«Звуковое решение фильма»: что и как слышит зритель

2 декабря 2022, 16:17 | Алексей Сидоров
В издательстве «Планета музыки» вышел учебник по звуковому решению фильма.
12+
12+

Сразу надо оговориться: перед нами не просто нонфикшн на популярную тему, а монография, да еще и коллективная — от нескольких авторов, спецов индустрии. Она подготовлена под кураторством Ларисы Березовчук, поэта, литературоведа, кинокритика и старшего научного сотрудника сектора кино и телевидения Российского института истории искусств, доцент кафедры искусствознания СПбГУ кино и телевидения. То есть не стоит рассчитывать на легкое чтиво, это серьезный научный труд, цель которого — исследовать влияние на киноповествование всех трех аспектов звука: речи, шумов и музыки. Поэтому стоит приготовится к обстоятельному, местами насыщенному специфическими терминами разговору.

Но начинка того стоит. Первый раздел — практический. Здесь читателя ждут интервью с звукорежиссерами известных фильмов, в которых они рассказывают о том, как работали с конкретными режиссерами-постановщиками и композиторами, как пытались донести главную мысль до зрителя через звук. Второй раздел посвящен теории. Дело в том, что с приходом в страну голливудских индустриальных стандартов возникал путаница в терминах. Авторы монографии пытаются разобраться, как правильно классифицировать закадровые и прочие шума, что такое саунддизайн и так далее. Также в этом блоке можно найти теоретический разбор фильмов, например, картин «Белый шум» и «Звуки шума», чьи названия сами собой намекают,на то, что по тематике они задевают сферу аудиовосприятия зрителей.

«На закуску» оставлен третий большой блок — история синематографа в плане перехода от немого кино к звуковому, в частности во Франции, а также в целом трансформации «киномысли» - от упрощенного подхода в духе термина «звук в кино» до комплексного «звукового решения фильма». В целом — интересное издание, рассчитанное как на студентов киношкол и вузов, так и практиков, уже работающих на площадке (от режиссеров-постановщиков, которым надо владеть знаниями чуть шире, чем представителям других смежных профессий, до композиторов и звукорежиссеров).

«Звуковое решение фильма» (2022, 12+). Наша оценка: 4,5/5.

Читайте по теме Обзоры книг и комиксов
Джейсон Паммент «Потерянный город»: история одного затопления
Сунь-цзы «Искусство войны»: древний трактат в новом оформлении
Кэти Мари Уэйланд «Архитектура сюжета»: как создавать запоминающиеся истории
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ