Каждый микроб – это завод

24 июля 2014, 13:31 | Арина Радова
Заменить челюсть или распечатать на 3D-принтере сердце, выпустить шприцы, которые могут быть утилизированы без вреда для окружающей среды, – это лишь крошечная часть того, где могут быть применены биоразлагаемые пластики, проект производства которого реализуется ведущими научными институтами и кировскими биотехнологическими предприятиями под руководством Дмитрия Пантелеева.

Дмитрий Пантелеев, генеральный директор двух предприятий отрасли биотехнологии - ООО «Кировский БиоХимЗавод» и ООО «Восток» - может заставить работать даже микробов.

41 год назад в Кирове построили БиоХимЗавод, «заточив» предприятие на производство кормовых белков из отходов деревообработки. В это время Дмитрию Пантелееву было 9 лет. Мог ли тогда он подумать, что не просто спасет этот завод, а выведет в лидеры отрасли биотехнологии?..

Сейчас, сохранив основной профиль предприятия и его экологическую направленность - переработку древесных отходов в биомассу - здесь внедряются уже инновационные технологии. Так, возобновляемую биомассу используют для решения проблемы энергетики. Пример тому - «зеленая турбина» мощностью 5 МВт, в которую вложили 120 млн рублей.

Или ставший реальностью миф о биотопливе. Биотопливо - это не просто получение технического спирта. Как проясняет Дмитрий Пантелеев, даже чисто технологически получить абсолютированный спирт очень сложно. Спирт, который добавляют к бензину, не должен содержать воды. А это требует серьезных технических решений.

Кстати, в России, несмотря на обилие спиртовых производств, использующих только пищевое сырье, в настоящее время эту технологию реализует всего лишь один завод. Один из них - как раз Кировский БХЗ.

Наукоемкое производство

Аналогичная ситуация, когда параллельно с традиционными видами производства на предприятии внедряются инновационные технологии, и с заводом «Восток». Завод расположен в поселке Восточный Омутнинского района Кировской области. Это ведущее предприятие, производившее высокоэффективные гриппозные вакцины до 30 млн доз в год, ферментные препараты, шприцы и лекарственные средства. А сегодня завод «Восток» не только пытается вернуть былые позиции (сказались 10 лет непрерывного банкротства предыдущими владельцами), но и за счет инноваций опередить время.

Кстати, говоря о сегодняшнем состоянии «Востока», нельзя не вспомнить, что, например, еще в прошлом году, чуть не раньше других российских предприятий, здесь использовали при строительстве цеха готовых лекарственных средств (ГЛС) стандарты GMP, предъявляемые для помещений такого уровня. Стандарты GMP (Good Manufacturing Practice - надлежащей производственной практики) появились полвека назад в США, провозгласив новый подход к обеспечению качества лекарств и призваны контролировать не только готовую продукцию, но и производственный процесс, в том числе производственные помещения, документы, сотрудников. В 1969 году по резолюции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), новые правила предписывались для применения всем странам. При этом сам закон в России вышел только в начале текущего, 2014 года. В прошлом году «Восток» получил 45 регламентов по выпуску ГЛС. Среди дженериков такие известные и востребованные лекарственные препараты, как парацетамол, цитрамон, верапамил, ранитидин, эналаприл. Инвестиции в производство составили порядка 150 млн рублей. Но и это не все.

На «Востоке» соблюдают повышенную категорию энергобезопасности. Производство, где работают с микроорганизмами, требует высшей категории энергоснабжения, в том числе собственной генерации, не допускающей сбоя энергоснабжения. Для этих целей предприятие приобрело и начинает запуск трех биогазовых генераторов общей мощностью 1,5 МВт и переходит на собственное обеспечение зеленой энергией. «Это требование безопасности», подчеркивают на заводе. Также была приобретена головная понижающая подстанция с сетями. «Это позволит обеспечить безаварийную работу предприятия», - говорит Дмитрий Николаевич. Кстати, для этого заводу потребовались дополнительные инвестиции.

На «Востоке» развивается направление производства ферментов. Сегодня здесь осваивают производство ферментов четвертого поколения. Для улучшения усвояемости кормов из жмыха, содержащего много сахаров и белка, - жмых подсолнечника и люпина. Работа проводится с ведущими биотехнологическими центрами страны.

«Завод видит перспективы внедрения отечественных научных разработок, поэтому для получения продукции привлекается вузовская и академическая наука. В частности этот головной институт кормов», - рассказывает собеседник.

Что, в свою очередь, говорит о том, что биотехнология на БХЗ и «Востоке» соответствует такому определению, как наукоемкость - то, чего хочет сегодня добиться государство, внедряя «дорожную карту» по такому направлению как биотехнология.

Цель - биопластики

Пример тому - совместный проект с Сибирским федеральным университетом и Институтом биофизики Сибирского отделения РАН. Этот проект носит название «Масштабирование технологий и создание первого в Российской Федерации биотехнологического производства разлагаемого биополимера». Иными словами, биоразлагаемого пластика.

Это отечественная разработка мирового уровня. Работа ученых защищена 18 патентами. И именно здесь синергия двух кировских предприятий - БХЗ и «Востока» - играет ведущую роль. Ведь из лаборатории инновация должна попасть, как любит повторять Пантелеев, «в реальный сектор экономики». Ни одного подобного производства в России пока нет. И навряд ли в ближайшее время появится. Однако тема биоразлагаемого пластика остра и актуальна: только ведущие компании мира начали подобное производство. В частности производятся различные биопластики, но в основном в таких странах, как США, Голландия, Япония.

А потребности России в этом инновационном продукте велики. Взять, к примеру, рынок изделий из пластмассы. «500 лет нужно пролежать в земле пластмассе, чтобы начался процесс распада, - поясняет собеседник. - Затем около 80 лет продлится период разложения пластика. Представьте теперь себе, весь пластик, которым сегодня завалены свалки мира, до сих пор даже не начал разлагаться! А это - миллионы тонн. И если не начать внедрять новые технологии, с этим придется жить не только нашим детям, но и их потомкам».

«А что может быть актуальней и полезней, чем использование такого материала в здравоохранении - от изготовления перчаток до реконструктивной медицины. А это искусственные органы и транспланты, плюс тканевая инженерия», - рассказывает генеральный директор кировских биотехнологических заводов.

Каждый микроб - микрозавод

Особенности этого проекта в том, что биополимер синтезируется внутри микробиологической клетки. То есть каждая клетка является микрозаводом, который получает полимер. Если объяснять «человеческим языком», то из клетки нужно затем выделить биопластик, высушить этот материал - и готово!

Учитывая потребности российского рынка в шприцах, планируется задействовать имеющиеся технологические линии на заводе «Восток» - использовать то, что уже есть. И использовать биополимеры для производства шприцев.

Самое актуальное сегодня - создать кооперацию между высшими учебными заведениями, наукой и реальным сектором экономики. Это то, что называется инновацией. При этом оба предприятия фактически готовы к такому производству.

«Полигидроксиалканоаты (ПГА) - это и есть биополимер, по сути своей - масляная кислота. То есть то, что присутствует в любом живом организме, - продолжает рассказывать собеседник о тонкостях будущего производства. - Наша задача - из лаборатории выйти на промышленные объемы, тоннажное производство».

Интересно, что это вещество уже прошло испытания. Например, хорошие результаты были получены при взаимодействии полимера и стволовых клеток. Это означает возможность использования ПГА как остеопатического материала, использование его в тканевой инженерии. Генеральный директор кировских биотехнологических предприятий уже видит в ближайшем будущем, как из биопластика, произведенного на его предприятиях, с использованием 3D принтера выпускают органы.

А это уже принципиально новый, мировой уровень

Стратегическое планирование заводов - вот чем заняты сегодня кировские биохимики. Сам Дмитрий Пантелеев видит будущее, наукоемкие направления биотехнологии мирового уровня. Причем в первую очередь в разрезе страны и Кировской области. Он хочет не просто участвовать, а формировать это направление из региона. И уверен: российской экономике не помешает использовать не только полезные ископаемые, но и создавать наукоемкое производство с высокой добавленной стоимостью. Ведь за этим - будущее.®

Комментарии (0)
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ