Машзавод им 1 Мая: Царь, Бог или русский Авось?

10 декабря 2009, 01:38 | Федор Добровольский
7 октября «Репортеръ» уже писал о ситуации, в которой оказалась Первомайка. С тех пор ситуация на заводе перешла из разряда тревожных в разряд аховых. Внешние факторы «успешно» сочетались с внутренними, и судьба 2000 рабочих мест начинает напоминать вятскополянский «Молот». Уверенно предсказать судьбу завода могут только мифологические персонажи.
Машзавод им 1 Мая: Царь, Бог или русский Авось?
Фото: Вадим Коновалов

История болезненного вопроса

Для тех, кто не в курсе: Машзавод им. 1 Мая пытались неоднократно «прихватить» крупнейшие российские ФПГ. Потому что даже один железнодорожный кран стоит очень хорошо - немножко дороже, чем большинство приличных иномарок. На досуге можно подсчитать примерную стоимость единицы продукции, разделив 2.2. млрд (оборот в «тучном» 2008 году) на 64 крана, выпущенных заводом в том же году. Так что фраза «крупнейший на территории СНГ разработчик и производитель железнодорожных кранов» вполне справедлива.

По годам: в 2006 году 5000 акций завода скуплены «Межрегиональной бумажной компанией» (МБК). Сотрудники завода говорили об угрозах, шантаже, звонках. 2007: уголовное дело на Любовь Корчомкину, главного бухгалтера завода, передано в Первомайский суд. Обвинение: присвоение акций миноритарных акционеров + причинение им ущерба более 1 млн рублей. Вердикт суда: хищение в особо крупном размере + штраф в 200 тыс. рублей. Анекдот: до сих пор Корчомкина работает на том же заводе в той же должности. Уже с этой детали становится понятно - в ведомстве им. 1 Мая что-то неладное было уже тогда. А потом...

Грянул кризис

В 3.5 раза. Именно на столько сократилось производство в 2009. Началось (как у большинства) еще в сентябре 2008 года. Премьер еще говорил о «подушках безопасности» экономики России, а на Урале уже начали вставать трубники - смежники нефтяников; как домино начали «загибаться» самые разные предприятия, объединенные в технологические цепочки... Первомайка перешла на 3-дневную неделю. Из 18 сделанных кранов продано 10. Сумма кредиторской задолженности превышает полмиллиарда рублей! 30 октября заместитель председателя правительства Кировской области Эдуард Носков озвучил в своем докладе ситуацию в машиностроении. Вятскополянский «Молот», успешно «проевший» 450 млн бюджетных вливаний, был бесспорным лидером - 81% падения производства. И к сокращению еще 1700 человек - «Молот» готов! Второе почетное место заняла Первомайка - 65%. Пока не было никаких сокращений. Как потом скажет в своем интервью молодой гендиректор завода Сергей Голофаев, «будем искать внутренние резервы для решения этих задач». Но это - скорее его желание, чем факт действительности: как стало известно, до конца года руководство объявит об увольнении более 500 рабочих...

Кризис обнажил всю ситуацию на заводе им. 1 Мая - ясно, четко и безжалостно. Что мы имеем? Последняя закупка технологий у австрийской фирмы произведена в 1974 году. По словам того же Голофаева, «мы отстали от европейцев на 15-20 лет». При этом краны Первомайки выдерживают конкуренцию - завод работал с РЖД, «Белорусской железной дорогой», «Укржелезницей», «Казахстан темир жолы» (сегодня объемы заказов от этих предприятий упали в 4-5 раз...). Последняя оптимистичная нота: отгрузка пяти 32-тонных кранов на Кубу. В декабре «первомайцы» ждут министра торговли Кубы; есть большой ливийский заказ; ведутся переговоры с таджикскими, туркменскими, азербайджанскими железными дорогами. Все, оптимизм кончился. Без ощутимого госзаказа, снижения налогового бремени и, самое главное - без гарантий области (уже в октябре мелькнула информация о присуждении «1 Мая» к выплате долга в 1 млн 100 тыс. с рассрочкой) шансы завода «выстоять» невелики. Точнее, они бы были, если бы не...

Совет директоров на кухне. Национализация против «распила»

Вячеслав Синцов, генеральный директор и совладелец контрольного пакета акций ОАО «Кировский машзавод им. 1 Мая», умер в июле 2009. Умер неожиданно, после поездки в Москву, в ночь с субботы на воскресенье, от сердечного приступа. Он владел 43,4% акций. Сразу после его смерти часть акций перешла к его супруге Татьяне Синцовой, которая сейчас является вторым по величине акционером компании, ей принадлежат 21.7% акций. Как семья Синцовых планирует распорядиться заводом? По слухам, якобы «продать столичным банкирам». В этом их интересы резко расходятся с гендиректором Голофаевым, который также владеет частью акций. Молодой управленец (1977 г.р.), зять покойного Синцова, выросший на заводе, ранее работавший в органах МВД. Журналистам он заявил недавно, что видит выход в «национализации завода или его продаже РЖД». Наивно (это желание, собственно, отсылает к заголовку статьи). Хотя призывы Голофаева к национализации - понятная попытка молодого директора сохранить свое кресло. Которое шатается...

На предприятии посмеиваются: «вдова Синцова управляет всем прямо из кухни». Россия все-таки довольно патриархальная страна, и абсолютно понятно нежелание Голофаева подчиняться женщине. Вдобавок ко всему - женщине безо всякого опыта управления. А на заводе, в «закулисных» разговорах, открыто говорят: «новый гендиректор - временщик». Так что стремление Голофаева не оказаться голым на улице заставляет его что-то делать. Делать быстро. Эта скорость не нужна семье Синцовых. «Продажа столичным банкирам» обернется для нее простой процедурой: учитывая площади завода, имущество и наработки Первомайки, исход предсказать не трудно - выбор, скорее всего, будет сделан в сторону «коммерческого» использования территории и зданий, продажи оборудования и исчезновения завода с карты Кировской области. Проще говоря, мы стоим перед ясным выбором. Национализация или продажа эффективным собственникам (вариант №1 им. Голофаева). Или же продажа завода и его исчезновение из кировской - шире российской - экономики (вариант №2 им. Синцовой). Вопрос лишь в том, кто кого переиграет и опередит: Голофаев или Синцова с продажей.

А пока... идет скупка акций предприятия (акционерам-работникам платят хорошие деньги). По слухам, она проводится при участии регистратора ЗАО «М-реестр» (был активным участником «дела ЮКОСА», являясь реестродержателем ценных бумаг предприятий, в «ЮКОС» входивших). И (снова слухи) за всем этим стоит группа «Сфера», известная своими захватами по всей России. Поэтому интересны... Синцовы, как собственники. Продажа завода для семьи Синцовых стала бы логичным продолжением жизненного пути: по слухам, они медленно, но верно «обрастали» имуществом. Относительно «большой квартиры в Москве» - вопрос, но в отношении ресторана «Май», гостиницы «Май», кафе-бара «Маевка» - все как-то единодушны. У Татьяны Синцовой, как и у покойного мужа, в мае - день рождения...

Отдельное мнение у заводчан и о 15 тыс. га лесных угодий (тема лесных угодий в Кировской области одна из самых «жареных») и новом элитном коттедже из бруса, в котором якобы отдыхает руководство. Все расходы на содержание охотхозяйства, возможно, покрывает ОАО «Машзавод им. 1 Мая», имеющий второе место в Кировской области по падению производства... Есть такое понятие - «эффективный собственник». Вряд ли распродажа хозяйства есть путь к эффективности. Но что по-настоящему волнует в этой ситуации - это позиция правительства Кировской области. «Молот» все-таки находится далеко, на краю региона, в Вятских Полянах. А здесь, в Кирове, под боком (15 минут ходьбы) у серого Дома правительства области...

2000 ждут

Акционеры и руководители завода заявляют о «работе» по попыткам «обратить внимание» правительства Кировской области (которое, на первый взгляд, также крайне заинтересовано в том, чтобы Первомайка работала). Воз и ныне там - и не совсем понятно, сыграла ли тут воля части акционеров, или у правительства «не доходят руки». Лучше бы дошли... Да, официально объявлено о сокращении нескольких тысяч человек по Кировской области в 2010 году. Но это кусками, частями, локально, вдалеке от Кирова. Шинный завод, Лепсе, Авитек продолжают работать, несмотря на трудности, и конец карьеры их вряд ли ждет. Бесповоротная гибель Первомайки - тяжелый венец для областной власти. Самое время его примерить - может быть, появятся мысли?

Читайте по теме Завод 1 Мая в Кирове
Акционер «Кировского машзавода 1 мая» избавляется от долгов
Банкротство привело в гольф
«Кировскому машзаводу 1 мая» не дали увеличить уставный капитал
Комментарии (36)К последнему
Гость_Щирый | 10 декабря 2009, 20:41 #
явно подкоп под собственника. в интересах молодого мвдэшника. известная у них разводки, весь белый и пушистый, спасаю мол предприятие. а какие у него самого с этой национализации прибыли еще вопрос. вообщем п..ц заводу
Гость_Петр1 | 11 декабря 2009, 16:43 #
МВД форева! если он зятек усопшего, то че они семейством та не могут разобраться?
Гость_Серж | 12 декабря 2009, 03:20 #
Похоже, смены собственника на Первомайке не избежать. Вопрос в том, кто это будет. Для предприятия РЖД однозначно лучший вариант.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ