Николай Тюлькин: «Падение цены на сырую нефть должно приводить к снижению стоимости бензина»
Как отмечает депутат Законодательного собрания от ЛДПР Николай Тюлькин, решить эту проблему невозможно без серьезных структурных реформ:
- В России не выгодно перерабатывать нефть и сбывать ее на внутренний рынок. Просто потому, что в структуре одного литра бензина 65% стоимости - это акцизы и налоги. В 2018 году для недопущения скачка цен на бензин правительство ввело процедуру демпфера, суть которой довольно проста: если нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) становится выгоднее поставлять топливо на внутренний (а не на внешний) рынок, то государство облагает их продукт дополнительным акцизом. В марте этого года с тонны бензина НПЗ заплатили примерно 13 тысяч рублей акциза и 12 тысяч рублей демпфера. Демпфер позволяет избегать сильной волатильности цен, однако, не решает этой проблемы. Цены растут медленно, но неуклонно.
По мнению Тюлькина, сегодняшний механизм приводит только к одному - к заработку государства:
- Государство зарабатывает с НПЗ, зарабатывает с автомобилистов, дважды, а то и трижды облагая их налогом. Ему не выгодно отказываться от этого механизма. Однако, сейчас такая тактика может привести к социальному взрыву. Не решив проблему роста цен на топливо, не изменив фискальную политику, государство своими действиями ставит людей на грань выживания. Потому, что, в конечно итоге, от цены на нефть зависит цена на продукты питания, на услуги и далее по цепочке.
Николай Тюлькин уверен, что нужно решать и проблему монополизации рынка:
- А для этого необходимо создать эффективную систему антимонопольной службы, провести честную приватизацию и снизить давление в регуляторных тисках. Только так можно добиться условий, при которых снижение цены на нефть будет приводить и к снижению цены на бензин на внутреннем рынке.