Федеральные сети готовят Вятку к ВТО

11 июля 2012, 21:30 | Вера Елькина
9 июля в Вятской торгово-промышленной палате обсуждали проблемы взаимодействия местных товаропроизводителей с федеральными сетями. Рефреном всей встречи звучала тема вступления России в ВТО.
9 июля в Вятской торгово-промышленной палате обсуждали проблемы взаимодействия местных товаропроизводителей с федеральными сетями.

Уже в самом начале обсуждения президент палаты Николай Липатников отметил, что сегодня местным товаропроизводителям трудно, но от вступления России в ВТО тем более не стоит ждать «ничего хорошего». Все дальнейшее обсуждение директор ТД «Вятич» Руслан Владимиров после сравнил с клубом анонимных алкоголиков: мол, высказались - и стало легче.

«Вятский» уровень

«Федеральные сети ведут себя, мягко говоря, не по-джентльменски. Взяли на себя право решать, кого впускать, кого не впускать, какую цену установить. Они не учитывают мнение покупателя, который любит наш товар!» - заявил гендиректор ОАО «Производственный холдинг «Здрава» Владимир Савиных и сообщил, что и их предприятие ощутило падение продаж.

«Федеральные сети - машины по зарабатыванию денег, - метко сравнил генеральный директор ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» Константин Бровко. - Их стремление работать с местными производителями присутствует только во фреш-сегменте (продукты с минимальным сроком хранения). Сети пришли к нам уже состоявшимися, уверенными в себе, и требуют от производителя максимум».

Сети выставляют жесткие условия по поставке, расчетам, бонусам, скидкам, вынуждая местных производителей (особенно мелких) работать себе в убыток. К основному договору идет множество дополнительных соглашений - как письменных, так и устных. По словам предпринимателей, сети не интересует качество - их интересует цена. Конечно, покупателям на первый взгляд может показаться, что сети - благо, ведь цены на ряд продуктов, например в «Магните» и «Пятерочке», действительно ниже, чем в других магазинах. Но не все понимают, что такая цена - прямые убытки для местных производителей.

Савиных также обратил внимание на то, что федеральные сети «унижают покупателей» развалом коробок с товарами, грязью в магазинах, как бы давая понять: «вот вам вятский уровень».

Законный вопрос

Участники встречи подчеркнули: необходимо пересмотреть Федеральный закон «О торговле». По словам Владимира Савиных, изначально этот закон принимался как раз по инициативе товаропроизводителей, но сегодня он «во многом выхолощен». Предприниматели заметили, что в законе важно прописать моменты, касающиеся логистики, бонусов, скидок - всего того, на чем сети успешно зарабатывают. Кстати, они особо не скрывают, что нарушают ФЗ-381.

Худшее - детям?

Эдуард Чогорянц, заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ЗАО «Кировский молочный комбинат», предложил продумать вопрос поставки продуктов в бюджетные учреждения. «Есть информация, что сети тоже намерены участвовать в аукционах по поставке продуктов в детские сады, школы, больницы... Тогда мы с вами вообще заревем! Потому что наши дети будут есть тушенку неизвестно откуда, «мертвую» молочную продукцию, консерванты... Я думаю, в полномочиях местных органов власти при организации аукционов по обеспечению бюджетных организаций продуктами условиями по срокам, цене, объемам контракта ограничить иногороднюю продукцию, которая через сети утилизируется в желудках кировчан».

А гендиректор ООО «Сладкая слобода» Владимир Полозов предложил более жестко контролировать качество продукции в сетевых магазинах и информацию о любом некачественном товаре сообщать потребителям.

Вопросы к губернатору

Участники круглого стола отметили, что при заходе сетей в Киров звучала цифра в 70% - такую долю товаров на их полках должны были занять местные товары. Предприниматели решили в своем обращении к губернатору (оно будет подготовлено по итогам обсуждения) потребовать ответ: действительно ли есть такое соглашение, и если да, то почему оно не выполняется. И вообще, что дал региону приход сетей? Как изменились суммы налоговых поступлений в областной, городской бюджет?

Очевидно: местным товаропроизводителям трудно. Но вместе с тем, видимо, им придется еще сказать «спасибо» федеральным сетям за «школу жизни» - подготовку вятских производителей к ВТО.

Андрей Моисеев, заместитель директора ОАО «Кировхлебпром»:

«Сети, которые сегодня приходят, не готовы работать с нашим рынком. Не мы с ними не готовы, а они с нами. Те форматы, которые они сюда привезли, сложны для понимания не только мелких, но и крупных предприятий. В первую очередь, это электронный документооборот. Техника несовершенна, и мы постоянно сталкиваемся с тем, что документы надо исправлять, заявки проходят некорректно. Огромное количество ошибок в системе приводит к тому, что мы не получаем вовремя деньги. Плюс накладывает свой отпечаток очень низкая квалификация товароведов и директоров магазинов практически всех торговых точек. Мы также столкнулись с тем, что при огромном количестве поставщиков наша продукция иногда вообще не доходит до потребителя. Работа в новом формате заставляет находиться в абсолютном напряжении. Любой сбой может обернуться штрафом.

Какие перспективы мы видим? Мы четко отследили: «Магнит» открывается в тех торговых точках, которые в свое время работали и закрылись, оказавшись неэффективными - то ли по своему формату, то ли по месту расположения. Одним словом, перспектива развития «Магнита» в плане завоевания покупателя не очень высока.

Что касается «Пятерочки», эта сеть готовится к системе аукционной закупки, т.е. будет открыта для всех поставщиков. При первых же переговорах было сказано, что они обязаны обеспечить рентабельность продаж на уровне не менее чем 17,5%. Все остальное они должны заработать всеми способами, которые существуют.

Работать с федеральными сетями нас заставляет жизнь. С самого первого дня общения с ними нужно понимать, что получится на финише. Также важно понимать, что работа с ними приносит результат».

Комментарии (21)К последнему
Гость_заяц | 12 июля 2012, 11:52 #
в область завозятся многие товары из других регионов, при этом аналогичные товары производятся в области, однако ни кто не собирается и не обсуждает данный вопрос. вопрос обсуждается только по продуктовым сетям. причем вопрос сего великого собрания "Вятка и ВТО", но пять плавно перешли к пятерочке и магниту. тошнит от явного лобби в сторону глобуса.
Гость_волк | 12 июля 2012, 12:08 #
при чем тут Глобус? если ты был на встрече в ВТПП, то слышал бы, что ВСЕ присутствующие говорили как раз о Магните и 5-ке. И темой встречи было взаимодействие производителей с федеральными сетями.
Гость_заяц | 12 июля 2012, 14:33 #
я так понял суть статьи, что цель встречи нагнуть магнит и 5-ку. и анализ ситуации в области на данном рынке мне подсказал, что в интересах глобуса.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала