№ 1 в России?
Леонид Барышев иногда лукавит, хотя главе компании с годовым оборотом в десятки миллиардов рублей это делать все труднее. Например (цитата 2009 года), он говорил о том, что «в Елабуге я знаю, чем удивить потребителя... наверное, и в Казани получится... а уж в Москве с моим колхозным менталитетом...». Потом и в Москве у него тоже все начало получаться. Что удивительно для компании, за которой ни промышленных групп, ни властного лобби (достаточно вспомнить историю противостояния «Махеева» с Казанским масложировым комбинатом, закончившуюся выигранными судами и аннулированными претензиями КЖК).
Рецепт успеха от «Махеева» прост: качество, расчет и большое количество энергии, которое вкладывается во все - в заводы, гипермаркеты «Эссен», упаковку, подбор людей в филиалах... Поэтому, когда на упаковке «Махеева» начали писать «Майонез № 1 в России», никто уже не лукавил; по объему продаж он действительно стал самым массовым продуктом этого класса. Теперь они хотят добиться права писать «Кетчуп № 1 в России»; глядя на новую упаковку, в это почему-то верится (см. фото).
Когда «Махеевъ» заявил о том, что входит в Киров, местные производители кетчупа и майонеза понятным образом занервничали. Владимир Метелев, владелец «ПРИНТО» (человек открытый) сдержанно отозвался о «Махееве»: «Достойный продукт». Какова ситуация на рынке сейчас?
Лучший выбор - и квасной патриотизм
Иллюстрация: многие кировские семьи стабильно перешли на махеевский майонез, «потому что даже просто с хлебом получается вкусно». Потребитель хочет новизны. Другое дело, что изменение привычек - не совсем кировский стиль. С инновациями (Никита Белых, «оттрубивший» тут уже два года, подтвердит) у нас туго. Но поправимо. Людям надо просто давать пробовать - это лучшая форма убеждения. Ведь если человеку с детства вбивать в голову, что пиво «Вятич», сметана «Вятушка», подсолнечное масло «Здрава» и гимн Совет... тьфу, России, не имеют себе равных, он так и будет думать. Это то, что касается рядового потребителя. А в менталитете кировских деньговладельцев есть неприятный момент, выражающийся в причитаниях типа: «город-то у нас маленький, народ-то у нас темный, ничего нового да яркого делать не надо, потому что все равно не поймут», и т.д., и т.п. Поэтому торговля бежит так медленно. Хотя деньги (в виде прибыли с продаж федеральных брендов) лежат под ногами.
Быть ли заводу и/или гипермаркету?
С месяц назад появился слух о том, что Барышев рассчитывает увеличить скорость, с которой «Махеевъ» раскручивается в Кировской области, двумя способами. Первый - построить здесь майонезное производство. С одной стороны, это будет удачным ходом: став «местным» продуктом, «Махееву» уже не будет нужды убеждать кировчан в том, что у них есть настоящий выбор. С другой - логистика такой процедуры вещь сложная и дорогая. Второй - построить в Кирове (по примеру «МЕTRO» и недавно вошедшей «Карусели») гипермаркет «Эссен». Гипермаркет даст возможность выставить всю линейку «махеевской» продукции (там еще нет, как у «Heinz», 57 вариаций, но дело идет к тому).
Автор слуха - рекламное агентство в Казани, работавшее с «Махеевым». Пресс-служба Барышева запросила на комментарии почти две недели («Леонид Анатольевич в командировке»). Осталось спросить единственного человека, который, по логике, должен был быть «в курсе» - директора «Эссен Дистрибьюшн Киров» Андрея Шевалдина. Он оказался чуть менее уклончив, чем пресс-служба Барышева.
«Нет, никаких указаний о том, что здесь собираются строить завод или гипермаркет, ко мне не поступало, - говорит он. - И если это входит в цели Леонида Анатольевича, вы его и спрашивайте. Продвижение «Махеева» в Кирове? Почти в три раза за 2010 вырос объем. Медленнее, чем в других регионах, но мы движемся. Проблема в том, что оптовая торговля в Кирове чересчур привязана к «проверенным» маркам; хотя те, кто работает с нами, уже оценили - федеральный бренд он и в Африке федеральный бренд. Активный рост продаж «Махеева» начинается, когда люди его распробуют. Вы же не видите в Кирове рекламных щитов с «Махеевым», нас практически нет на ТВ. Единственное - это спонсорство «Гринландии», но это, скорее, выражение философии бизнеса, признание его социальной ответственности, а не реклама. Я уверен: в Кирове мы сможем продавать раз в пять больше. И зависит это не от «Махеева», а от торговых сетей... А все вопросы по строительству в Кирове завода или «Эссена» - в Елабугу».
Счастливого Рождества, кировская торговля!
Запрос в пресс-службу Барышева мы отправили и через пару недель увидим ответ. Каков бы он ни был, «Махеевъ» не собирается останавливаться, и, зная энергию Барышева, можно быть уверенным: если доля рынка в Кировской области его цель, она будет достигнута. Строительство завода заставит «ПРИНТО» и «Здраву» менять продвижение своих продуктов: от рецептуры до цены. Строительство гипермаркета «Эссен» заставит местные продуктовые сети активизировать работу с поставщиками и менять линейки - ведь в «Эссен» встанет не один «Махеевъ». В любом случае потребитель выиграет в цене, качестве, выборе. «Гони природу в дверь - она войдет в окно». То же самое и с конкуренцией. ®