Желнов о «Метро 2033: Реактор»: Если бы на Томск упала ракета, писать было бы не о чем

11 марта 2019, 08:33 | Алексей Сидоров
Автор новой книги в популярной постапокалиптической серии «Метро 2033» Валерий Желнов в эксклюзивном интервью Newsler.ru рассказал о том, что сподвигло его написать о родном Томске.
Валерий Желнов
Валерий Желнов

- «Есть ли жизнь за МКАДом?» - такой слоган красуется на обложке. Даже в воображаемой Вселенной «Метро» москвичи живут не так, как остальные россияне. Чем отличается жизнь в Томске после Апокалипсиса от столичной?

- А чем она отличается сейчас? Знаете, многие могут подумать, что я лукавлю, но в прошлом году, во время чемпионата, я был в Москве. В отпуске. Прожил в столице три недели. И я не увидел какую-либо разницу. Те же дома, те же люди. Даже цены в магазинах те же. Конечно, есть знаковые места, типа Красной Площади, Александровского сада, Старого Арбата и т. д., где понимаешь, что ты в МОСКВЕ! Но делаешь шаг в сторону, и это впечатление исчезает.

Что касается Апокалипсиса, то по сюжету здесь Томск оказался в значительно выигрышном положении. Если столицу разбомбили почти до основания, то на Томск не упало ни одной бомбы или ракеты. Поэтому все осталось по-прежнему. Почти. Исчезли внешние связи, транспортные, торговые, информационные. Пришлось возводить натуральное хозяйство в пределах городской черты. Исчез былой комфорт, но жить можно. Радиация приносится из соседних областей, которые, по легенде Вселенной, все же подверглись прямой атаке. Ближе всего к Томску находится Новосибирск, о котором написано уже несколько романов. Жить после Апокалипсиса томичи стали по-спартански, но вполне удобоваримо. 

- Метро у вас ведь нет? Где действие происходит?

- Да, метро у нас нет. Построить его невозможно из-за особенностей грунта. Томск фактически стоит на болотах, и поэтому любые масштабные подземные работы, типа строительства метротоннеля, почти в 100% грозят затоплением. А где-то и обрушением. Исходя из вышесказанного, действия романа «Реактор» происходит на поверхности, в черте Томска и его окрестностях. 

Подобное уже описано во многих книгах серии. Например, «Север» Андрея Буторина, «Ледяной плен» Игоря Вардунаса, «Наследие предков» Сурена Цормудяна, «Белый барс» Тагира Киреева и многие другие. Прямой атаки на город не произошло, масштабных разрушений нет и, соблюдая определенные меры предосторожности в виде ношения ОЗК и противогазов, можно свободно передвигаться по улицам города.

- А что за реактор, из-за которого весь сыр-бор разгорелся? В Томске разве есть АЭС?

- В Томске нет. Но в 15 километрах от Томска имеется Сибирский Химический Комбинат. Вот там реактор есть. Объект, открытый в 1949 году, стал образующим предприятием для города под названием Северск. Комбинат являлся (а может, и сейчас является) предприятием, что называется, двойного назначения и объединяет четыре завода по обращению с ядерными материалами. Одно из основных направлений работы предприятия - обеспечение потребностей атомных электростанций ураном для ядерного топлива. А в начале 1950-х он использовался, как единый комплекс ядерного технологического цикла для создания компонентов ядерного оружия (высокообогащенного урана и плутония). Поэтому не надо говорить, что Северск и сам комбинат являлись одним из многих «почтовых ящиков», разбросанных по просторам Советского Союза. Город обнесен многокилометровым забором из колючей проволоки со следовой полосой, и попасть на его территорию можно только через несколько КПП и только при наличии пропуска. Охраняет город специальный военный гарнизон.

- В вашем романе, судя по синопсису и первым отзывам, главные герои — «честные менты». Так и хочется спросить: а в жизни вы таких встречали? А если серьезно: вы, кстати, сами не из полицейских, случаем? Откуда вам эта сфера вообще знакома?

- Ну, слово «честные» - это идея редакторов. Просто герои всех книг Вселенной «Метро 2033» - люди смелые, решительные, готовые к трудностям и их преодолению. Поэтому я подумал, что сотрудник правоохранительных органов подходит на эту роль как нельзя лучше. Откуда я знаю эту сферу? Я работаю врачом скорой медицинской помощи и в силу этого часто контактирую с полицией. Также многие мои друзья и знакомые работают в полиции, прокуратуре. Ну и, естественно, многочисленные фильмы и сериалы.

- Что вообще подсказало идею для сюжета? С чего все началось?

- Началось все с желания вписать свой родной город во Вселенную «Метро 2033». Над сюжетом я думал долго. Сложность заключалась в том, что, как я прекрасно понимал, нельзя было пойти по классической схеме романов серии «ядерный удар - разрушения - радиация - мутанты - главный герой».

Сами представьте: площадь города относительно небольшая, 295 квадратных километров. Все на поверхности. И если бы в Томск или его окрестности попала бы хоть одна ядерная боеголовка, то писать было бы не о чем. Да и бомбить в Томске особо нечего. Нет ни военных частей (по крайней мере, о которых мне было бы известно), ни какого-то масштабного оборонного производства. Только несколько известных на всю Россию университетов. А если бы удар пришелся на СХК и его реактор, то последствия были бы еще хуже. Поэтому на Томск не должно было упасть ни одной ракеты - сюжет пришлось придумывать исходя из этого. А так как, по определению, в книге серии «Метро 2033» должно быть что-то «ядерное», то конфликт между Томском и военизированной охраной реактора мне показался наиболее удачным.

Метро 2033: Реактор (16+)
Метро 2033: Реактор (16+)

- Обложка выглядит очень брутально, а начинка такая же кровавая?

- На этот вопрос мне сложно ответить. Конечно, в романе вы не увидите вывороченных кишок, разорванных живьем младенцев и прочего смакования чего-нибудь склизкого, вонючего и грязного. Но в повествовании есть несколько, как я надеюсь, острых и захватывающих сцен. Пусть читатель даст оценку, насколько это у меня получилось. 

- Кто из авторов — наших и зарубежных — вдохновляет на творчество?

- На участие в проекте Вселенная «Метро 2033» меня вдохновил опыт многочисленных авторов серии, которые опубликовали до меня свои произведения. С серией я познакомился в 2009 году. Положительные результаты участия в неофициальных конкурсах во Вселенной «Метро 2033» показали, что что-то я все-таки могу. Были моменты, когда опускал руки. После полного пролета в официальном конкурсе для сборника «О чем молчат выжившие» я вообще решил завязать с этим делом. Но в прошлом году, будучи в Москве, я встретился с автором серии Ольгой Швецовой. Встретился просто поговорить. Она дала мне несколько советов и убедила меня продолжать. Вернувшись в Томск,снова сел за клавиатуру - и теперь мы имеем то, что имеем. А насколько это получилось, пусть судят читатели.

- И напоследок о планах: как лично вы попали в серию «Метро» и планируете ли участвовать еще? А может, есть какие-то идеи в планах для книг по собственным мирам?

- На этот вопрос я частично уже ответил. Подробнее написал в обращении к читателю в самой книге. В 2013 году мне в руки попался сборник рассказов «Сумрак в конце тоннеля». Я был в отпуске, в Алматы. Прочитав книгу до конца, я стал читать все, что было написано мелким шрифтом, и с удивлением обнаружил, что сборник составлен из работ людей, непрофессиональных авторов, которые пишут на некий портал. Приехав домой, я вышел на это портал и стал туда писать. Потом стал участвовать в конкурсах, где занял несколько призовых мест. А затем задумал большее. Писать дальше в серию? Да, собираюсь. Приключения героев, придуманных мной, только начались. Про собственные миры, естественно, подумываю, но я только в начале творческого пути. Посмотрим!

Читайте по теме Обзоры книг и комиксов
Джейсон Паммент «Потерянный город»: история одного затопления
Сунь-цзы «Искусство войны»: древний трактат в новом оформлении
Кэти Мари Уэйланд «Архитектура сюжета»: как создавать запоминающиеся истории
Комментарии (2)
Гость_не юрист | 11 марта 2019, 09:02 #
Так-то сипопсис.))
Гость_Злой | 11 марта 2019, 09:26 #
А напишу-ка я роман, как бомба упала на Киров-200!
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ