Чего хотят перевозчики?

19 октября 2011, 23:30 | Вера Елькина
Очередная инициатива перевозчиков о повышении тарифов на проезд в городском общественном транспорте взбудоражила кировчан. И пока мэрия просит не устраивать панику, а РСТ ждет обоснованных расчетов, «Репортеръ» выяснил, за что так отчаянно борются перевозчики и кому что достается в этой борьбе.
Чего хотят перевозчики?
Фото: Инфографика П.Иванова

На минувшей неделе вице-президент «Вятского транспортного союза» депутат Александр Харюшин предложил повысить цены на проезд в транспорте г. Кирова до 16 рублей. Письма с таким требованием ушли в администрацию города, областное правительство и региональную службу по тарифам. Последний раз, напомним, цены на проезд в Кирове поднимались (с 10 до 12 рублей) в апреле, в аккурат после выборов в ОЗС. Транспортники надеются, что с властями удастся договориться и в этот раз.

Бунт как средство

Члены «Вятского транспортного союза» грозятся, что в случае невыполнения их требований они примут «меры», в числе коих - отказ от выхода на линию. Правда, начальник отдела транспорта администрации г. Кирова Олег Чичибабин реагирует на все письменные заявления спокойно. «В письме мы не видим никакого ультиматума, - уверяет он. - И говорить о реальной угрозе того, что люди будут ходить пешком, преждевременно». Чичибабин отмечает, что «есть муниципальные перевозчики» - ОАО «АТП» и ОАО «КТП». И они «в любом случае будут выполнять свою работу в полном объеме, в соответствии с договором».

Соглашается с Олегом Чичибабиным и бывший заместитель главы администрации г. Кирова, один из «авторов» транспортной реформы Павел Кошкин. «Сохранение муниципальных транспортных предприятий в свое время как раз и проводилось с целью обезопасить себя от возможных коллапсов и гарантировать необходимый минимум социальных перевозок. Но бунт - в любом случае это не метод решения проблемы. Ставить «на уши» город нельзя», - говорит Кошкин.

Штрафы и жалобы

По договору мэрии с перевозчиками выпуск автобусов на линию должен быть не менее 85%. Однако на сегодня у некоторых компаний он значительно ниже. К примеру, в августе реальный выпуск автобусов на линию у ООО «Алекс-Авто» составил 67,81%. За такое несоблюдение условий договора за 9 месяцев 2011 года предприятия оштрафованы на следующие суммы: ООО «Алекс-Авто» - 1 млн 22 тыс. рублей (+ задолженность подобного порядка за 2010 год); ООО «Эскорт-Авто М» - 219 тыс. 27 рублей; ООО «Автохозяйство» - 94 тыс. 464 рубля.

Чаще всего кировчане жалуются на работу автобусов по маршрутам № 46, 86,16, 2 и 19. Все их обслуживает «Алекс-Авто». По словам одного из учредителей ООО «Беркут-авто» Олега Туйнаса, у этой компании для нормальной работы нет ни техники, ни кадров, но зато есть куча долгов. При этом Олег Чичибабин на вопрос, планируется ли расторгнуть договор с таким неисполнительным «Алекс-Авто», лишь напоминает, что по двум лотам из трех договорные отношения с этой компанией уже расторгнуты в одностороннем порядке.

Условия - разные, цель - одна

Кировские перевозчики в один голос уверяют, что причин для повышения тарифов на проезд - множество. Растут налоги, цены на топливо, резинотехнические изделия, услуги ЖКХ... При этом в Кирове аж 18 категорий льготников, и только 30% таких «льготных перевозок» компенсируются. «По идее, нужна монетизация льгот, - рассуждает Олег Туйнас. - Но у нас на это не идут. И в итоге деньги до транспортников, которые, по сути, выполняют социальную функцию государства, не доходят».

Безусловно, что все транспортники в разных условиях, у всех своя система хозяйствования, свои расходы. Так, если у ИП Каргапольцева, ООО «Алекс-Авто», ООО «Эскорт Авто М» базы в аренде, то у ООО «Беркут-Авто» она в собственности. Если первые покупают дорогое топливо в Кирове, то последний везет его из Татарстана, литр ДТ выходит на 3 рубля дешевле.

Потому и цифры о себестоимости работы они называют разные. Если члены «Вятского транспортного союза» сходятся на цифре в 14-17 рублей в расчете на одного пассажира (без учета рентабельности), то по подсчетам «Беркут-Авто», себестоимость перевозки - 11 руб. 50 копеек. При этом сегодня на условиях субаренды «Беркут-Авто» обслуживают 38-й и 61-й маршруты, не получая компенсации за проездные и льготников.

«У нас на предприятии - стандартная система налогообложения, - говорит генеральный директор ОАО «Автотранспортное предприятие» Николай Дубровин. - Остальные перевозчики работают на упрощенной системе налогообложения (УНС) или используют единый налог на вмененный доход (ЕНВД). И потом сравниваются с нами! Но ведь за счет меньших налогов у них финансовая картина лучше». По словам Николая Дубровина, на их предприятии 34% денег уходит на налоги, 30% - на топливо, 30% - на зарплату сотрудников, остальное - на запчасти и прочие расходы. «Работаем без прибыли, но, слава богу, что хотя бы не в убыток», - отмечает Дубровин.

Арифметика

За 9 месяцев 2011 года в Кирове было продано более 69 млн 625 тыс. билетов (из них более 52 млн 426 тыс. штук - полные, более 17 млн 199 тыс. билетов - льготные). Исходя из данных ЦДС, в идеале в среднем в день на линию должно выходить 440 автобусов. К тому же за 9 месяцев в городе продано 128 тыс. 588 проездных. Все они перевозчикам полностью компенсируются.

Простая арифметика показывает, что при сегодняшней стоимости билетов в 12 рублей, оборот транспортного рынка в целом (автобусы+троллейбусы) составляет 1 млрд 170 млн рублей в год. При повышении тарифа до 16 рублей транспортникам можно ожидать дополнительные 400 млн в год. Рассчитать, кому из перевозчиков сколько денег достается в виде дохода и чистой прибыли - сложно. Дело в том, что эти суммы зависят от финансового состояния предприятия, системы хозяйствования, наличия долгов, кредитов, расходов на топливо. Влияет не только количество маршрутов, но и выпуск автобусов на линию, наличие на маршрутах конкурентов и т. д. Но, по крайней мере, теперь понятно, за что борются перевозчики.

Нужно ли повышать до 16 рублей цены на проезд?

Александр Харюшин, вице-президент «Вятского транспортного союза», депутат: «Если этого не сделать, город может остаться без автоперевозчиков. В связи с инфляцией и ростом цен на ГСМ, резинотехнические изделия, запчасти и новые комфортабельные транспортные средства, увеличением налогового бремени на владельцев транспортных средств и размером обязательного страхования автогражданской ответственности деятельность по перевозке пассажиров является планово-убыточной».

Павел Кошкин, бывший заместитель главы администрации г. Кирова, один из «авторов» транспортной реформы: «Со стороны оценивать ситуацию очень сложно. Только объективные расчеты себестоимости работы могут показать, кто прав. По косвенным признакам (в частности, тому, что проезд в 15 рублей перевозчики предлагали еще в апреле) основания для повышения тарифа есть. И цены на топливо и налоги растут».

Олег Чичибабин, начальник отдела транспорта администрации г. Кирова: «Мы прекрасно понимаем, что жизнь не стоит на месте. Есть сезонный рост цен, есть понятие летнего и зимнего топлива, есть прогнозы по повышению цен. Любое решение должно приниматься на основании документов, объективных расчетов, которых на сегодня в РСТ не представлено. Но в любом случае неумение некоторых хозяйствующих объектов привести свою деятельность в законное русло и получать прибыль на развитие предприятия не должно сказываться на горожанах».

Олег Туйнас, один из учредителей ООО «Беркут-авто»: «Как перевозчик, который работает от выручки, я солидарен с предложением «Вятского транспортного союза». Если говорить о затратах и их обоснованности, то тут стоит учитывать, что они складываются из кредитов, расходов, в том числе на топливо, запчасти. У большинства перевозчиков очень большой портфель кредитов, которые взяты не на нужды предприятия, но погашаются за счет предприятия. А цены реально растут. Мы работаем в тяжелых условиях. По многим причинам транспортные предприятия на грани выживания. И в то же время мэрия понимает, что решение поднимать тарифы перед выборами - смерти подобно».

Справка
Тарифы на проезд в троллейбусах в городах ПФО:
Оренбург – 8 руб.
Пенза – 10 руб.
Чебоксары – 11 руб.
Нижний Новгород – 12 руб.
Ижевск – 13 руб.
Казань – 14 руб. 20 коп.
Самара – 15 руб.
На цену билетов влияют многие факторы: стоимость ГСМ в регионе, уровень зарплат, дотации и т.д.
Комментарии (9)К последнему
Гость_Кировчанин | 20 октября 2011, 08:32 #
Хрюшин пытается шантажировать власть перед выборами ??? Отдать перевозки другим, а эту рожу выкинуть из бизнеса...
Гость_Мнение | 20 октября 2011, 09:18 #
да пидОры они все
Гость_По существу | 20 октября 2011, 17:22 #
В общем-то у чуваков губа-не дура. Теперь понятно, ради чего стараются.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ