Ольга Крамер «Сталкер. Наперекор судьбе»: женский взгляд на Зону
Честно, не читал две предыдущие книги трилогии («Привычка выживать» и «Излом судьбы»), поэтому поначалу было сложновато пробираться через воспоминания главного героя — летчика Фролова, который постоянно думал о событиях, которые с ним приключились в Зоне до этого. В принципе для понимания можно было дать краткий пересказ предыдущих событий для читателей-новичков, вложив их в уста любого из персонажей, даже второстепенных. Ну да ладно, к трети романа картинка становится более-менее понятной, да и сама книга читается с интересом, потому что здесь не просто дается традиционный сталкерский экшен, а он замешан на женской взгляде на происходящие события.
Именно женские персонажи — типа Василисы Титовой — и заменяют здесь традиционных альфа-самцов из мужских версий «сталкерских» книг. Мужикам, даже если это опытные вояки или заматеревшие сталкеры, они лишь позволяют заботиться о себе, на самом деле самостоятельно двигая сюжет вперед. Все как в жизни: мужчина — голова, женщина — шея. Иногда, правда, Ольга увлекается, наделяя «шею» прямо уж супергеройскими возможностями, в духе персонажей «Марвел», но с другой стороны для серии это вполне себе в порядке вещей. У корифея серии Дмитрия Силлова вообще Снайпер способен перемещаться между мирами с помощью своего ножа — и ничего, все нормально! Здесь же «суперспособности» сводятся в основном к завышенному до предела уровню IQ.
Как сказала ранее сама Ольга Крамер в интервью, «экшен в «Сталкере» не прямо тестостероновый, а несколько инфантильно-подростковый» и, дескать, поэтому «женщины его просекают намного лучше». Согласен, он в книге даже не то, что «инфантильный», а прямо-таки «няшный», когда мутанты, артефакты и прочие опасности, подстерегающие героев, не пугают, а воспринимаются как само собой разумеющиеся вещи. Как персонажи в видеоигре, будто подсознательно подозреваешь, что у каждого из них еще одна-две лишних жизней в запасе и можно потом переиграть всю эту историю с места последнего сохранения. Разбавляет все это вполне себе приличная взрослая тема - любовная линия, которая, как и у всех писателей-женщин, заканчивается «Наперекор судьбе»!