Акционеры «Куприта» решили взять в аренду мусоровозы «Вятавтодора» за 650 млн

9 декабря 2020, 21:26 | Максим Куракин, Дмитрий Истомин
На собрании акционеров АО «Куприт», которое прошло 3 декабря, была одобрена прямая сделка по аренде мусоровозов у АО «Вятавтодор». Ранее компания закупила в лизинг 30 единиц спецтехники. Сделка по их аренде может быть заключена, вероятно, на невыгодных для регоператора условиях. Цена вопроса - 650 млн рублей.
Те самые мусоровозы для кировского регоператора, купленные Вятавтодором.
Те самые мусоровозы для кировского регоператора, купленные Вятавтодором. Фото: Newsler.ru

На внеочередном собрании акционеров, которое прошло в АО «Куприт» 3 декабря, была одобрена прямая сделка по аренде мусоровозов у единственного и вполне конкретного поставщика - АО «Вятавтодор».

Правда, есть но: собрание проходило без одного акционера, а значит, решение согласовать крупную сделку можно назвать не единогласным. Отсуствовал на собрании акционеров и председатель совета директоров - региональный министр охраны окружающей среды Алла Албегова. Ее полномочия исполнила зам - Ольга Женихова. 

Арендовать и выкупить: сделка превышает стоимость активов регоператора

Важно, что сумма предполагаемой сделки по аренде мусоровозов составляет 116,5 процентов от балансовой стоимости активов «Куприта» (на последнюю отчетную дату). И предварительно ее утвердил совет директоров регоператора.

Согласно решению акционеров (документы имеются в распоряжении Ньюслер.ру), аренда 22 мусоровозов - на 3 года с правом выкупа. Общая сумма сделки - не более 650 млн рублей. Интересно, что в решении оговорено: объект аренды должен быть новым, не позднее 2020 года выпуска и принадлежать арендодателю.

Таким образом дорожная компания предоставит регоператору взятые в лизинг мусоровозы за более чем 200 млн рублей в год. То есть, предположительно, в среднем стоимость аренды одной машины в месяц обойдется регоператору порядка 600 тысяч рублей.

Все решено заранее?

На самом деле, закрепленное собранием акционеров решение - не новость. Ещё в начале ноября на встрече с общественниками председатель правительства Александр Чурин заявил, что в следующем году более половины всех отходов в области региональный оператор АО «Куприт» будет вывозить самостоятельно. А на закрытой встрече Александра Чурина с союзом журналистов, где чиновник разоткровенничался, в том числе, о планах по «переделу» мусорной сферы, мусоровозы он уже считал купритовскими. Напомним, дословно, его слова: «По мусору. «Куприт» оставил за собой 50 процентов транпортировки мусора в Кирове. Тариф расти не будет. 30 новых мусоровозов у «Куприта» есть. Своих».

Вероятно, изначально это предполагалось сделать с помощью конкурсных процедур, которые, однако, пришлось бы «подвести» под технические характеристики уже приобретённых машин. После публикации об этом newsler.ru, по информации источника, знакомого с ситуацией, якобы, была предпринята первая попытка взять мусоровозы в аренду у «Вятавтодора» напрямую.

Однако, на тот момент временный генеральный директор регоператора Михаил Зыков отказался подписать сомнительный договор. Можно предположить, поэтому и возникло решение провести крупную сделку через совет директоров, а затем получить одобрение собрания акционеров.

Интересно, что на совете директоров «за» проголосовали только представители правительства области, представители второго акционера, института «Гражданпроект-ВКХ», были, якобы, против. Кстати, 3 декабря они не смогли принять участие в собрании акционеров. И более того, по причине болезни директора институт просил перенести заседание на другую дату, но получил категорический отказ.

Таким образом правительство области, являясь основным акционером АО «Куприт» и единственным акционером «Вятавтодора», так сказать, в одиночку приняло решение о передаче техники от одной организации в другую.

Регоператору навязали заранее невыгодную сделку?

Чтобы оценить стоимость пользования мусоровозами, Ньюслер.ру нашёл в открытом доступе несколько специализирующихся на этом организаций. Например, одно из наиболее выгодных предложений по лизингу шестнадцатикубовых мусоровозов на базе «Мерседеса» (коммерческое предложение есть в распоряжении редакции) составляет 372 тысячи рублей в месяц с НДС. Эта сумма включает в себя не только использование спецтехники, но и её полное техническое обслуживание, в которое не входит разве что замена шин.

Если говорить об экономии бюджета регоператора, то логично было бы рассмотреть и вариант работать на спецтехнике перевозчика «КДУ-3» - одна из тех компаний, которую, якобы, как раз и выдавливают с транспортировки ТКО в рамках «мусорного передела». Можно предположить, что регоператор мог бы забрать «Камазы» и «Скании», приобретённые на старте реформы, между прочим, по большей части за счёт тарифа, то есть жителей области.

Зато нынешнее решение, вероятно, поможет с лихвой окупить затраты «Вятавтодора» на взятые в лизинг «Мерседесы». С учётом того, что на рынке есть аналогичные предложения по лизингу стоимостью менее 400 тысяч рублей в месяц, купритовские 600 тысяч, предположительно, помогут дорожникам ещё и заработать.

Кому это выгодно и что дальше?

Вся ситуация выглядит таким образом, что из «Вятавтодора», вероятно, пытаются сделать «центр прибыли». Ведь дорожники, возможно, могут получать и аренду, и плату за вывоз. Почти миллиард рублей компания рассчитывала получить за транспортировку ТКО по области, причем лоты были сформированы так, что практически отсекали участие других компаний за счет троекратного, по сравнению с прошлым годом, увеличения размера обеспечения контракта. В деньгах это - 30 процентов от суммы договора.

Правда, «чуринский» план дал сбой: 9 декабря УФАС усмотрело в этом нарушение и регоператор получит предписание об устранении нарушений законодательства. Так что результаты прошедших торгов будут признаны недействительными.

Можно предположить, что на этом «мусорный передел» не закончится. Вероятно, ситуация может пойти по схеме создания кредиторской задолженности за аренду мусоровозов, что даст возможность «Вятавтодору» подать на банкротство «Куприта». И, вероятно, в рамках этой процедуры ещё и забрать все активы как ключевому кредитору.

О том, что весь передел мусорной сферы, возможно, идет во вред регоператору, говорил и депутат ГосДумы от партии ЛДПР Кирилл Черкасов в рамках урбанфорума. Напомним, замминистру охраны окружающей среды Ольге Жениховой он заявил, что правительство «убивает» регоператора и он знает, но не скажет, «по чьему заданию». Также он сообщил о намерении обратиться в компетентные органы. Это, правда, не впечатлило Александра Чурина, который сравнил эмоциональное выступление и тонкие намеки депутата с «поведением женщины».

При этом не стоит забывать, что между региональным министерство энергетики и ЖКХ и «Купритом», как с единственным участником конкурсного отбора, было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области. Статус регионального оператора присвоен «Куприту» с момента вступления в силу соглашения сроком на 10 лет. И, есть мнение, что якобы нельзя без нового конкурса соглашение менять, так как это - существенные условия договора.

Восточный превращают в мусорный полигон
Вывоз мусора в Кировской области: выбран последний подрядчик
Комментарии (31)К последнему
Гость_Хитрый Ларс | 9 декабря 2020, 21:50 #
А почему Албегова, целый министр и председатель СД, не пошла ? Испугалась и спряталась за широкой спиной зама?? Показательно это, ох как показательно!
Гость_Гость | 9 декабря 2020, 22:07 #
Конечно, очко не железное. Везде подставляет замов, ушлая старушка.
Гость_Одинокий волк | 10 декабря 2020, 18:00 #
Подписи ее нет, и спроса с неё тоже нет!
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ