Желунов о «Сердце сумрака»: все идет по плану

18 декабря 2019, 15:57 | Алексей Сидоров
Писатель Николай Желунов в эксклюзивном интервью Newsler.ru рассказал о работе над новым романом «Сердце сумрака» (16+), который на днях вышел в серии «Дозоры» Сергея Лукьяненко.
Николай Желунов
Николай Желунов

- Поздравляю с выходом книги «Сердце сумрака», а пока предлагаю начать издалека — слышал, что первые пробы пера были аж в семь лет. Откуда такой интерес к писательству, в семье кто-то имел отношение к литературе?

- Спасибо, Алексей. Нет, дома никто не писал, но книг было много, читать у нас в семье любили. Я рано научился этому, чтение помогло развиться фантазии – и появилось желание что-нибудь написать самому. Сначала это были смешные детские тексты в подражание прочитанному в других книгах или увиденному в кино, и только в студенческом возрасте появились серьезные рассказы. Думаю, большинство людей приходят в литературу из-за того, что в детстве или юности у них по каким-то причинам развивается участок мозга, ответственный за фантазирование – а дальше уже человек либо сознательно развивает свою способность, либо просто получает удовольствие от фантазий, перенесенных на бумагу. Зачастую это форма психологической защиты, побег от реальности. Но если она в итоге конвертируется в талант – почему нет?

- В каком возрасте пришли уже к осознанному творчеству? Что писали?

- До появления в доме компьютера с прозой у меня было трудно. Я перфекционист и много раз переделываю тексты на всех стадиях работы над ними. С печатной машинкой это затруднительно. Компьютер у меня появился только около 25 лет, и я начал писать довольно много - но серьезно учиться начал только лет в 30. Думаю, это примета нашего времени: люди взрослеют довольно поздно, разменяв четвертый десяток лет… но зато и живут, и продуктивно работают дольше, чем в былые времена. Признаюсь, лет семь-восемь я потерял, играя на сетевых литературных конкурсах. Эмоций они дают много, но полезного опыта - мало. Писал научную фантастику, детективы, реже - реалистические рассказы. Пробовал себя в литературе для подростков.

- Какие книги и авторы повлияли на ваш стиль? Кем зачитывались в юности?

- Мне трудно говорить о влиянии. Полагаю, лучше судить читателям. Любимых авторов много – в юности это были Ремарк, Гоголь, Маркес, Толкиен, братья Стругацкие, Булгаков, Алексей Толстой, Брэдбери, Эдгар По; всего Достоевского запоем прочел к 16 годам. Позже увлекся книгами Лукьяненко, Лазарчука, Кинга, Аксенова, Пелевина, нравятся отдельные работы Водолазкина, Быкова, Прилепина, Идиатуллина. На самом деле, мне гораздо больше всего в современной литературе категорически не нравится (смеется).

- Как лично вы познакомились со Вселенной Дозоров Сергея Лукьяненко? Что в ней привлекло настолько, что сами стали писать по ней книги?

- Признаюсь, я больше люблю у Сергея космическую фантастику – «Звезды – холодные игрушки», «Звездная тень», «Линия грез», очень понравился недавно вышедший «Порог». Но «Дозоры» тоже люблю. В 2012 году на Росконе я принимал участие в тематическом мастер-классе Лукьяненко по этой Вселенной, и мой рассказ, написанный специально для этого мастер-класса, чем-то приглянулся руководителям литературной серии «Дозоры», которая тогда была еще только в проекте. Мне предложили поучаствовать. К сожалению, первый мой роман «Дозоры не работают вместе» (вышел в 2016) был написан второпях: я ранее пробовался в других проектах и был уверен, что в этой серии, как и в других, требуется «печь» по роману за месяц-два. Неудивительно, что читатели роман приняли прохладно - и тогда я уже сам обратился к руководству проекта с просьбой дать шанс реабилитировать себя перед аудиторией- написал роман «Тайный дозор» (2017). Над ним я работал вдумчиво и неторопливо, и результат читатели одобрили. Мой совет всем начинающим авторам – всегда думайте о тех, кто будет ваш текст читать, о вашей целевой аудитории; нужно с самого начала знать, чем он будет ей интересен. Сочинять только для себя любимого – это графомания.

Николай Желунов «Сердце сумрака», 16+
Николай Желунов «Сердце сумрака», 16+

- Как родилась идея для «Сердца сумрака»? Как проходила работа над книгой?

- «Сердце Сумрака» было вчерне задумано еще в 2017 как продолжение «Тайного дозора». Я брался за него несколько раз – и несколько раз отступал. План мне не нравился. Только первую главу я переписывал раз десять. Всю первую часть пришлось полностью выбросить после первой попытки. Осенью 2018 года составил новый план - и к лету 2019 роман был окончен. Должен признаться, что мои тексты никогда не кажутся мне завершенными и совершенными – даже когда держу в руках книгу, хочется вносить правки (смеется).

- Обязательно ли перед прочтением «Сердца» знакомиться с книгами-первоисточниками, «Дозорами» Сергея Лукьяненко. Или тут сюжет самодостаточен?

- В принципе, допустимо даже не читать мои предыдущие романы в этой серии. Я намеренно пишу так, чтобы было понятно даже человеку, случайно взявшему книгу в руки в магазине. Но лучше все же прочесть и «Тайный дозор», и «Ночной дозор».

- Ваши книги в серии выходят с периодичностью в год минимум. А сколько вообще времени уходит на написание и редактирование одного романа? Есть ли норма по словам/знакам в день? Используете ли бета-ридеров?

- По времени - зависит от задачи. Если времени достаточно – лучше все хорошо продумать: идею, героев, конфликт, сюжет, составить подробный план. Я убежден, что успех книги закладывается на этой стадии, а просто хорошие тексты делать умеют многие авторы. Если есть возможность сидеть дома и не работать в офисе или на предприятии, то за полгода можно сделать очень хороший роман. Но для этого надо работать каждый день. Задушить лень и не дать шанса прокрастинации. На этапе работы над черновиком я пишу по плану 2000 слов в день, иногда больше или меньше. Если приходится днем работать в офисе, а вечером сочинять – стараюсь писать по 700-1000 слов, а в выходные и в отпуске те же 2000. Да, я даю друзьям читать мои романы перед последним переписыванием, и спасибо этим добрым людям - они неизменно находят вещи, которые можно поправить или улучшить. Друзья получают за это экземпляр книги с автографом в подарок. Жена тоже очень помогает с вычиткой.

Николай Желунов
Николай Желунов

- Сейчас ситуация в литературе напоминает кинорынок: повсюду властвуют франшизы - в нашем случае серии книг «Сталкер», «Метро 2033-2035», «Дозоры» и так далее. Как думаете, с чем это связано? Читатели хотят покупать то, что им уже знакомо? И что делать тем авторам, которые, например, хотят развивать собственные миры?

- В первую очередь любому творческому человеку нужно разобраться в себе, в своих мотивах. Почему он пишет, что хочет сказать людям? Кто его целевая аудитория? Чему нужно научиться, чтобы стать интересным ей? И уже исходя из этого понимания искать сферу, в которой он может эффективнее себя реализовать. Если же сочинять просто потому, что нравится сочинять – может получиться, что тексты будут никому не интересны, кроме самого автора и его мамы. Что касается засилья серий – это объяснимо: литература для массового читателя не может обойтись без финансовых вложений, а капитал инвестирует в то, что с большей вероятностью принесет прибыль. Серийную книгу скорее купят, чем несерийную, да еще и от молодого, неизвестного автора. Я не вижу беды для начинающего писателя поработать в таком формате, но согласен с тем, что у нас это обрело радикальный характер. Видимо, это часть русского менталитета - бросаться из крайности в крайность. То ломаем до основания страну, которую строили до 1917 года, и на обломках строим новую, потом в 1991 году снова страну под снос – и опять строим что-то совсем другое… Так и в книжном бизнесе – еще недавно печатали всех подряд молодых фантастов, выпускали под 1000 романов в год, теперь взяли и перестали – только в серии, и то далеко не всех берут. Я надеюсь, что со временем конъюнктура изменится и издатели тоже задумаются о том, как развиваться рынку в долгосрочной перспективе.

- Как и у большинства российских писателей, у вас есть «нормальная» работа, которая кормит и дает возможность заниматься творчеством. А с чем она связана, если не секрет, и насколько помогает/мешает в занятии литературой? Как удается совмещать?

- Я работаю в страховом брокере, занимаюсь различными международными проектами в области перестрахования. Конечно, сидеть дома и творить куда удобнее, можно полностью сосредоточиться на творчестве – но сейчас это могут себе позволить очень немногие авторы. Совмещать вполне удается, главное, чтобы была поддержка семьи.

- Следите ли за творчеством коллег в серии?

- Да, прочел романов десять или двенадцать. Отмечу Сергея Недоруба и Алекса де Клемешье, как наиболее интересных авторов. Запомнились также книги Марины Ясинской и Виталия Каплана.

- Какие из последних прочитанных книг (в принципе не только из «дозорных») «зацепили» настолько, что их можно порекомендовать нашим читателям?

- Рекомендую Эдуарда Веркина. «Остров Сахалин», «Герда», «Пепел Анны», «Звездолет с перебитым крылом», «ЧЯП». Очень хорошая интеллектуальная проза.

- И по традиции в конце спрошу о планах: что еще можно ждать читателям в ближайшее время? Каких книг?

- Сейчас работаю над романом о современных героях, с небольшим фантастическим элементом. Вряд ли он выйдет в ближайшее время, хочу как следует все продумать. В серию «Дозоры» больше писать не планирую, свою историю в этой Вселенной я уже рассказал.

Читайте по теме Обзоры книг и комиксов
Гёыль и Суволь «Единственный конец злодейки — смерть. Том 5»: дворцовые интриги в суде
Маккей Синклер «Шифры цивилизации»: от глифов майя до «Энигмы»
Оливер Стоун «США. Нерассказанная история»: взгляд культового режиссера
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ