Эльдар Рязанов «Грустное лицо комедии»: как снимали «Иронию судьбы» и «Вокзал для двоих»

23 ноября 2022, 13:53 | Алексей Сидоров
В издательстве «Азбука-Аттикус» вышла автобиография культового режиссера Эльдара Рязанова.
16+
16+

Каждый Новый год у россиян есть традиция — смотреть в обязательном порядке (в который раз!) «Иронию судьбы» (6+), а наверняка еще и «Карнавальную ночь» (0+) бонусом. И если только два упомянутых фильма могут сказать многое о творческом наследии гениального режиссера и его влиянии на умы поколений советских и российских зрителей, то если вспомнить остальные его шедевры - «Берегись автомобиля» (12+), «Служебный роман» (6+), «Вокзал для двоих» (0+), «Гусарская баллада» (6+) и другие, - то можно понять, что вклад Рязанова в историю отечественного кинематографа просто запределен. Его стиль, как и подход коллеги Леонида Гайдая к своим работам, стали определять лицо отечественной комедии - невероятно смешной, но в то же время грустной (по сути, конечно, здесь больше подходит жанр трагикомедии).

В книге воспоминаний режиссер, которому на момент написания было уже 82 года (умер в возрасте 88 лет), попытался рассказать, как он пришел к этому стилю, что было непривычно в тогдашнем кинематографе, предпочитавшем чистые жанры. Начав с документалок, молодой Рязанов поставил «Карнавальную ночь» - советский мюзикл, в котором как раз был дан отсчет карьеры как раз с чистой комедии. И чем дальше, тем все грустнее становились фильмы режиссера, а кульминацией «грусти» можно считать почти драму в чистом виде — «Дорогая Елена Сергеевна» (16+), камерную ленту о взаимоотношениях учительницы и циничных старшеклассников. Всего за время карьеры Эльдар Рязанов снял 36 кино- и ТВ-работ, включая документальную передачу о Владимире Высоцком и спорный ремейк «Карнавальная ночь 2» (12+).

В воспоминаниях Рязанов подробно рассказывает нюансы съемок каждой из лент, особенно подробно останавливаясь на легендарных фильмах 80-х — от «Иронии судьбы» до «Гусарской баллады». Описаны все подводные камни, которые пришлось преодолеть режиссеру — от цензуры советской пропаганды, логистики кинокартин, подготовки трюков и песенных номеров до собственных взаимоотношений с актерами и драматургами. Причем, некоторые из драматургов таковыми даже не были — так, например, Рязанов подробно описывает случай с одним из авторов, который ушел от написания киносценария по собственной пьесе, которую, вероятно, как подозревал Рязанов, писал не сам, а приобрел в качестве «бонуса» во время отсидки в тюрьме. Короче, занятное чтиво для всех, кто интересуется историей отечественного кинематографа и поклонников творчества Эльдара Рязанова.

Эльдар Рязанов «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги» (16+, 2022). Наша оценка: 5/5.

Читайте по теме Обзоры книг и комиксов
«Анатомия человека»: трехмерное путешествие внутрь себя
«Стрелковое оружие»: от «стреляющих палок» до современных штурмовых винтовок
Джо Хилл «Коробка в форме сердца»: дебютный роман сына Стивена Кинга
Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии. Также вы можете войти через социальные сети:
Читайте в СМИ