонию в аренду,хочу-отказываю...Он даже не понимал. что не может распоряжаться муниципальным имуществом согласно своим симпатиям и антипатиям. Любимая фраза была: сниму трубку, обзвоню все дома культуры,и ни один не заключит с вами договор. К счастью, он уже не работает, а на его место поставили наконец-то достойного человека. Почему молчал тот же Галицких,когда площади филармонии незаконно в аренду сдавались?
Гость_Правильный ответ | 1 февраля 2019, 07:59 #
Татьяна Мазур с самого начала была сомнительным вариантом на должность министра. Без базового образования в отрасли, отсутствие умения работать с людьми, непонимание самого понятия "культура". Сейчас она перекладывает ответственность на других - это ее стиль работы. За год ее работы положение в культуре только ухудшилось, хотя до нее намечался подъем. Жаль область!
Гость_Общественник | 2 февраля 2019, 08:19 #
Общественная палата права, и к ней правительство области должно прислушаться. Вот увидете, после такого разноса сейчас пойдут пресс-конференции, сюжеты по телевидению, что в культуре у нас всё хорошо. Но наивных людей не осталось, все всё знают, и цену горе-министрам тоже. Сегодня нужно собрать команду-профессионалов, тех людей, кто имеет опыт работы, и наметить реальные шаги по выходу из кризисной ситуации, к которой привели действия сегодняшней команды министра культуры. Хватит строить воздушные замки, нужен профессиональный подход, нужны грамотные и компетентные решения, которых, увы, пока нет.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ