Помощь кировским предпринимателям: кто проедает деньги

17 декабря 2018, 15:11
Контрольно-счетная палата выяснила, как в Кировской области реализуется госпрограмма «Развитие предпринимательства и внешних связей». Период проверки — 2016, 2017 и часть 2018 года.
Промпарк Слободино

За три года на реализацию программы в Кировской области было выделено 606 млн рублей. 70% из них — средства федерального бюджета. Большая часть этих денег пошла на помощь малому и среднему бизнесу.

Самое затратное мероприятие программы — строительство промышленного парка «Слободино» в Юрьянском районе. О нем мы уже писали ранее: на строительство выделили 290 млн рублей, однако оно было закончено с опозданием на три года. Более того, сейчас промпарк использовать нельзя — в нем нет производственных стоков. Построить их планируется лишь в 2019 году.

Кто захочет стать резидентом промпарка, также пока неясно.

В КСП отметили, что за три года сократилась численность работников, занятых в малом и среднем бизнесе (на 15% по сравнению с 2014 годом). Увеличился объем налоговых поступлений от малых предпринимателей, однако по среднему бизнесу он значительно сократился.

В Кировской области поддержку предпринимателям оказывает областной фонд поддержки предпринимательства, 16 муниципальных фондов и центр поддержки экспорта. Правда, муниципальных фондов скоро не останется — за три года было ликвидировано пять, еще четыре фонда в ближайшее время ожидает та же участь. В правительстве пояснили, что таким образом планируется сосредоточить все силы для помощи предпринимателям в областном фонде и повысить эффективность работы.

Областной фонд поддержки предпринимательства

Областной фонд существует с 2002 года. Сейчас его капитализация составляет 905 млн рублей, из них 614 млн предназначены на льготное кредитование, 201 млн — на предоставление поручительств.

За 2016-2018 годы фонд выдал 1430 льготных займов на общую сумму 1,29 млрд рублей, предоставил поручительство по 82 банковским кредитам на 207 млн рублей, выделил 10 грантов субъектам малого инновационного предпринимательства.

Проверка показала, что с 2015 года количество получателей льготных займов сократилось на треть. Это связано с увеличением срока кредитования до 3 лет и размера кредита до 3 млн рублей. Соответственно, вырос и средний размер займа.

Также нужно отметить риски потери денежных средств, которыми распоряжается фонд. В 2014-2015 годах фонд разместил 28 млн рублей в банках, которые позже были признаны несостоятельными. Сейчас есть вероятность потерять эти деньги.

Кроме того, фонд может потерять деньги из-за просроченной задолженности кредитных потребительских кооперативов. К 2016 году они задолжали фонду 31 млн рублей. В 2018 году задолженность сократилась до 12 млн рублей (часть долга получить было уже нереально, и ее списали). На сегодняшний день остается просроченная задолженность в размере 12 млн рублей, и эти деньги также могут быть потеряны.

Были найдены и другие нарушения. Вот один из примеров: предприниматели, получившие гранты, должны были реализовать свой проект за два года, однако удавалось это далеко не всем. Так, компания «Биолаб», получившая 500 тысяч рублей, в течение двух лет не вела хозяйственную деятельность. Получается, что деньги фонда «не работают», и вложение может быть признано неэффективным.

Кроме того, фонд потратил 1,088 млн руб. на участие предпринимателей в выставках и ярмарках, однако за целый год они не заключили с помощью этих мероприятий ни одного договора.

Муниципальные фонды

МФ помогают предпринимателям составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность, сдают им в аренду имущество и помогают получить кредиты на льготных условиях.

Проверка показала, что объем льготного кредитования в МФ ежегодно снижался. В 2017 году выдано 345 льготных займов — почти в два раза меньше, чем в 2014-м. Общая сумма займов сократилась в 1,2 раза — до 280 млн рублей.

В 2014-2016 годах в муниципальных фондах вырос объем просроченной задолженности по займам (с 10 до 44 млн рублей). В 2018 году он снизился до 5,4 млн рублей. В частности, это связано со списанием просроченной задолженности, вернуть которую уже невозможно.

В работе МФ были выявлены многочисленные нарушения, связанные с кредитованием предпринимателей. К примеру, иногда займы предоставлялись без необходимых документов. Средства и имущество МФ зачастую использовались неэффективно, а сами фонды работают с убытками. Все это может привести к исключению МФ из реестра микрофинансовых организаций.

Центр поддержки экспорта

Центр поддержки экспорта — это автономная некоммерческая организация, учредителями которой являются министерство экономического развития и Вятская торгово- промышленная палата. Центр помогает предпринимателям с выставками, бизнес-миссиями и другими мероприятиями. Работает он за счет субсидий из областного бюджета. В 2016-2018 годах центр получил 56,4 млн рублей.

Как показала проверка, в работе центра также нашлись многочисленные нарушения. К примеру, не выполнялось условие о количестве проведенных бизнес-миссий. Вместо них центр указывал в отчетах другие мероприятия — выставки или ярмарки.

Кроме того, в центре не определены правила, по которым выбираются предприниматели, претендующие на господдержку. Существует серьезная проблема с документацией — по ней очень трудно понять, была ли оказана помощь предпринимателям, насколько эффективно те работают. Также центр оказывал поддержку крупным предприятиям, хотя деньги выделяются на малый и средний бизнес.

Что касается эффективности мероприятий, проводимых центром, она невысока. Количество контрактов, заключенных по итогам выставок и бизнес-миссий, близко к нулю.

Кроме того, центр потратил на маркетинговые исследования более 1,7 млн рублей, однако работники центра всего лишь собирали информацию, не проводя никакое исследование. В КСП считают, что это одна из причин, почему предприниматели остаются без контрактов.

Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства

В 2016-2018 годах минэкономразвития также оказывало поддержку предпринимателям. Были предоставлены субсидии на общую сумму 97 млн рублей. Однако и здесь проверка выявила ряд нарушений. В ряде случаев были нарушены условия предоставления субсидий, а по закону такие субсидии полагается возвращать в бюджет. Правда, вернуть их уже нереально, так как в областных правовых актах не установлен порядок возврата.

Кроме того, получатели субсидий зачастую не выполняли показатели, предусмотренных договорами. Использование выделенных средств министерство должным образом не контролировало.

Муниципальные программы поддержки предпринимательства

В КСП отметили, что муниципальные программы незначительно влияют на развитие предпринимательства. Прежде всего это связано с низким объемом финансирования. Сколько денег остается в бюджетах, столько и выделяют на помощь бизнесу. По сути, программы носят формальный характер.

Отметим, что бюджетные средства выделялись только 11 муниципалитетам, в основном тем, где есть моногорода. Все это привело к невыполнению установленных показателей.

Теги: КСП
Читайте по теме Промпарки
Министр: в развале промпарков виновата прежняя власть
В Кировской области ликвидировали 3 из 5 промышленных парков
Три промпарка лишились своего статуса
Комментарии (5)К последнему
Гость_Вася | 17 декабря 2018, 17:44 #
Помощь вся эта однобока и расплывчатая ..нужно конкретно помогать , должна быть адресная помощь !!!А она адресная только для микрофинансовых организаций ...они получают деньги без залога и под меньший процент,а если ты предприниматель то тебе что бы получить миллион надо залога на 2 млн предоставить и ставка будет 10% а ростовщикам 6 %..
Гость_Вася | 17 декабря 2018, 17:47 #
Промпарки я вообще не понимаю с какой целью строили ,что бы просто на этом бабок срубить??????
Гость_Гость | 17 декабря 2018, 18:08 #
Так там до 13 года ещё все украдено, при Вавилове и Толстоброве, а потом ещё и клиндухов под статью попал, когда скрывал все эти факты, рисуя липовую отчетность
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ