Лепехин про «Дозоры.Тень сумеречных крыльев»: люди хотят сказок

31 мая 2019, 15:06 | Алексей Сидоров
Александр Лепехин - автор новой книги «Тень сумеречных крыльев» (16+) в популярной серии «Дозоры» Сергея Лукьяненко — рассказал о том, как создавался роман.
Александр Лепехин
Александр Лепехин

- Александр, добрый день! Поздравляю с выходом книги «Тень сумеречных крыльев» и предлагаю начать с небольшого знакомства: расскажите, пожалуйста, немного о себе, чтобы наши читатели имели небольшое представление о вашем творческом пути.

- Творческий путь — это, знаете, сильно сказано. Скорее, околотворческая ленивая ползьба по пересеченной местности, с препятствиями и остановками на перекус.

Нет, писать я начал пробовать относительно рано: примерно тогда же, когда и читать. В доме было три шкафа книг - и целый я против маленькой, скромной толпы родственников. Очень скоро все близкие осознали, что «почитать Шурику книжку перед сном» -значит гарантированно встретить рассвет. Поэтому были организованы ускоренные курсы грамотности, на нижние полки выставлена энциклопедия для юных почемучек… А дальше понеслось.

Конечно, первые опыты были ужасны. Я объективен и имею право так говорить. Хорошо, что все они производились на бумаге, а бумага имеет свойство истлевать. Кроме того, монструозный ранний рассказ, любовно сохраненный роднёй «для потомков» можно удачно потерять при разборе хлама в шкафу. Да покоится он с миром.

В школьные годы я был слегка щёлкнут по носу. Учительница литературы, которой подсовывалась вся эта писанина — на разгром и поношение — в какой-то момент сказала: «Ну, прилежание у вас есть. А вот таланта, искры какой-то, чтобы цепляло — нет. Это нормально». Естественно, я не хотел, чтобы было «нормально», поэтому утроил усилия: читал рекомендованное и строчил, как одержимый. Могу сказать, что это пошло на пользу.

Что любопытно, после школы я в итоге пошел учиться в политехнический университет. Меня всерьёз увлекла наука, да и к тому же в Политехе был рок-клуб. Хотелось одной рукой смешивать реактивы, а другой бренчать по гитаре. Но гитара оказалась сильнее.

Рок-тусовка затянула всерьез, я чуть не вылетел с пятого курса, когда, казалось бы, наступает полная лафа. Но всё проходит, и даже студенческие годы. В какой-то момент мне вспомнились первые литературные опыты. Как раз тогда объявили о конкурсе «Мир Дозоров» — и как поклонник этой серии я просто не смог пройти мимо.

- Как лично вы попали в серию «Дозоры?»

- Вот так и попал. Поучаствовал в нескольких «Мирах», познакомился с «грелочным» принципом, пооттачивал навык, пообщался с народом. В какой-то момент мой рассказ «Обвальщик» занял первое место на конкурсе. И многоуважаемый Алекс де Клемешье подкинул идею: а почему бы не развить историю?

Признаться, тогда мне казалось, что она закончена. Завершена. Finita est comoedia. Но буквально через несколько дней меня занесло на позднюю прогулку из Юнтолово в Озерки. Это была шикарная летняя Питерская ночь: дождь, пустые улицы, вокруг какая-то промзона, рельсы и заросли. И вот тогда мне пришла в голову мысль: а что, если…

Так я и придумал «Тень сумеречных крыльев». Оставалось только записать все, что бурлило и варилось в голове.

Тень сумеречных крыльев, 16+
Тень сумеречных крыльев, 16+

- Почему, на ваш взгляд, «Дозоры» Сергея Лукьяненко популярны до сих пор и даже переросли в межавторский цикл? В чем секрет?

- Все очень просто. Люди хотят сказок. Чудес. Причем таких, которые скрываются за обыденным фасадом. Городское фэнтези в этом плане дает нам ощущение сопричастности к чему-то большему, чем жизнь в бетонных коробках среди асфальтовых лент.

Не поймите меня неправильно: я вообще сторонник цивилизации и поклонник благ прогресса. Просто иногда хочется выглянуть в окно и увидеть не одну Луну, а три. Или пройти сквозь стену и оказаться в Праге. Или прочесть мысли человека, сидящего напротив-со всем уважением к его тайнам- узнав при этом, что ты ему искренне симпатичен. Щелкнуть пальцами и исцелить безнадёжно больного. Я бы хотел. А вы?

- Какие из экранизаций книг Лукьяненко лично вам понравились и почему?

- Скажу как на духу: я тот редкий зверь, которому нравится «Дневной Дозор». Да, он слегка сумбурен, скомкан, неидеально снят в плане картинки. Сюжет значительно перевран. Но как верстовой столб нашего синематографа — он стоит на своем месте. На хорошем месте.

Остальные киноистории, в том числе «Ночной Дозор», не легли на душу. С интересом бы посмотрел экранизацию «Спектра», кстати. Там можно было бы оторваться от души.

- Как родилась идея для романа «Тень сумеречных крыльев»? Как проходила работа над ним?

- Идея родилась в две стадии, как я упоминал выше. Сначала был рассказ про студента-медика, который мстил Иным за сестру. Я хотел рассказать историю о силе человеческого гнева и о том, какими слепыми он нас делает. Судя по реакции читателей, задумка удалась.

А потом, после предложения Алекса, мне в какой-то момент стало интересно: что, если этот эпизод не единственный? Что, если человек, способный убить вампира буквально голыми руками, — это звено в некоей цепочке явлений, которая приведёт к каким-то переменам в Сумраке? Как раз и момент подходил: Тигр и Двуединый исчезли, ушли со сцены. Мир Дозоров стоял на грани перемен. Я лишь решил его немножко подтолкнуть.

Дальше было просто много работы. Увлекательной, сложной, кропотливой. Я стараюсь относиться к читателю всерьёз, поэтому в тексте соблюдаю максимум достоверности. Даже в фантастическом. Пришлось перелопатить кучу материала, зато что вышло — вышло хорошо. Ну, я надеюсь.

- Если я правильно понял, то над вашей обложкой работал не штатный художник издательства, почему так получилось?

- С Настей Белецкой мы познакомились через группу проекта «Дозоры» во ВКонтакте. Мне приглянулись её рисунки, в них был уникальный стиль и эмоциональность. Тогда я всерьез увлекся геймдевом — разработкой видеоигр — и предложил художнице сотрудничество. Настя согласилась, сделала шикарные концепт-арты нескольких персонажей. К сожалению, сейчас проект на стадии гибернации, но мы его ещё разбудим.

А когда я заканчивал «ТСК», даже вопроса не стояло, к кому обращаться за обложкой. Мне очень понравилась Настина работа. Надеюсь, понравится и читателям.

Александр Лепехин
Александр Лепехин

- Всегда интересно спросить у писателей, а сколько времени лично они уделяют этому процессу? Есть ли норма по часам или знакам в день?

- Хороший вопрос. Я не ставлю себе каких-то конкретных целей, полагаясь, скорее, на самочувствие, внутренний ресурс и энтузиазм. Но могу почти точно сказать, что если есть время и силы, где-то порядка десяти-пятнадцати тысяч знаков в день может и выйти. Потом, конечно, идет этап вычитки, правок, повторной вычитки, повторных правок… Так можно почти до бесконечности. Стараюсь не потворствовать перфекционизму, но порой он сильнее.

- Кого из авторов, в том числе и из серии «Дозоры», лично вы читаете и почему?

- Может выйти довольно увесистый список. Ну что же, начнем с «дозорных».

Де Клемешье и Шушпанов. Запомнились, зацепили, заставили задуматься: «А не попробовать ли самому?» Рассказы Алекса я к тому же отдельно отметил на конкурсах. У него потрясающе легкий, глотаемый страницами стиль. Мне до такого еще расти и расти.

Вне «Дозоров», но из наших: Надежда Попова. Совершенно потрясающий цикл «Конгрегация». Несмотря на то, что это альтернативная история, густо сдобренная элементами фэнтези и постмодернизма, считаю, что в основной своей части данная серия выполнена гораздо историчнее многих «серьёзных» поделок. Но и даже это не главное. Шикарные сюжеты, свой собственный стиль, густая атмосфера и герои, которым сопереживаешь искренне. Крайне рекомендую.

Ольга Громыко. Наверное, практически все и сразу. Тот случай, когда невозможно прекратить хохотать, пока не закроешь любую из книг. Причем смех этот добрый, искренний и с любовью к людям. Редкий случай в современной литературе.

Константин Соловьёв. Читал «Канцелярскую крысу» и «Господина мертвеца», тихо скуля от восторга. Такого стимпанка, замешанного на лавкрафтовщине и вархаммеровщине не последнего разлива, мне еще видеть не доводилось. А какой там язык… Намазывать на хлеб и вкушать, не торопясь.

Кстати, о «Вархаммере». Да, я питаю слабость ко вселенной сорокового тысячелетия. Конечно же, Дэн Абнетт. Конечно же, Сэнди Митчелл. Инквизитор Эйзенхорн и комиссар Каин — примеры предельно противоречивых, но прекрасных в этой своей противоречивости протагонистов.

Естественно, в списке гораздо больше имен. Но это ведь интервью, а не библиографическая справка, верно?

- Я так понимаю, что писательство не основная статья доходов. Чем зарабатывает на жизнь писатель Александр Лепехин?

- Тут все-таки небольшая поправка: я себя писателем не считаю. «У меня профессия есть», — помните такую фразу? Сочинять истории — интересное, увлекательное, но все-таки хобби. Я могу строчить ночами напролёт, грезить выдуманными мирами, но писателем себя пока считать не могу. Наверное, это какой-то внутренний барьер и уважение к «настоящим» писателям. Каждый может нажимать на спуск фотоаппарата и получать от процесса удовольствие. Делает ли это его фотографом? Та же история.

По образованию я физхимик. Довольно долгое время работал веб-программистом. Параллельно попробовал строительство, звукорежиссуру, ремонт ПК и даже логистику. Сейчас, как мне кажется, удалось совместить приятное с полезным: тружусь сценаристом в разработке видеоигр. Крайне интересный опыт, ведь основной принцип игр — интерактивность. Можно реализовать столько веток сюжета, сколько захочется и покажется разумным.

Но при этом надо учитывать, что не все будут вчитываться в многостраничные диалоги и описания. Приходится вырабатывать некоторую лапидарность, а для меня это сложно.

- И немного о планах: что ждать от вас в ближайшее время? Над какими книгами работаете?

- В ближайшее время я работаю не над книгой, а над игрой «Encased RPG» в студии «Dark Crystal Games». Близится этап раннего доступа, и мы стараемся, чтобы игровой опыт на альфа-версии впечатлял не меньше, чем релизный. Поэтому много внимания уделяется деталям. В том числе и повествовательным.

Но книги забрасывать не планирую. Есть завершенный на треть роман «Тропа до звезд», который регулярно напоминает о себе. Очень хочется довести его до финала: самому нравится, какой там выходит сюжет. Есть идея для цикла книг в духе дарк-фэнтези с неожиданным субстратом постапокалипсиса, но это пока секрет. И есть множество задумок для рассказов. Ими я занимаюсь чаще всего: люблю эту форму.

В конце концов, именно с рассказа и началась «Тень сумеречных крыльев».

Читайте по теме Обзоры книг и комиксов
Стивен и Оуэн Кинг «Спящие красавицы»: спи, моя радость, усни!
Джейсон Паммент «Потерянный город»: история одного затопления
Сунь-цзы «Искусство войны»: древний трактат в новом оформлении
Комментарии (2)
Константин Кузнецов | 31 мая 2019, 15:57 #
Класс, как приятно читать. Так редко сейчас встретишь хороший слог.
Eva Slomova | 4 июня 2019, 02:26 #
ЗАРАБОТОК в интернете!!! Получи первые 20.000 PYБЛЕЙ уже сегодня! Подробнее о заработке : adoble.space ЗАРАБОТОК в интернете!!! Получи первые 20.000 PYБЛЕЙ уже сегодня! Подробнее о заработке : adoble.space
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ