Петров о «Метро 2035: Муос.Чистилище»: начал писать, когда еще серии-то не было

2 апреля 2019, 17:29 | Алексей Сидоров
Писатель Захар Петров в эксклюзивном интервью Newsler.ru рассказал о своей новой-старой книге «Муос.Чистилище», которая скоро выйдет в рамках «Вселенной Метро 2035».

- Захар, добрый день! В интернете про вас совсем немного информации. При этом указано, что Захар Петров - это псевдоним, а настоящее имя вы якобы скрываете? Почему? Это из-за работы в правоохранительных органах или есть другие причины?

- Да, все верно: Захар Петров – это псевдоним; я работаю в правоохранительных органах. Когда-то работал просто следователем, но теперь моя должность не предполагает какой-либо публичности.

- Как началось ваше знакомство со «Вселенной Метро»?

- В нулевых годах у меня было больше свободного времени. И я с головой окунулся в любимое занятие детства – чтение фантастики. Больше всего мне нравилась социальная фантастика. В 2007 году не раз в поисковиках мне попадалось упоминание книги Дмитрия Глуховского, но почему-то не впечатляло название – «Метро». Но как-то раз попал на старый сайт этой книги – m-e-t-r-o.ru, начал читать… и на пару дней выпал из жизни. А потом ещё долго ходил прибитым впечатлением от прочитанного. Причем впечатление было каким-то восторженно-депрессивным (как это ни глупо звучит).

- Как родилась идея для «МУОСа»? С чего все началось?

Захар Петров, МУОС, 16+
Захар Петров, МУОС, 16+

- Ужасно хотелось продолжения. Причем продолжения такого, в котором у последних людей оставалась бы надежда, шанс на выживание. Дело в том, что эта книга реанимировала мои детские страхи (я тогда ужасно боялся ядерной войны). Правда, личный страх у меня уже давно изжит: до боли страшно, что для тех, кто мне дорог, может как-нибудь не наступить «завтра». И хотелось что-то противопоставить талантливому стёбу Дмитрия Глуховского, ибо, несмотря на сферу своей деятельности, на мир я смотрю более оптимистично, чем автор бестселлера. Хотелось, чтобы и в жестоком мире было место банальным ценностям: любви, милосердию, самопожертвованию. Однако тогда «Метро 2034» еще не было, а серия даже не планировалась. Оставалось одно – начать писать самому. Писал чисто для себя и выкладывал главы на форуме все того же старого сайта.

- Первая часть «МУОСа» была написана еще в 2008-м году, но издана намного позже. Скажите, почему так получилось?

- Серия, насколько я помню, стартовала в 2012 году.

- Минский вариант «Метро» жестче, чем московский: условия существования на порядок хуже. Почему так вышло? Не было ли тут реального противопоставления между жизнью в России и Белоруссии после распада СССР?

- В одном из флэшбеков я даю этому косвенное объяснение со ссылкой на историю: при любой войне на территории Восточной Европы больше всего доставалось Беларуси - так уж географически и исторически сложилось. И я попросту попытался экстраполировать историю в гипотетическое будущее: раз в Москве всё плохо, то, значит, в Минске должно быть невыносимо.

Карта МУОСа
Карта МУОСа

- Роман «Муос.Чистилище», насколько я знаю, был написан еще в 2013-м году. Почему он вышел только сейчас? Что все это время с ним происходило, почему не печатали?

- «Чистилище» (как и первый «МУОС») создавался исключительно как сетевой роман. Начал его писать, когда серия даже не планировалась, а заканчивал (2013 год), когда было очевидно, что в серию он никак попасть не может из-за временных рамок. И вдруг в конце 2018 года картограф серии Леонид Добкач неожиданно предлагает представить роман в издательстве. Что из этого вышло – вы знаете…

- Сколько времени в общей сложности ушло на создание второй части?

- Пять лет. Но писал я с большими перерывами. Во-первых, тот дикий энтузиазм, который кипел во мне при написании первой части, поостыл. Во-вторых, я поменял место службы, поэтому времени свободного стало в разы меньше. В - третьих, хотелось сделать максимально серьёзную книгу, в которой незаметно (или всё-таки заметно) было бы вплетено мое мировоззрение, мои мысли.

- Почему книгу пришлось разделить на две части? И можно ли их читать по отдельности?

- Это решение издательства. Объём книги не вписывался в формат одного тома. Наверное, если прочитать только вторую часть, многое будет непонятно. А при прочтении первой останется ощущение недосказанности…

- На обложке последней книги - «Муос.Падение» - фигурирует девушка-мулатка. Кто она и насколько важную она роль играет в сюжете романа?

Захар Петров, МУОС. Падение, 18+
Захар Петров, МУОС. Падение, 18+

- Одним из самых критикуемых моментов первого «МУОСа» явилась тема интервенции военных США, приведшая к созданию отдельного клана «Америка» с автономией «Мавритания», которую населяли афроамериканцы. Меня объявили антиамериканским ксенофобом. На самом деле. я вполне нормально отношусь к западным народам. Хотя скрывать не буду: не нравятся мне армии, которые воюют на территории других, не нападавших на них стран. А во втором «МУОСе» мне представился шанс продемонстрировать своё уважение ко всем нациям и расам. Надеюсь, что образы врача-мулатки Джессики (она - на обложке) и кинг-Эрика явились хорошим тому подтверждением.

- В вашим романах очень много внимания уделено православию. Почему? Вы сами верующий человек? 

- Да, безусловно, я православный верующий. Как принято говорить, «практикующий христианин»: регулярно посещаю с семьей церковь и не стесняюсь говорить о вере со знакомыми и незнакомыми людьми.

- Гонорар за первую книгу был отправлен на благотворительные цели — на лечение белорусской девочки. А с гонораром за последнюю книгу как планируете поступить? И чем для вас вообще важна благотворительность — это жизненная позиция или еще один способ самовыражения?

- То, что книги изданы без каких-то активных усилий с моей стороны, – само по себе чудо. Причем многие люди, которых я никогда не встречал в реале, совершенно бескорыстно сделали многое, чтобы книга стала лучше и была издана. Будь я профессиональным писателем или испытывай бы крайнюю нужду – дело другое. Но в моем случае совершенно очевидно, как я должен поступить с непредвиденно свалившимися на голову деньгами, – отдать тем, кому они нужнее. Ну и было бы непоследовательным с моей стороны зарабатывать на текстах, которые в какой-то мере считаю проповедями, пусть неумелыми, но, поверьте, искренними.

- И немного о планах: планируете ли еще издаваться в серии «Метро 2033-2035» или, возможно, есть планы на собственные проекты вне серии?

- Планов у меня всегда много – примерно раз в десять больше, чем времени на их осуществление. Что касается муосовской темы – она для меня исчерпана. Доживу до пенсии (а она у меня не за горами), вероятно, возобновлю свои литературные потуги (опять же без притязаний на издание). Хотелось написать что-нибудь постапокалиптическое (но не постъядерное и не подземное) про родную Беларусь.

Читайте по теме Обзоры книг и комиксов
Джейсон Паммент «Потерянный город»: история одного затопления
Сунь-цзы «Искусство войны»: древний трактат в новом оформлении
Кэти Мари Уэйланд «Архитектура сюжета»: как создавать запоминающиеся истории
Комментарии (1)
Гость_Злой | 3 апреля 2019, 18:44 #
Хватит пиарить это говнище!
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ