Николай Донецкий: «Я горжусь развитием российского джаза!»

25 августа 2022, 15:33 | Анастасия Каратаева
В преддверии фестиваля «Джаз Вятка» (12+), который пройдет в GAUDI, мы взяли интервью у известного кировского джазового музыканта Николая Донецкого.
Николай Донецкий.
Николай Донецкий. Фото: Екатерина Малыгина

В эти выходные, 27 и 28 августа, в Кирове пройдет фестиваль «Джаз Вятка» (12+). Мероприятие посвящено 100-летию российского джаза. Организатором фестиваля стал кировский музыкант Николай Донецкий. Мы решили узнать у Николая Александровича, как начинался его музыкальный путь и как пришла идея создать джазовый фестиваль в Кирове.

— Когда и как вы решили заниматься музыкой?

— В детстве у меня было очень много виниловых пластинок дома. Любовь моей семьи к музыке, при том, что она была совсем не музыкальная, никто не играл ни на чем, досталась и мне. После того, как я услышал пластинку Джо Дассена (французский певец, автор песни Et si tu n’existais pas), то понял, что ничем кроме музыки я больше не хочу заниматься.

Еще будучи подростком, я заметил, что девочкам очень нравятся гитаристы, и несмотря на то, что я был маленьким ушастым парнишкой в коротких штанах, решил, что хочу быть «впереди планеты всей», и пошел учиться в гитарную школу «Лира». Проучившись два года, я из учеников перешел в преподаватели и после этого стал солирующим гитаристом в ансамбле.

После этого ансамбль закончился, я поступил в училище искусств, играя одновременно с этим в разных заведениях. Потом постепенно начал делать концерты для музыкантов из других городов и стран, играл вместе с ними, после чего коллективы стали приглашать играть уже меня.

— Почему среди всего разнообразия стилей выбор пал именно на джаз?

— На протяжении всего детства, когда я учился играть на гитаре, у меня в репертуаре были в основном песни «ДДТ», «Чайф» и, конечно же, Борис Гребенщиков («Аквариум»). Я был ярым фанатом БГ, у меня было порядка 60 кассет. Знаковым альбомом для меня стал «Радио Африка», благодаря которому я впервые начал знакомиться с джазом.

Еще играя в ансамбле гитаристов «Лира», в 1998 году, мы поехали с гастролями в Италию на полтора месяца. Там я впервые уже увидел «вживую» настоящие джазовые аккорды и углубился в этот стиль. После поездки я стал слушать только джазовую музыку. Также на мой выбор очень сильно повлияло знакомство с музыкой Мориса Равеля и Игоря Стравинского.

— Были ли на вашем пути музыканты, советы которых повлияли на вашу карьеру?

— Да, конечно. В начале нулевых я работал в джаз-клубе, и к нам приехала группа Blues Doctors (группа из Екатеринбурга, играет современный гитарный блюз-рок). Отмечу, что я никогда до этого не играл блюз вообще.

После концерта проходил jam session (совместная импровизация музыкантов), и меня буквально выпнули на сцену, без гитары, подготовки и понимания, что делать. Выйдя к публике, я подошел к вокалисту Владимиру Демьянову и спросил его — что играть. Потому что опять же подготовки в плане исполнения блюза у меня не было, и он говорит мне великую фразу: «Плевать! Просто играй». Эти слова все изменили: отношение к музыке, к шоу. С тех пор я начал понимать — неважно, что ты играешь – главное, как ты это делаешь.

— Как пришла идея создать фестиваль «Джаз Вятка»?

— Это была случайная история. У меня был партнер, с которым мы занимались гастрольными концертами. И после очередных таких мероприятий в 2013 году я ребятам, с которыми работал, говорю, что везде же есть джазовые фестивали, почему в Кирове его нет? Тогда это оказался, видимо, некий крик души, и я подумал, что хочу это сделать и я это сделаю! После этого стал искать деньги для организации фестиваля. Начальный капитал составил 30 тыс. рублей, что в то время было не так уж и плохо. В конечном итоге фестиваль проходил четыре дня и, слава Богу, все получилось.

— Как сейчас обстоят дела с джазом в России?

— Великолепно! Горжусь развитием российского джаза, горжусь тем, что это 100-летняя история. Наши коллективы котируются и работают по всему миру. Я дружу с некоторыми музыкантами, которые работают за рубежом. Например, я знаю, что в Нью-Йорке в топовом джаз-клубе играет человек, которого я приглашаю в Киров.

У джаза нет ни национальности, ни вероисповедания, ни политической подоплеки. Джаз — это чистое искусство и творчество, музыка мира. На самом деле уровень российского джаза, начиная с 2000-х годов, вырос невероятно. Молодое поколение ребят, которые играют в этом стиле, выступают по всему миру, ездят в Норвегию, Францию, Италию, работают по контрактам. В США живет куча российских музыкантов, которые делают отличную музыку, не уступающую зарубежным исполнителям.

Российский джаз достаточно самобытный. Он отличается от того, что мы обычно привыкли слушать. Игорь Бутман, LRK Trio, Андрей Кондаков, Квартет имени Музыки и многие другие — эти люди продвигают российский джаз.

— Что бы вы посоветовали начинающим музыкантам?

— Первое: окружайте себя людьми, которые играют лучше вас. Любыми способами. Идите к ним в компанию, учитесь, слушайте, что они говорят.

Второй совет: если вы хотите играть джаз, слушайте круглосуточно джазовую музыку, она не должна пропадать из ваших наушников. «Наслушанность» в джазе очень важна, вам в голову должны засесть все приемы, это как выучить новый язык. Старайтесь себя окружать музыкой, которую хотите играть.

И последнее: не бойтесь и выходите на сцену! Даже если боитесь — выходите. Нужно брать и делать, других вариантов нет.

Читайте по теме Концерты в Кирове
В Кирове пройдет музыкальный фестиваль в честь 100-летия российского джаза
Восемь причин побывать на фестивале «Рок над Вяткой»
В августе над Вяткой зазвучит рок
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ