Алессандра Пилар «Сценарий за чашкой кофе»: сборник шпаргалок для кинодраматургов
Понятно, что вторая часть названия «Напиши сценарий за десять минут в день» - не более, чем маркетинговая уловка. Причем, при русской локализации издания. Речь у Пилар действительно идет о «десятиминутках», но это не время, затраченное на работу над сценарием, а время на так называемый «мозговой штурм», когда вы «разминаете» или «углубляете» историю и ее персонажей. Нужно понимать, что за каждой «десятиминуткой» стоит многомесячный труд по непосредственному написанию сценария, но по другому и не бывает: без труда не вытащить и рыбку из пруда.
А теперь, когда разобрались с упаковкой, перейдем к начинке. Алессандра Пилар — преподаватель сценарного мастерства в Голливуде, ее ученики писали сценарии для «Остаться в живых» (16+), «Ходячих мертвецов» (18+) и «Анатомии страсти» (18+). По ходу работы в группах она выработала экспресс-метод доведения до ума любой истории — при помощи уже упомянутых «мозговых штурмов». Каждая глава — по сути, описание одного «десятиминутного» инструмента плюс краткая шпаргалка-напоминалка по его применению: от выстраивания структуры сюжета полного метра или пилота сериала до разработки ансамбля персонажей и питчинга проекта. В качестве примеров даны сцены из популярных проектов — например, от «Мальчишника в Вегасе» (16+) из полных метров до «Теории большого взрыва» (16+) из сериалов.
Лично мне показалась интересной методика Пилар по написанию «бит-шитов» - шагов истории, на которых зиждется структура. Дело в том, что в выпущенных в РФ сценарных учебниках очень много трактовок того, как именно работает инструмент, и почти все источники — переводные, термины из-за этого переведены как попало, без учеты индустриальной специфики. А среди российских авторов почти никто бит-шиты подробно не разбирает, поэтому и происходит путаница. Пилар дает непосредственные шаги, как именно можно создавать биты через различные элементы драматургии, опять же в виде шпаргалок. Пока не знаю, насколько они рабочие, но их стоит опробовать на практике и посмотреть, что получается. В целом - инструмент нужный как для писателя, так и для сценариста, если его, конечно, освоить.