Юрий Мори о «Эмбрион. Начало»: зародыш полноценного человека

19 июня 2019, 16:34 | Алексей Сидоров
Писатель Юрий Мори в эксклюзивном интервью Newsler.ru рассказал о том, как создавался его первый роман - «Эмбрион. Начало» (18+) - для «Вселенной Метро 2035» Дмитрия Глуховского.
Юрий Мори
Юрий Мори

– Юрий, добрый день! Предлагаю начать со знакомства: расскажите, пожалуйста, как вы вообще начали писать книги и откуда взялся псевдоним Мори. Что он означает?

– Добрый день. Прежде всего, спасибо за интерес к моему творчеству, польщен!

Сочинять я начал… Даже не скажу когда, в детском саду, наверное. Всю сознательную жизнь что-то писал, но раньше только стихи, потом короткие зарисовки. Никогда не относился к этому как-то особенно – народ у нас талантливый, пишущих людей много. Я – один из них. В юности показывал свои творения бабушке – она детская поэтесса, родом из Слободского, одна из многочисленных потомков небезызвестных Вахрушевых, – но моё творчество далековато от её стихов «от 2 до 5», ничего хорошего она мне не сказала. Да и до сих пор не говорит, но я не переживаю, в 93 года ей сложно полюбить постапокалипсис как жанр.

В 2011 году жизнь решила поставить мне подножку, и я надолго и всерьёз заболел. Так получилось. И мир стал совсем другим – банк, где я долго и небезуспешно работал, увлечения, даже машина, которую я обожал водить, – все стало недоступным. Временно или навсегда, я не знаю. Остались сеть, голова и много времени в сутках.

Человек я увлекающийся и креативный, поэтому недолго смог оставаться исключительно потребителем контента, я начал его генерировать. Началось всё с литературных сайтов. Разных, не буду сейчас перечислять. Понятное дело, на 95% их обитатели – тихие беззлобные графоманы, но есть и талантливые, а главное, умные люди. К ним стоит прислушаться, даже если остальные тебя ругают. Они первыми обратили внимание на то, что я делаю – а я много писал, вел тематические рубрики, участвовал в конкурсах, даже что-то выигрывал. Обратили и сказали: парень, двигайся дальше. Большинству здесь не подняться выше простенькой рифмы и более-менее связного текста, а вот ты… Ты можешь попробовать.

С этого примерно в 2014 году начался новый виток развития. Не просто написать, а написать хорошо. Исключительно хорошо. Не просто нестыдно, а круто. Поставить себе такую планку, чтобы голова кружилась (вы же спортсмен, Алексей, вы меня поймете лучше многих). И взять эту высоту, даже если никто не верит, что это реально. Такой высотой стала первая – и, надеюсь, далеко не последняя книга – «Эмбрион. Начало», вышедшая у меня в июне этого года в серии «Вселенная Метро 2035» издательства АСТ.

С псевдонимом всё просто. Настоящая фамилия потеряется на фоне множества других авторов, более того, есть мои почти полные тёзки: писатели, историки, бизнесмены. Я представил себе поиск в google и понял, что упоминания обо мне долго будут в конце списка. На трехтысячной странице. Нужен был креатив. Поэтому сперва бросилось в глаза слово «юмори» как призыв не быть кислым, а потом оно и стало официальным ником для обложек. Благо, я действительно Юрий, по паспорту.

Так вот и родился Юрий Мори - сразу взрослым.

– Насколько я знаю, «Эмбрион» – это ваш дебют в большой форме, до этого были только рассказы. Почему так вышло? Больше душа лежала к кратким по размеру произведениям или просто набивали руку перед более глобальными вещами?

– Многие писатели не в состоянии хорошо писать длинную форму. Или же в состоянии, но качество текста ни их, ни читателей не устраивает. Даже Чехов, если я ничего не путаю, однажды в сердцах сказал, что никогда не напишет роман. И это гений рассказов, один из великих русских классиков.

Я решил начать с рассказов, чтобы… А не знаю. Мне было интересно попробовать, что вообще выйдет. Это быстрее, это я напишу за день-два, а читатель впитает за десять минут. В них нужно уметь избавляться не то, что от лишних фраз – от лишних запятых. Концентрация сюжета, характеров, интрига и развязка рядом, без каких-то соплей и многостраничных размышлений о судьбах родины и ошибках юности. Рассказ – это, на самом деле, здорово, когда его пишет мастер.

Мне пока далеко до этого, но я очень стараюсь.

Рассказы публикуются в сети, причём в диаметрально разных местах – от рубрики «Сетература» МК и небезызвестного udaff.com до некоммерческого проекта «Заповедник Сказок». В последнем скоро выходит альманах с двумя моими рассказами, чем я горжусь не меньше издания «Эмбриона».

А вот начинать сразу с длинной формы, чтобы потрясти мир вашим magnum opus и встать первым же творением на книжной полке в раздел «Классика», на мой взгляд – наивный бред. Наверное, есть такие авторы, но я их не знаю. Все толковые сочинители учатся на ходу, рассказ за рассказом, книга за книгой. Пока учишься и совершенствуешь текст – ты жив, ты растешь. Чуть «забронзовел» - и всё, иди веди курсы «Как стать писателем». Тоже полезная для кого-то штука, но сам ты уже закончил карьеру.

Для меня сейчас и написание романов не является самоцелью. Некий вызов, как творцу слов, да, но не стержень бытия. Как и сам субжанр фантастики – постапокалипсис – не является непременным для следующей книги. Не будет удивительным, если я напишу пьесу в сугубо реальном антураже. Или подростковое фэнтези. Или цикл рассказов о войнах Средневековья от лица наконечника копья.

Не очень люблю т.н. «твёрдую НФ» – бластеры и звездолеты, но в прошлом году принял участие в конкурсе рассказов на Самиздате. Не секрет – зацепило то, что главой жюри был С.В. Лукьяненко. Я занял второе место, что порадовало. Видимо, чему-то научился, написав перед этим полторы сотни рассказов. Не всему, но это и невозможно.

А если глобально – то, что ты делаешь, должно быть интересно, это критерий. И тебе интересно, и читателям. Это касается и формы, в которой пишется. Умеешь? Так пиши и рассказы, и серии в десять томов. Фантастику и реализм. Путеводители и стихи. Хватило бы времени в этой жизни. Я стараюсь успеть.

– Как лично вы попали в серию «Метро»?

– Во-первых, я поклонник оригинальной трилогии Дмитрия Глуховского, первую книгу «Метро 2033» считаю одним из лучших русскоязычных фантастических романов за последние тридцать лет. Читал все три части как по мере их выхода, так и не один раз после. Само собой, изучал книги серии, хотя и далеко не все; там есть очень сильные авторы. Не буду перечислять фамилии, кто интересуется темой -их знает.

Во-вторых, корни именно моего участия – опять же там, на литературных сайтах. Многие удивятся, вероятно, но заметных авторов самиздата (и одноименного сайта, и в широком смысле движения) действительно читают редакторы и издатели. Ищут. Выбирают. Адова работа с учетом дикого количества клинических графоманов и просто не вполне адекватных авторов, но ее делают. Так люди и попадают в сферу внимания издательств. Когда говорят про какие-то знакомства, откаты и прочие мифические причины публикации, мне немного смешно. Наверное, это есть, жизнь штука сложная, но кто купит вторую книгу бездарного автора?

Мне предложили написать синопсис романа для «Вселенной Метро». Без гарантий и взаимных обязательств, просто навскидку. Попробуй – посмотрим. Судя по тому, что первая книга издана, текст второй уже читает редактор, а третья часть в работе, у меня что-то получилось.

Есть некоторый скепсис, особенно среди коллег-фантастов: «а, серия, я эти проекты не читаю!», но я его не разделяю. Талантливый автор напишет прекрасно и в серии, и самостоятельно, именно это ценно. Тем более, времена для писателей настали не самые простые, необходимо идти к читателю всеми дорогами, которые предлагает жизнь. Хочу добавить, что вообще косо смотрю на разделение писателей на фантастов и не-фантастов. Где грань? В наличии фантдопущения в книгах? Тогда и Гоголь -фантаст: вряд ли чёрт, на котором летал в Питер кузнец Вакула, – реальный персонаж.

Писатели делятся на хороших и плохих, вот и всё.

«Эмбрион. Начало» (18+)
«Эмбрион. Начало» (18+)

– Как родилась идея для «Эмбриона»? Как проходила работа над книгой, сколько по времени она заняла?

– Идея родилась за два дня. Я крутил в голове, как именно будет выглядеть Воронеж – а именно о нем книга – в 2035 году, в условиях прошедшей ядерной войны и гибели большей части человечества, разрушения цивилизации. Кто будет героем. Что с ним произойдёт.

То, что я сейчас скажу – довольно банально, но… Я хотел видеть обычных людей, поставленных в жутковатые условия бытия, живых и настоящих, со своими победами и поражениями, ведь это и есть, на мой взгляд, настоящая фантастика. Почти недостижимый идеал литературы. Я хотел, чтобы эти люди выжили и вышли на поверхность, ставшую странным искаженным зеркалом нашего мира. Где деньги ничего не значат, их роль играют патроны. Где десятки километров превратились в запредельную даль, пересечь которую в одиночку почти невозможно. Где есть надежда на будущее, но никто не знает, в какой стороне искать ее. Где будущий путь остатков человечества может лежать через рабство. Где мутация никого не удивляет, как нас не удивляет солнце в голубом летнем небе – то, чего лишены жители нового мира.

Остатки знаний и техники существуют, но выжившие и родившиеся под сводами убежищ уже понимают: чтобы не умереть, нужно идти дальше. Использовать оставшееся от предков, но строить новую жизнь. Так, как получится. Налет цивилизации слишком тонок, и сперва начинает править сила. Так всегда было и всегда будет, но человек не был бы человеком, если не смог бы укротить силу волей. Своим пониманием справедливости. Любовью и заботой о тех, кто слабее. Поиском неочевидных истин, даже ценой своей жизни.

Как следствие катастрофы, мир стал непознаваемым, странным, пугающим. Иногда даже ответить на вопрос, кто перед тобой – невозможно. Кто-то реальный, то ли пользующийся неведомой технологией, то ли росток иной, нечеловеческой жизни со своими правилами и талантами. Высшая разумная сила, управляющая чужими мускулами и клыками. Враждебная? Дружественная? Нейтральная?

Бывает по-разному…

Но разобраться и противостоять всем опасностям может только человек. Не внешнее определяет его силу, хотя без тренированных мышц и умения стрелять не выжить. Внутреннее. Тот самый стержень, наличие которого и делает одних из нас героями, а других – трусами. Свободными людьми или рабами. Живыми или мертвыми.

Сам текст «Эмбрион. Начало» был написан с ноября 2018 по февраль 2019 года. Довольно быстро, что удивило меня самого. В дальнейшем стараюсь держать тот же темп.

– А почему именно «Эмбрион»? Там есть что-то про человеческие зародыши?

– Технически – да, есть. Но если лезть в сюжет, будет спойлер. Однако существует и сверхидея текста, она в том, что главный герой книги – Александр Волков по прозвищу «Кат» – осознает в конце, что и он, взрослый и давно самостоятельный по меркам сурового послевоенного мира человек, ментально и духовно сам еще эмбрион. Зародыш по-настоящему полноценного человека. Думающего. Принимающего решения. Пытающегося изменить мир, а не только реагировать на происходящее.

Здесь уместен вопрос, а зачем вообще написана эта книга? Почему я пишу именно так, а не иначе? Автор ответит вам одно, читатель – другое. Но истина находится, как известно, где-то посередине, я могу только изложить свое мнение. Смыслов много. Они неоднозначны, они вокруг нас и внутри, они многослойны и противоречивы.

Это и борьба между иллюзорностью нашего мира, привычного, того, что за порогом, и реальностью встающего из строчек текста – страшного, но обыденного для живущих в нем. И реакция на неведомое. И взросление героев, ломка характеров – у кого-то полезная, делающая человека крепче, а у других – окончательно лишающая их права на существование.

Любая книга, кроме справочников, – о людях. О настоящих героях и законченных подлецах. О том, как такие – на первый взгляд надежные – здания и мосты могут обрушиться в один Черный День, а хрупкая человеческая жизнь будет продолжаться. Пробиваться через трещины асфальта и бетон убежищ ростками, не всегда прямыми и правильными, несущими в себе боль и ужас прошедшего, но живыми.

Но сначала им, людям, нужно родиться…

– Чем отличается постъядерный Воронеж от остальных городов, представленных во «Вселенной Метро»? Есть ли свои запоминающиеся фишки?

– У любого города своя аура.

Писать про Москву или Питер я решительно отказался (сам для себя) на этапе замысла. Можно сочинять сколько угодно, но город надо знать, для меня это было понятно сразу. Да, у нас нет метро как такового, и в обозримом будущем вряд ли появится, но условия серии допускают описание и мест, где нет поездов, туннелей и гермоворот. Кстати, роман существует в двух вариантах, первоначально я пошел по пути Руслана Мельникова (роман «Муранча») и создал образ фантазийного воронежского метрополитена по примеру ростовского. Там предполагалась другая развязка, но этот вариант был забракован. Локация должна быть реальной, таковы существующие правила.

А запоминающиеся фишки… Что вы или иной читатель из другого региона вообще знаете о Воронеже? Родина русского флота. Андрей Платонов. Белый Бим Чёрное ухо. «Сектор газа» и котенок с улицы Лизюкова.

Думаю, на этом список будет закончен, верно?

Между тем, реальному Воронежу уже 433 года, это старинный купеческий город, начинавшийся как крепость для защиты от кочевников. Сонная провинция, на самом деле, пока не началась Великая Отечественная война. Пока город не оказался разделен по реке Воронеж, ставшей в городской черте с начала 70-х водохранилищем. И я, как коренной воронежец, помню нашу историю. И не просто помню – у нас есть памятник, «Ротонда», бывшая входная группа областной больницы, после войны оставленная нетронутой в назидание потомкам – как это выглядит, когда в здание бьют снаряды. Я вырос неподалеку от него, я с детства видел разбитый бетон, кирпичи и ржавую арматуру.

Это помогает писать постапокалипсис, когда трогал руками его в реальности.

Сама книга пропитана этими впечатлениями. Любой воронежец может пройти маршрутами героев книги, увидеть, почувствовать, потрогать места действия. Да, там есть мутанты, совершенно изменившийся под влиянием странных сил Шиловский лес, зараженное радиацией водохранилище, живой туман, подземные военные базы и выходящая на поверхность жизнь. Все атрибуты постапокалипсиса.

Но главная фишка – всё-таки люди. Те, какими их сделала война.

– В России на данный момент есть две популярные постапокалиптические серии «Метро» и «Сталкер». Как думаете, с чем связано, что именно они выжили в те времена, когда остальные, та же «Технотьма», например, «благополучно» загнулись?

– Я не могу ответить на этот вопрос точно. Качество текстов, поддержка и кропотливая работа издательства, компьютерные игры по мирам, поиск новых интересных авторов – масса факторов. Сама тематика «выживших» серий очень интересна, не зря есть – и уверен, что будут ещё! – иностранные участники «Вселенной Метро».

Мне сложно сказать, почему одни сюжеты, книги, фильмы «выстреливают», а другие, вроде бы похожие, остаются незамеченными и проходят мимо. Если бы я это знал, озолотился бы, консультируя авторов и издателей.

– Откуда вы берете прототипы своих персонажей? Списываете с друзей или знакомых, а, может, как некоторые другие авторы, специально ездите по городам в поисках нужных образов?

– Давно живу… (смеётся). Откуда я беру прототипы? Да их не нужно искать специально, мы живем в мире людей. Они окружают нас с рождения, со своими лицами и фигурами, жестами и характерными словечками, мотивацией действий, подвигами и предательствами. Детский сад, школа, университет, множество работ, друзья и просто знакомые, недруги и завистники. Есть к тому же кино и книги, есть телевизор. Все эти пространства населены людьми, настоящими и выдуманными, разница не так уж важна. Всё это достаточно заметить, отложить в бездонные тайники памяти и вовремя использовать к месту.

По другим городам я вволю наездился по рабочим вопросам, так уж получилось. Не вижу существенной разницы и уж точно не стал бы путешествовать в поисках типажей. Впечатлений от городов, стран, закатов и рассветов, архитектуры и природы – да, но образов людей мне пока хватит книг на двести.

Если серьёзно, я не «слизываю» ни одного персонажа с кого-то из своих знакомых один в один. Некие черты, привычки, имена, но не более того. Любой литературный герой достоин быть самостоятельной натурой и жить своей жизнью, не стоит делать из него клона его прототипа. Само собой, это только мое мнение, многие с ним не согласятся, но вот так.

В настоящее время очень помогает сеть. Я не набираю друзей в том же фейсбуке просто ради количества и сам с опаской отношусь к людям с тысячами «френдов». Вы же не услышите такую толпу, не прочитаете их посты, зачем? Ради некой массовости? Или иллюзии общения? Мне тяжело, стараюсь ограничивать тех, кого вижу в ленте, выбираю и отбираю годами. И наделяю их чертами своих героев, да, не без этого.

«Эмбрион. Начало» (18+)
«Эмбрион. Начало» (18+)

– Я так понимаю, что писательство не основной вид деятельности, приносящий доход. В связи с этим вопрос: как удается находить время на работу над книгами? Поделитесь секретом!

– По описанным в самом начале интервью причинам я не работаю по найму. Раньше хотел, но уже не мог, а с некоторых пор и не хочу. Литературное творчество интереснее рассмотрения кредитных заявок и организации работы филиалов, для меня так уж точно.

Таким образом время у меня есть, хотя и не всегда есть силы. Но всё это искупается тем, что я довольно быстро пишу. Дневная норма текста, установленная самим для себя, порядка 15 тысяч знаков. Это больше трети авторского листа, в которых книги измеряют издательства. Таким образом, полноценный роман пишется за два-три месяца.

Работать в таком темпе действительно тяжело. Я делаю паузы между книгами, иначе мозг вскипит и голова разорвётся, а это зрелище вряд ли порадует читателей. Как-то очень уж одноразово я их развлеку.

Есть и оборотная сторона. Жить за счёт написания книг в финансовом смысле невозможно. Надо быть популярным, активно издающимся автором и выпускать по 15 книг в год, чтобы немного приблизиться к материальной состоятельности, но для меня это абсолютно нереально. Столько я писать просто не в силах.

Так что никаких секретов – нужны время, силы и немного таланта. И книги будут, хотя результат многим покажется несопоставимым с затратами.

– И немного о планах: насколько я знаю, уже написано продолжение «Эмбриона». Когда он выйдет? И какие книги еще ждать от вас в ближайшее время?

– Продолжение написано, совершенно верно. Рабочее название «Эмбрион. Поединок», точное наименование зависит от мнения редакции. Это вторая часть теперь уже совершенно точно трилогии. Так уж вышло, сюжет не поместился в меньший объём. Выход книги – если всё будет в порядке – намечен на осень-зиму этого года, пока более точно я сказать не могу. Зависит, как вы понимаете, не от меня.

В ближайших планах написание третей книги «Эмбрион», на которой история Ката будет закончена. Очень благодарен АСТ и премиум-серии «Вселенной Метро» за возможность внести свой вклад в построение этого мира, но нельзя же писать бесконечные сериалы, как-то это неправильно с многих позиций.

Весной написал повесть, young adult в стиле мистика/хоррор про девушку-волшебницу Агату «Римаут. Ключ от башни». Многие черты героини я списал с дочки, так что тема не совсем уж далека от меня и моего жизненного опыта. Если будет интерес издательств, с удовольствием подумаю о продолжении; на мой взгляд, в тексте имеется масса предпосылок для написания 3-4 книг об этой героине и ее городке. Идеи есть, был бы спрос.

В закромах с прошлого года лежит готовая половина книги о попаданце, но эта тема так истоптана коллегами, что не знаю, стоит ли вообще возвращаться к этому черновику. Жизнь покажет.

Есть задумка книги совершенно необычной, о мире будущего, но не постапокалиптическом – хотя отдельные черты есть и этого, – а развивающегося в технологическом смысле, при этом внезапно столкнувшегося с магией. В замысле есть некоторые отсылки к «Манараге» В.Г. Сорокина и ряду пелевинских романов, но точнее я вам пока ничего сказать не могу. Надеюсь, этот текст порадует не только любителей фантастики, но и всех активных читателей.

И рассказы, да, конечно же, рассказы!

Я не перестал их писать, хотя вопрос публикации короткой формы пока вообще не рассматривается. Выкладываю для читателей в сети. Это способ быстро сказать миру что-либо, обкатать идею, поучаствовать в конкурсе, да и просто личное удовольствие – оживить кусочек бытия и героев моих фантазий, дать им имена и координаты, выпустить в мир.

Читайте по теме Обзоры книг
Доронин о «В двух шагах от вечности»: что за порогом нашего мира
Джефф Вандермеер «Книга Чудес»: как увидеть то, что не замечают другие
«Хроники последнего апокалипсиса»: кратко о конце мира
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ