Мария Стрелова «Призраки прошлого»: психологический «вбоквел»
Начнем с того, что это не фантастический боевик. Экшен тут хоть и присутствует, но в строго дозированной форме, да и то только для того, чтобы подчеркнуть душевные метания героя. По жанру - постапок-драма. Картограф серии «Метро 2033» Леонид Добкач уже предупредил меня, что «Мария у нас больше не по экшену, а по самокопанию». И в данном случае эта фраза верна на все сто процентов. Именно мысли главного героя - Дмитрия Холодова, - а даже не он сам, и становятся главным действующим персонажем в книге.
Сама книга о раскаянии. Мария Стрелова убедительно показывает, как может трансформироваться психика главного героя, который сначала работал на побегушках у беспощадного Доктора Менгеле, а потом, оставшись без всего, прозрел. Но прозрел не в один миг. Это было бы слишком нелепо и так, по-голливудски, топорно. Нет, его трансформация происходит постепенно, в течении всей книги, поэтому в этого героя хочется верить. Ему хочется сопереживать. Вторым неожиданным персонажем в книге стала Алевтина. Не буду спойлерить, но эта женщина вовсе не та, за кого себя выдает.
К сожалению, не читал предыдущие книги Стреловой, но из этой части стало понятно, что это не приквел к предыдущим и не триквел (раз уж третья по счету), а как бы «вбоквел», то есть сюжет развивается параллельно первым частям. Сейчас вот думаю ознакомиться с «Изоляцией» и «Нас больше нет», но в принципе, если вы начинаете читать именно с «Призраков...», то это делать не обязательно. Предыстория удачно вплетена в ткань сюжета, поэтому вопросов не возникает. Все ясно и понятно. А вот концовка ошарашивает, так что, думается, все поклонники творчества Стреловой останутся довольны — очень мрачно и неожиданно!