В Кирове обсудили, как избежать закрытия аэропорта «Победилово»
За последние пять лет аэропорт получил из областного бюджета 623 млн рублей, в том числе за проверяемый период — 83 млн рублей. Однако деятельность «Победилово» в 2016-2018 годах была убыточной. Прибыль предприятие получило лишь в 2013 и 2014 годах — за счет крупных субсидий из областного бюджета. В настоящее время аэропорт очень зависим от бюджетного финансирования и условий работы авиакомпаний.
Финансовые проблемы
Общий объем убытков аэропорта в 2016-2018 годах увеличился в два раза и составил на 1 октября этого года 177,6 млн рублей. Доходы предприятия не могут покрыть все расходы — к примеру, в 2017 году их объем составил лишь 86% от затрат.
За 9 месяцев 2018 года убыток предприятия составил 41,5 млн рублей, что почти в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам 2018 года ожидается убыток в размере 70 млн рублей.
Одна из причин больших убытков — предоставление скидок некоторым авиакомпаниям (до 80% от себестоимости). Это привело к снижению доходов в 2016-2018 годах на 70 млн рублей. В 2019 году ожидаемые потери доходов от предоставления скидок авиакомпаниям «Победа» и «Руслайн» составят около 70,3 млн рублей, чистый убыток — более 37 млн рублей.
Причин финансовых проблем аэропорта достаточно много. Среди них — уплата штрафов и пени по налогам и различным сделкам, уплата процентов по займам, необоснованная выдача премий работникам, списание дебиторской задолженности.
Всего за счет неэффективных управленческих решений в проверяемом периоде аэропорт лишился 67,9 млн.
Пассажиропоток
С 2017 года наблюдается снижение пассажиропотока. Это связано с прекращением работы авиакомпании «Победа» в Кирове и уходом с рынка «Саратовских Авиалиний».
За 11 месяцев текущего года пассажиропоток составил 110,9 тыс. человек, в конце года ожидается 123,78 тыс. человек.
Долги и займы
Объем задолженности аэропорта по займам на 1 декабря 2018 года составил 101,9 млн рублей — это 63% от ожидаемой выручки. Просроченные долги — 87,8 млн рублей.
Как стало известно, в этом году аэропорт дополнительно получит субсидии в размере 11,9 млн рублей, которые пойдут на погашение задолженности.
Имущество
Как показала проверка, в аэропорту не востребовано имущество стоимостью 15,1 млн рублей, а часть имущества стоимостью 3,9 млн рублей была утрачена. При этом виновные лица не привлечены к ответственности. Расходы на содержание невостребованного и утраченного имущества составили 154 тыс. руб.
Для обновления и поддержания в рабочем состоянии принадлежащего аэропорту оборудования и машин необходимо около 270 млн рублей. Сейчас у предприятия таких денег нет.
Собственный авиапарк аэропорта сократился с 18 до 2 самолетов, срок летной годности которых истекает в 2019 году.
Представители Контрольно-счетной палаты подвели итоги проверки: «Для вывода акционерного общества из финансово неустойчивого состояния необходимо принять комплекс мер по оптимизации расходов, дополнительному привлечению доходных источников, повышению эффективности использования имущества и развитию аэропорта. Кроме того, необходимо проведение взвешенной и системной государственной поддержки, что позволит более качественно планировать финансово-хозяйственную деятельность общества».
Павел Коновалов, врио генерального директора АО «Аэропорт Победилово»: «В ближайшее время мы планируем заняться устранением выявленных нарушений и привлечением должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Часть замечаний была устранена еще в ходе проверки. В частности, мы направили должникам претензии о взыскании задолженности.
Стоит отметить, что на сегодняшний день очень сложно вести переговоры с авиакомпаниями. Так, авиакомпания «Авиа Менеджмент» ушла с рынка в прошлом году, а авиакомпания «Оренбуржье», которая осуществляла полеты из Кирова в Пермь, Нижний Новгород, Самару и Уфу, находится в крайне тяжелом экономическом положении и осенью приняла решение уйти из Кирова. Других авиакомпаний, которые могли бы подхватить данные направления, нет. Переговоры ведутся, но на каждое письмо мы получаем отрицательный ответ. Либо у авиаперевозчиков нет технической возможности, либо они не видят перспективы в этих направлениях.
Павла Викторовича спросили, не является ли причиной данной проблемы тот факт, что в «Победилово» расценки за услуги — самые высокие в ПФО.
«Расценки не такие уж и высокие, — ответил он. — На сегодняшний день с двумя авиакомпаниями — «Победа» и «Руслайн» — у нас заключено пакетное соглашение. Также велись переговоры с авиакомпанией S7 по открытию рейса Киров-Екатеринбург».
Также Коновалова спросили о проблеме с дебиторской задолженностью.
«В начале года у нас крупный должник был — авиакомпания «Руслайн». Мы отправляли ей претензии, но она их игнорировала. Так как это был единственный перевозчик по направлению Москва-Киров-Москва, мы решили не идти в суд. На сегодняшний момент «Руслайн» имеет долги порядка 100 тыс. рублей. Ситуация по авиакомпаниям кардинально улучшилась».
Представителей аэропорта также спросили, когда «Победилово» начнет работать без убытков и что для этого планируется сделать. Тема оказалась непростой:
«Сейчас субсидирование аэропорта нуждается в 135 млн рублей. Это без модернизации и вкладывания в обеспечение авиационной безопасности, — отметили сотрудники «Победилово». — Кстати, мы анализировали соседние аэропорты — только города-миллионники выходят на безубыточность, все полумиллионники убыточные, а в Марий-Эл аэропорт вообще закрылся.
Аэропорт «Победилово» — это объект экономической активности. Если мы его закроем, у нас бизнес просто встанет. А чтобы модернизировать аэропорт, нужно привлекать дешевых перевозчиков и рассматривать разные рейсы. Пример — Киров-Казань, мы даже получили поддержку от Минниханова (глава Татарстана — прим.), но как только мы выходим на авиакомпании, выясняется, что перелет Киров-Казань стоит, к примеру, 400 тыс. рублей, от 55 тыс. — бортовой самолет. А по субсидии компенсируется только 150 тысяч. Соответственно, 300-350 тыс. нужно предусматривать в областном бюджете. При том, что у нас на 2017 год 30 млн рублей, на 2018 год — 50 млн рублей, а чтобы делать два рейса Киров-Казань, нам нужно дополнительно 50 млн рублей. Мы провели со всеми авиакомпаниями переговоры, везде требуется субсидия.
Чтобы уменьшить убыточность, нужно проводить некие мероприятия. Например, организовать платную парковку. Это требует 5 млн рублей, окупаемость — три года. В минфин отправляем, ответа нет. Поэтому у нас все деньги фактически идут на погашение займов по выплате зарплат, на обеспечение безопасности. И за три года не было ни одной проверки, которую бы мы не прошли.
Прежде чем выходить на безубыточность, нужно дать аэропорту какое-то время, чтобы он привел в порядок то, что есть. Проблемы в основном связаны с ограниченностью областного бюджета — с 2016 года поддержка выполняется не в полном объеме, но это следствие общей политики. Если финансирование сократится, аэропорт может закрыться».
Также представители «Победилово» сообщили, что за последние два месяца пассажиропоток удалось увеличить — прежде всего за счет возвращения «Победы» в Киров и снижения стоимости билетов. В будущем предприятие рассмотрит возможность запуска новых направлений и проведет масштабную «работу над ошибками».
Председатель Контрольно-счетной палаты Юрий Лаптев отметил, что по сравнению с 2012 годом в работе аэропорта есть улучшения: «И бюджетная дисциплина стала получше, и отношение к имуществу, да и нарушений существенно меньше. Но представление вам уйдет в обязательном порядке, мы требуем самых жестких мер!»