Татьяна Салахиева-Талал «Психология в кино»: теории Юнга и Фрейда на большом экране

4 октября 2022, 15:29 | Алексей Сидоров
В издательстве «Альпина» вышло переиздание книги о психотипах героев в кино и сериалах (12+).
12+
12+

Автор - Татьяна Салахиева-Талал, гештальт-терапевт, соучредитель психотерапевтического объединения «Метаморфозы», эксперт по психологии кино и автор онлайн-курса «Психология в кино». Собственно, нынешняя книга — краткая, но от того не менее интересная «выжимка» из материалов учебного курса. Также в прошлом году у автора выходила еще одна книга «Уйти нельзя остаться. Кризисы, выгорание, смыслы и ресурсы в кинопрофессии» (12+), но она посвящена не героям историй, а тем людям, которые их создают. И их «нервным» проблемам.

Вообще, книг о психологии в кино немного. На слуху, кроме нынешнего издания, еще работа Уильяма Индика «Психология для сценаристов: построение конфликта в сюжете» (12+). Но Индик описывает теории Фрейда и Юнга применимо к кино, что называется, «по верхам», особо не углубляясь в суть, у Салахиевой-Талал же информация сугубо практическая, пропущенная через опыт работы с клиентами: вот, например, есть такие-то психотипы (невротик, пограничник и т.д.), а вот так (с примерами из разных фильмов — от «Дня сурка» до «Москва слезам не верит») они реализуются в кино. Плюс дается анализ изменения представителя каждого из психотипов применимо к популярным теориям арок героя, скажем, из легендарного учебника Кристофера Воглера. Также большой плюс нынешнего издания — анализ образов главных героев в отечественном кино, от военного и послевоенного времени до нынешних времен. Правда, сейчас внешнеполитическая ситуация снова меняется, что неизбежно повлечет и смену «героев нашего времени». Как именно — покажет время.

Самый удивительный эффект от книги лично для меня - в возможности заново открыть героев собственных историй. Например, пока писал сценарий для сериального проекта «Возвращенец» (черная комедия/хоррор, вошел в шорт-лист Лаборатории «Формула пути» Фонда поддержки регионального кинематографа), то даже не задумывался, что главная героиня - Даша - представляет пограничный тип личности, она просто «оживала» в сценарии и действовала по собственному усмотрению. Сейчас же я вижу, что все ее действия и слова полностью укладываются в концепцию «пограничника» из книги, это позволяет посмотреть на проблемы героини с точки зрения психотерапевта и углубить характер в тех местах, где это требуется, добавить объема. Как итог - бесконечно ценная и практичная книга для всех, кто занимается созданием историй (от сценаристов до режиссеров).

Татьяна Салахиева-Талал «Психология в кино. Создание героев и историй» (12+, 2022). Наша оценка: 5/5.

Читайте по теме Обзоры книг и комиксов
«Звуковое решение фильма»: что и как слышит зритель
Максим Муссель «Все грани мобильного кино»: как снять фильм на телефон
«Анатомия человека»: трехмерное путешествие внутрь себя
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ