Миллионы на выброс

21 сентября 2011, 23:48 | Вера Елькина
В то время, как предприимчивые европейцы и китайцы успели сколотить целые состояния на переработке отходов, жители России продолжают зарываться в горы мусора: наши чиновники только начинают шевелиться с целевыми программами по экологии, а робкие попытки бизнесменов заглянуть на дно урны ничем примечательным не заканчиваются. Что же нам мешает прекратить плодить свалки и тоже начать строить успешный бизнес на отходах?
Миллионы на выброс
Фото: Вадим Коновалов

Упаковки бывают разные: синие, белые, красные...

Современный рынок диктует свои правила: сегодня все товары «спрятались» за яркими, оригинальными по форме и материалу упаковками. И чем шире их разнообразие, тем больше мусора. Еще каких-то лет 15 назад универсальной упаковкой была молочная бутылка. Такие стеклянные «тары» население аккуратно сдавало, их подвергали термической обработке и вновь отправляли в производство. Сегодня все пестрые и оригинальные упаковки-однодневки заканчивают свою жизнь в урне. Причем, по мнению экс-главы департамента охраны окружающей среды Виталия Пересторонина, все официальные цифры - лукавы, и никто не считал, сколько на самом деле сегодня выкидывается мусора.

Опыт: горький и не очень

Кое-кто в Кирове пробовал «копнуть» поглубже и построить бизнес на отходах. Результат оказался разным. «Бизнес по производству резиновой крошки я начал два года назад, но, честно говоря, уже хочется его продать», - признается руководитель ООО «Экорт» Михаил Кряжков. Готовую крошку Кряжков реализует в Кирове и за пределами области. Крошка идет на строительство детских и спортивных площадок, на производство тротуарной плитки. Но прибыльность в этом деле, по словам Кряжкова, «еще надо поискать».

Пять лет переработкой шин занимается и Валерий Фуфачев. «Бизнес по переработке отходов очень сложный и малоприбыльный. Технологии сложны и дорогостоящи. Откровенно скажу, если бы я сдал эту свою базу в аренду, моя жена была бы просто счастлива», - с улыбкой отмечает предприниматель. В свое время такой бизнес заинтересовал его отсутствием конкурентов и потребностью шинного завода («КШЗ уже не возил шины на свой полигон и искал переработчика»).

По мнению президента ВТПП Николая Липатникова, бизнес на переработке шин вполне себе может стать успешным: если правительство области, в частности, департамент дорожного хозяйства, проявит интерес к применению этого вторсырья в приготовлении поверхностного слоя асфальта. Кряжков и Фуфачев с ним согласны. Кстати, инициатива переработки автомобильных колес есть и по создаваемому на площадях вятскополянского завода «Молот» промышленному парку: ООО «ЭкоЦентр» на условиях соинвестирования готов вложить в проект 29 млн 500 тыс. рублей. Предприниматель надеется на окупаемость в 4 года.

Еще пример. Кировский БХЗ перерабатывает опил и прочие отходы деревообработки. Однако как пояснили на предприятии, сегодня эта деятельность, мягко говоря, прибыли не приносит, а наоборот - убытки. На данный момент, контрагентами предприятия являются 9 компаний, расположенных в пределах г. Кирова. Они поставляют каждые сутки 1 тыс. кубометров опила. Для того, чтобы справиться с суточной нормой заводу пришлось обзавестись своим парком большегрузов. Только расходы на транспортировку опила на площадку БХЗ (техобслуживание, топливо, налоги, зарплата водителей) обходятся предприятию почти в 500 тыс. рублей в сутки. Чаще всего биохимики сами вывозят отходы в черте города у своих постоянных клиентов.

По сути такая деятельность должна приносить прибыль. Тем более что на данный момент кировский БХЗ действительно единственный работающий гидролизный завод в России. Однако деятельность, связанная с экологией приносит только убытки - по подсчетам предприятия, порядка 12 млн руб. в месяц. Новые «зеленые» технологии в России, где правит сырьевая экономика, пока в массе своей не востребованы. На сегодня БХЗ способен произвести из опила с применением своих технологий ряд таких «продуктов», как топливные гранулы - пеллеты, биотопливо, кормовые дрожжи, фурфурол, этиловый спирт.

Ряд кировских «эко»-идей так и остался на бумаге. Так, совсем недавно областное правительство завернуло проект по строительству комплекса переработки отходов в поселке Костино, разработанный НИЦ «Русэкойл». Этот комплекс должен был полностью разрешить проблему утилизации ТБО, старых свалок, переработки осадков очистных сооружений городской канализации и пригородной территории. Проект не одобрили ни областные чиновники, ни Росприроднадзор.

Ход рублем

Так что же нужно, чтобы бизнес на отходах стал интересен кировчанам? ООО «Спецавтохозяйство», прежде чем внедрить в городе проект по раздельному сбору ТБО, изучало успешный опыт европейцев. «Сейчас в Германии на переработку идет 70-80% отходов, - рассказывает исполнительный директор ООО «САХ» Игорь Крысов. - Они даже старые полигоны используют: добывают из них так называемый свальный газ, сдают его и потом из общей сети берут то количество газа, которое сдали. Заправляют газом свои машины. Здорово и удобно! Мы бы тоже могли так делать! Но только зачем Газпрому наш свальный газ, если у них есть природный?»

«Я думаю, в переработке отходов, в первую очередь, должно быть заинтересованно государство, - отмечает Игорь Крысов. - Во всем цивилизованном мире государство платит за утилизацию отходов, потому что, в первую очередь, это надо государству, а не частнику. Самостоятельно организовать этот бизнес очень сложно. Инициатива должна быть от государства, и помощь - финансовая и законодательная».

По словам предпринимателя Валерия Фуфачева, проблема с финансами - одна из основных. Немалые средства нужны уже на начальном этапе: одна лишь лицензия на работу с отходами стоит порядка 500-700 тысяч рублей. Также в период становления бизнеса возникают сложности с возвратом кредитов. «У меня предложение такое: на уровне области создать фонд экологических инициатив, по примеру фонда «Энергосбережение» при РСТ, куда сегодня обращаются предприятия и под залог без процентов берут деньги на 2-3 года. Это реально работает! - рассуждает Фуфачев. - Было бы здорово и нам тоже иметь такой фонд. Быть может, этот фонд стал бы частично компенсировать и затраты на получение лицензии».

Еще один барьер - налоги. «У нас нет льготы по земельному налогу. Но ведь фактически, предприятие, перерабатывающее отходы - то же самое, что предприятие ЖКХ, у которого такие льготы есть, - отмечает Фуфачев. Переработчикам отходов нужна большая территория земли! А сегодняшние налоги - непомерные. И если город пойдет навстречу в этом плане - будет замечательно». Суждено ли сбыться этому чаянию предпринимателя - сказать сложно, ведь любому муниципалитету будет жаль расставаться с такой доходной частью собственного бюджета.

Для ООО «САХ» серьезная проблема сегодня - это сбыт. Собранный раздельно и спрессованный мусор САХ направляет на переработку за пределы региона - во Владимирскую, Московскую области. Со сбытом (в особенности - стекла) в последнее время есть проблемы. «Наша организация не специализируется только на вторсырье, поэтому цельные бутылки мы не принимаем. У нас идет бой. А на бой стекла цены сейчас очень низкие, - поясняет Игорь Крысов. - И если нам куда-то отправлять это стекло, мы не покроем даже транспортные расходы. Мы даже контейнеры для стекла убрали из города, потому что мы не можем сбыть то, что уже насобирали».

Неразрешенные правовые вопросы - еще одна преграда для «эко»-бизнеса. «Правовое регулирование - это реальный рычаг, который поможет и нам, и контролирующим органам решать проблемы экологии. Когда человек взрослый, воспитывать его бесполезно. И тут закон просто необходим», - считает Валерий Германович. «Я считаю, что именно в законодательстве нужно менять отношение к отходам, предназначенным для вторичной переработки, - говорит Игорь Крысов. - Мало кто обращает внимание, но почти на каждой упаковке стоит значок, что она подлежит вторичной переработке. Уже есть проекты закона об отходах производств. Возможно, производители должны уже в стоимость продукта закладывать затраты на переработку вторсырья».

И Валерий Фуфачев, и Игорь Крысов говорят о необходимости создания на уровне области экологической полиции, и даже прокуратуры. По их словам, в других регионах такая полиция уже создана и окупается за счет административных санкций. Также Валерий Германович предлагает создать в Кирове организационную структуру, которая защищала бы интересы переработчиков отходов. На российском уровне такая ассоциация уже есть.

«На уровне ведра»

И все же, наверное, дело не только в отсутствии денег или законов. Серьезный враг бизнеса на отходах - обыкновенная привычка. Кировчанам по-прежнему в диковинку стоящие уже год во дворах желтые, синие и зеленые контейнеры САХа. И рука по-прежнему складывает бумагу и пластиковые бутылки в одну урну. А уж о том, чтобы пойти работать на мусоросортировку - и мысли не допускают (на этой работе, кстати, сегодня большая текучка кадров).

Руководители САХа признают: об успехах проекта по раздельному сбору мусора говорить рано: чтобы привить людям привычку сортировать мусор нужен не год, и даже не пять лет. Кстати, директор ООО «Экологическая инициатива» Анатолий Ушаков и вовсе считает, что «раздельный сбор - это благое дело, но если говорить о нагрузке на полигон, то сортировка сильно погоды не сделает. Основная масса отходов все равно останется на полигоне».

«Сегодня проект сортировки мусора «на уровне ведра» пока не имеет успеха, потому что население не воспринимает то, насколько глубока проблема, - говорит вице-президент по развитию группы предприятий «Система Глобус» Александр Косулин. - Вот у нашего торгового предприятия есть полное понимание сортировки. Мы сортируем картон, пленку, полиэтилен, полиэтиленовые ящики, и сегодня для нас это не столько расход, сколько возможность получить компенсацию за сортировку».

По мнению Виталия Пересторонина, поскольку рассчитывать на сознательность кировчан не приходится, необходимы экономические стимулы. И руководство САХа пытается доказать, что эти стимулы скрыты как раз в раздельной сортировке. «Сегодня цена на пластиковые бутылки, даже при наших небольших зарплатах, мизерная - 10 копеек. Сдают бутылки, пожалуй, только те, у кого иного никакого дохода не имеется, - говорит Игорь Крысов. - Мы, конечно, предлагаем нам сдавать бумагу, пластик и стекло не за деньги. Но зато, в отличие от обычных, эти контейнеры мы вывозим бесплатно. То есть, по идее, если начать активнее сортировать мусор, то отходов в платных контейнерах станет меньше. И жильцам можно сэкономить».

«Нам самим это нужно не для того, чтобы нажиться на вторресурсах. Мы тем самым экономим количество заходов на полигон, ведь при сортировке мусора на полигон идет меньше отходов, - отмечает Крысов. - Полигон ТБО «Костино» исчерпает свои ресурсы через три с половиной года. К этому времени администрация будет должна подготовить новое место, проект нового полигона или, может быть, целого комплекса по захоронению отходов. От границы города в ближайших 20 км уже нет свободных земель. Надо понимать, что при удалении полигона на большее расстояние вырастут тарифы на транспортирование. Может вырасти и тариф на утилизацию, если, конечно, изменится технология».

Мы можем сколько угодно оглядываться на Европу и Китай, но пока сами не заставим себя дома складывать мусор в разные пакеты, ни о какой экономии, а тем более, доходах на отходах и речи не будет. И жить нам, словами Николая Липатникова, «суждено жить на общегородской свалке».

Шаги навстречу

Глава департамента экологии и природопользования Алла Албегова констатирует, что город буквально заваливается бытовыми отходами. В августе правительство Кировской области приняло областную целевую программу по экологии. «Перед нами стоят задачи разработать генеральную схему очистки территории, логически выстроить обращение с твердыми бытовыми отходами. Мы планируем разместить небольшие пункты сбора и сортировки мусора в узловых районных центрах», - рассказывает Алла Викторовна. По ее словам, в нашем регионе вполне целесообразно наладить переработку хотя бы элементарных отходов - бумаги, пластика, стекла.

«Куда бизнесу вложить деньги? Идеи, предложения есть. Но отдельно взятый объект, перерабатывающий отходы, нам не нужен. Нам нужна система, - обращает внимание главный специалист-эксперт департамента экологии и природопользования Ирина Петухова, - а система подразумевает как раз работу в соответствии со схемой генеральной очистки территории. В настоящее время мы прорабатываем механизмы государственно-частного партнерства, когда инвестор под определенные государственные гарантии сможет брать деньги в банке. Конечно, речь о возврате инвестиций идет не о десяти годах даже, порядка 20-30 лет, но постепенно эта система начнет работать». Уже в 2012 году департамент планирует привлекать через конкурсы первых инвесторов.

«Мы гарантируем инвесторам поток отходов на его специализированно созданное перерабатывающее предприятие», - уверяет Албегова.

Бумажный бунт

По информации экс-главы департамента охраны окружающей среды Виталия Пересторонина, на сегодня у Мурыгинской и Косинской бумажной фабрик есть «огромная потребность в макулатуре, в первую очередь - картоне». Чтобы оба предприятия нормально работали, в месяц им нужно порядка 1,5 тыс. тонн макулатуры (в лучшие годы потребление достигало и 5 тыс. тонн). По мнению экс-главы департамента охраны окружающей среды Виталия Пересторонина, такой спрос сможет обеспечить только налаженная система сбора макулатуры. Как вариант - через единого областного оператора. Сегодня кировские бумажные фабрики принимают картон по цене 4-4,5 руб за кг, смесь картона с бумагой - 3,5 руб за кг. Они готовы сами вывезти макулатуру.

«По нашей информации, в области только два предприятия всерьез занимаются заготовкой макулатуры, да и те вывозят ее в Набережные Челны», - говорит вице-президент ВТПП Юрий Исупов. Да тот же «САХ» везет бумагу за пределы Кировской области. «Тут все зависит от платежеспособности предприятия. Если наши фабрики - банкроты, у меня большой шанс сдать им сырье, ничего не получить и потом с ними судиться. Нет, лучше буду работать с теми, в ком уверен, кто платежеспособен и работает по договору. Получили - рассчитались», - говорит исполнительный директор ООО «САХ» Игорь Крысов.

Справка
Кстати
Одну из самых богатых женщин в мире — китаянку Чжан Инь — называют Королевой мусора. В середине 1980-х она ездила по свалкам США и скупала там макулатуру. На бумажных отходах предприимчивая леди сколотила целое состояние: на конец прошлого года оно оценивалось в 5,6 млрд долларов.
Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ