Клим Шипенко «Мастер игры»: необычный учебник для актеров и режиссеров
Ее автор Клим Шипенко — режиссер кассовых фильмов «Текст» (18+), «Вызов» (12+) и «Холоп» (12+). В 18 лет он пошел учиться на режиссера в Лос-Анджелесе, но быстро понял, что ему не хватает знаний об актерской профессии. Ведь известно, что актеры — «кисти» режиссера, от их выбора и правильно поставленной задачи зависит то, каким в итоге получится фильм. Если судить по сборам фильмов Шипенко, его методика как минимум работает, по крайней мере, в России. Как пишет режиссер, все советы, описанные в книге, он услышал от мастера — руководителя актерской студии Сала Дано.
В США актерские студии давно стали здоровой альтернативой киновузам. Обычно это небольшие коллективы по 15-30 человек, которые на практике оттачивают мастерство игры. Шипенко ходил в студию и регулярно вел записи того, что говорил мастер. Итогом стала эта книга, которая, по сути, является конспектом актерского курса. Сразу отметим, что методика преподавания Дано отличается от общепринятой, когда большое внимание уделяется упражнениям, не имеющим прямого отношения к конкретной роли. В его студии студентов сразу «кидали в бой»: те учили и разбирали сценарии, после чего сразу же отыгрывали сцены.
Книга будет интересна не только актерам, причем, как начинающим, так и тем, кто уперся в потолок и желает разнообразить свой «инструментарий». Здесь еще много полезного и для режиссеров. Шипенко на примере известных фильмов — от «Таксиста» Скорсезе до «Пролетая над гнездом кукушки» — до собственных работ разбирает то, каким образом можно добиться лучшего результата на площадке, как правильно ставить актеру задачу, а также помочь ему в разборе сцены. Разбавляют лайфхаки философские рассуждения Сала Дано о миссии творца в искусстве и прочие вещи из разряда «на подумать».