Через пару лет «реформа чистоты» приведёт к мусорному коллапсу

18 июля 2019, 13:31
Такой вывод можно было сделать из доклада, озвученного вчера на заседании экологического комета Законодательного собрания Кировской области.

«У меня ощущение, что ни одна из целей реформы не достигнута», - так прокомментировал зампред ЗСКО Роман Титов выступление министра охраны окружающей среды Аллы Албеговой о трудностях реализации «мусорной реформы». Которую она, как недавно рекомендовал губернатор, исправно называет теперь «реформой чистоты».

Денег нет, пока как-то держимся

«Реформа непростая, надо набраться терпения, - попыталась успокоить депутатов Алла Викторовна. - Главная, на мой взгляд, проблема — отсутствие достаточных денежных средств и источников финансирования. В это упирается всё».

Некоторые проблемы требуют нормативного регулирования, причём, на федеральном уровне. Первая – отсутствие механизма предоставления финансирования регионов из федерального бюджета на инфраструктуру: объектов обработки, обезвреживания, переработки и мест накопления ТКО. Если они и предоставляются, то на возвратной основе по инвестиционным проектам. Пять таковых разработало министерство энергетики и ЖКХ в прошлом году, но они оказались бесполезны. После переговоров с потенциальными инвесторами оказалось, что они не готовы вкладываться в создание инфраструктуры, вся надежда только на бюджетные средства. Причём, как сказано выше, из федерального их ждать не приходится – по крайней мере, в текущем году.

«В Минприроды РФ рассматривается вопрос о предоставлении субсидий на создание комплексных объектов — и обработки, и размещения отходов. Если это состоится, будет очень серьёзный плюс, потому что до настоящего времени на объекты размещения отходов субсидии федеральным законодательством не предусмотрены. Но опасаюсь, что когда будет принято положительное решение, 2019 год уже подойдёт к концу», - рассказывала Алла Албегова.

Рассматривается вопрос о предоставлении регионам субсидий на создание мест накопления и приобретение контейнеров, но пока также не ясно, пойдут деньги через минстрой или минприроды. Ни у того, ни у другого органа законом не предусмотрена такая возможность. Рассматривается также предложение регионов о предоставлении субсидий из федерального бюджета на ликвидацию несанкционированных свалок площадью более 3 га. «Часть реформы чистоты состоит в ликвидации поселковых свалок, которые не одно десятилетие принимали бытовые отходы как от населения, так и от юрлиц. Проблема в том, что несмотря на все усилия федеральных и региональных органов власти, решение этого вопроса до сих пор не найдено, - рассказывала министр. - По умолчанию ответственность возлагается на органы местного самоуправления, но они с организационной и финансовой точки зрения к этому не готовы. Средства на ликвидацию свалок выделяют очень слабо из муниципальных бюджетов. Кроме того, нет чёткого понятийного аппарата в законодательстве, позволяющего определить виды работ: что такое ликвидация, что — рекультивация свалок. От Минприроды и Росприроднадзора мы не можем получить чёткого ответа. На наш взгляд, ликвидации подлежать небольшие свалки, рекультивация требует проведения экспертиз и создание проектной документации. Однако позиция Росприроднадзора такая: все свалки должны ликвидироваться путём перемещения и рекультивации. Это огромные финансовые затраты, непосильные для органов местного самоуправления».

Без сортировки, переработки, а скоро и без полигонов ТКО

Спору нет, что «закопать и забыть», как понял суть реформы на сегодняшний день депутат Фёдор Киселёв – не то, на что она на самом деле была направлена. Согласно территориальной схеме обращения с отходами, должны были появиться мусоросортировочные, мусороперерабатывающие заводы и перевалочные пункты. Оказалось, что за десять лет разработки реформы на федеральном уровне даже не утверждён соответствующий понятийный аппарат, не говоря уж об остальном.

«В фонде области нет свободных земель для создания такого предприятия. По ряду участков предстоит перевод земель лесного фонда в промышленные, что трудно реализовать.

Инвестора на создание мусоросортировочного завода нет, привлечь федеральные средства можно только на приобретение оборудования, и то на данный момент только на условиях возврата. По данным Минприроды документы, закрепляющие такие объекты, не приняты. На федеральном уровне отсутствует механизм стимулирования развития вообще самой отрасли, утилизации, переработки ТКО, а также регулирования движения и учёта вторично образовавшихся материальных ресурсов из отсортированных отходов. Они по факту не являются отходами и не регулируются законодательством об отходах потребления.

Эти вещи сдерживают вложение инвестиций в развитие отрасли. На данный момент нет достоверной информации об объёмах и видах вторичного сырья, получаемого в результате сортировки ТКО, какие виды отходов, ей могут подлежать и какие объёмы можно предложить потенциальному инвестору, чтобы он мог начинать какую-то производственную деятельность», - призналась министр охраны окружающей среды.

Что касается объектов размещения отходов, на их создание также нет шансов привлечь внебюджетные деньги в Кировской области, считает министр: «В прошлом году министерством ЖКХ утверждено пять инвестиционных программ на строительство следующих карт полигонов по ряду муниципальных объектов. Фактически они оказались бесполезны: ряд проведённых совещаний с потенциальными инвесторами показал, что они не готовы вкладывать деньги в такое строительство. Единственным источником финансирования остаются бюджетные средства».

Но проблема не только в деньгах, пояснила Алла Викторовна. Большинство объектов размещения отходов запроектировано в конце 90-х, частично в начале 2000-х годов из нескольких карт каждый, однако построено только по одной. Планирование остаточной ёмкости полигонов при разработки терсхемы в 2016 году осуществлялось по информации Росприроднадзора. Оказалось, что он предоставил министерству данные исходя из проектной мощности, а не с учётом реального числа карт. Для строительства остальных требуется разработка проектно-сметной документации, строительная и экологическая экспертизы, поскольку все выданные ранее заключения утратили свою юридическую силу. Причём, в 90-е годы они вообще не требовались по ряду объектов, всё надо начинать с нуля.

«Даже если мы и найдём деньги сейчас на строительство следующих карт, у нас практически не остаётся времени для разработки проектной документации (это минимум полгода) и экспертиз (ещё месяцев восемь), - говорит Албегова. – Проблема крайне серьёзная, требующая выделения средств из бюджета. В противном случае через два года те объекты, на которые мы рассчитываем, выйдут из эксплуатации».

К примеру, под угрозой находятся инвестпрограммы в Лебяжском, Кумёнском, Нолинском районах, требуется разработка инвестпрограмм в Лузском, Пижанском и Белохолуницком районах, как предусмотрено в терсхеме. Но интересантов на них нет. Придётся досрочно закрыть эти объекты, потоки отходов перераспределить на другие, что катастрофически сократит сроки их эксплуатации.

Мусор на плечи взалить не дают

«Когда мы формировали территориальную схему, у нас был дефицит полигонного захоронения. Мы вынуждены были тот объём отходов, который ранее складировался на свалках (а они закрыты с 1 января) перераспределить на другие объекты. Говорить о каких-то годовых лимитах не представляется возможным, потому что размещать отходы на нелицензированных объектах запрещено. Но вот уже второй полигон (в Нолинском районе после Кирово-Чепецкого) нас уведомил о прекращении приёма ТКО, поскольку лимит исчерпан. А это приводит к перенаправлению потоков вывозки и перебоям с ней», - сообщила докладчица. И призналась, что не для всех полигонов хватает рычагов власти, остаётся надеяться на регионального оператора. А у него тоже хватает проблем.

«Есть в территориальной схеме транспортные плечи, составляющие до 300 км. Была предусмотрена двухэтапная перевозка ТКО на двух плечах через мусороперегрузочные станции. На сегодняшний день такого понятия в законодательстве нет, - рассказала Алла Албегова. - Также открыт вопрос о том, кто должен создавать эту транспортную инфраструктуру — региональный оператор или транспортные компании, может ли она быть включена в тариф. ФАС считает, что нет. В таком случае мы вынуждены будем пересчитать транспортную схему на одно плечо, и транспортные затраты станут значительно выше, а эффективность вывоза ТКО ниже. Эта деятельность единственная, которая не регулируется тарифом, и методика расчёта транспортирования — тоже серьёзный вопрос».

Невозможность включить региональным оператором в тариф затрат на обустройство контейнерных площадок — ещё одна из острых проблем. Возможность включать до 1% в тариф появилась, но уже не в текущем году. По словам министра, сегодня в региональном правительстве нет чёткого понимания, могут ли приобретать контейнеры органы местного самоуправления. В министерстве финансов считают это нецелевым расходованием средств.

Кроме того, устаревшая санитарная норма требует ежедневного вывоза отходов. Но в терсхеме предусмотрена перевозка из точки А в точку Б, а не регулярный вывоз. Местами в реальности достаточно вывозить мусор раз в неделю, а то и вмесяц, необходимость в ежедневной транспортировке отсутствует. Тем не менее, обязанность у регоператора и субподрядчиков есть, и возникают затраты, которые пока непонятно каким образом будут возмещаться.

И ещё проблема: вообще нет весового контроля на трёх действующих полигонах в Нолинском, Белохолуницком и Сунском районах, а на пяти (в Омутнинском, Орловском, Лебяжском, Лузском и Кирово-Чепецком) весы сломаны или не подключены к электроэнергии районах. Операторы транспортировки ТКО не ведут чёткий учёт поступающих отходов в связи с разными единицами их измерения на этапах сбора, транспортирования, размещения. Операторы полигонов в итоге недополучают доходы. «Если весы не работают, им разрешается принимать по объёму, тогда их экономика как-то выравнивается. Для нас возникает проблема отсутствия реального учёта вывоза отходов и обоснованности платежей», - посетовала минстр.

Платить не спешат. Да и за что?

Расчитывать на собираемость платежей с населения и юридических лиц не приходится. По словам Аллы Албеговой, в среднем из последних платят чуть более 50%, с жильцов многоквартирных домов — 60,7%, с граждан, проживающих в индивидуальной застройке — от 65 до 88%.

«Перестроить наши подходы по реализации реформы чистоты не позволяет отсутствие на федеральном уровне единой актуализированной полной базы данных о гражданах, проживающих временно в помещениях. Соответственно, поскольку в большинстве регионов установлена плата граждан не с человека, а с квадратного метра, то отсутствует механизм пересчёта платы за коммунальную услугу, если деньги взимаются с квадратного метра, а не с человека, - пояснила Алла Викторовна. - Кроме того, в ряде муниипальных образований отсутствует круглогодичное сообщение с населёнными пунктами. Все знают про ситуацию с котельничским микрорайоном Затон, в Верхнекамском, Кильмезском, Малмыжском районах.

У всех образователей отходов законом предусмотрена обязанность заключать договоры с региональным оператором, однако отсутствует административная ответственность юрлиц и ИП за необоснованный отказ от этого. Соответственно, организации не заключают договоры, не оплачивают услугу по вывозу ТКО, но пользуются контейнерами населения, которое фактически оплачивает вывоз чужой мусор».

«Вы озвучили цифры по собираемости, но у нас в области 70 тыс. индивидуальных предпринимателей, а ещё два месяца назад было заключено всего 6 тысяч договоров, - прокомменировал информацию Роман Титов. - При всём при этом закон даёт право выставлять счета юрлицам, не заключившим договоры по нормативу, в рамках договора оферты. Почему тогда у регионального оператора это право не действует? У нас норматив есть заградительный, чтобы наказывать юрлиц, отказывающихся от заключения договора».

Другой зампред Законодательного собрания Владимир Костин предложил разобраться оказывается ли реально услуга тем неплательщикам, которые значатся должниками: «Взять Спасское, Родичевское сельские поселения Котельничского района. Три месяца занимались их проблемой три месяца, и только потом «Энергосбыт» пересчитал. А до этого людям звонил и чуть ли не корректоров на них натравливал».

Кроме того, депутат предложил подумать над тем, как призвать к порядку нерадивых собственников полигонов ТКО: «В Орловском районе просто собирают деньги с населения, с организаций, с «Куприта», и я не понимаю, чем там полигон отличается от свалки. Двадцать метров забора по фасаду и всё, дальше ров, и всё это горит. Жители райцентра жалуются, что контейнеры пропадают. Реформа ли это и что с этим делать? Мы получаем обратный эффект».

Ранее сомнением в эффективности реформы поделился и Роман Титов: «Нагрузка на граждан выросла, при этом у регоператора кассовый разрыв из средств тарифа, который может ещё уменьшится после вмешательства ФАС. Напомню, в Свердловской области его таким путём снизили на 30%. А нам существующего тарифа не хватает, чтобы строить полигоны ТКО. Инвесторы не стоят в очередь, а имеющиеся не планируют дальнейшего развития. Старые полигоны заканчиваются, новых не предвидится, как я понимаю. Единственная надежда на федеральный бюджет, а Федерация явно даёт понять, что никаких изменений не будет. По-моему, чтобы дело двигалось, нужно, чтобы всё взял под себя федеральный оператор, которого сейчас деньгами накачивают. Очевидно, что регионы с этой темой не справляются», - резюмировал он.

Даже последовавший отчёт министра энергетики и ЖКХ Игоря Редькина о первых результатах реформы не избавил присутствующих от впечатления букета сплошных проблем. Да, появились тысячи новых контейнеров, вывозка мусора из них там, где никогда раньше не было. А люди почему-то видят только больше мусора на улицах и возросшие платежи. Хотя смысл концепции был совсем противоположный: избавить окружающую среду от загрязнения, а население страны от лишних проблем.

Трудно объяснить, почему после десяти лет (как заявляют чиновники) подготовки к реформе она оказалась настолько сырой, неожиданной и болезненной для власти и граждан. Впрочем, много ли мы можем вспомнить более успешных и одобренных населением страны реформ за последние лет 30?

Комментарии (17)К последнему
Гость_нептун | 18 июля 2019, 14:00 #
Очередной сбор денег под очередного олигарха. Если в фильме говорили белые придут грабят. красные придут грабят, то сейчас грабят только ЕР. При чем они еще не понимают, что население не ерзает, а кипит. А происходит полнейшая обдираловка населения.
Гость_дрон | 18 июля 2019, 15:04 #
мало мало мало огня... они хотят еще немного больше...
Гость_Алексей | 18 июля 2019, 15:05 #
Ни один социально значимый объект не будет поддержан частным инвестором, это мировая практика. Сроки окупаемости таких объектов десятилетия. Социальный объект ДОЛЖНА спонсировать функция "государство". Все всё знают и понимают, в том числе министры. Если брать во внимание экологию, спросите Аллу Албегову про другие направления: про очистку стоков, про воздушную среду. В Кировской области в 21 веке, с профицитом бюджета РФ, есть поселения с благоустроеным жильем, многоквартирными домами, на территории которых нет очистных сооружений, стоки сливаются на прямую на рельеф или в речку.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ