Людей возить как мусор: транспортная реформа приведёт к монополизации рынка?

22 декабря 2020, 13:05 | Максим Куракин
Транспортная реформа в Кирове, заключающаяся в переходе на брутто-контракты, может породить как минимум двух новых игроков на рынке. Первый - это организатор перевозок, региональный оператор, только не в мусорной, а транспортной сфере. Второй - единая транспортная компания, которую давно обещал создать председатель облправительства Александр Чурин.
Реформирование, а, скорее, возможно, пеоедел транспортного рынка в Кирове происходит по похожей с мусорным переделом схеме.
Реформирование, а, скорее, возможно, пеоедел транспортного рынка в Кирове происходит по похожей с мусорным переделом схеме.

Эта компания, вероятно, будет непосредственно возить людей, выигрывая самые лакомые лоты. Вполне возможно, это будет способствовать дальнейшей монополизации рынка автоперевозок в области.

Как работают брутто-контракты

Премьер Александр Чурин анонсировал переход Кировской области на брутто-контракты в сфере пассажирских перевозок. Суть их в том, что через аукционы у перевозчиков покупается определённое количество нормочасов или нормокилометров - то есть прохождение автобусом или троллейбусов рейса на каком-либо маршруте. Причём, покупается сразу много: в разных регионах, где действуют брутто-контракты, срок действия договора с перевозчиком составляет от 3 до 7 лет. Затем пассажиры, оплачивая свои поездки, постепенно возвращают деньги в бюджет.

Подобная схема работает сегодня в сфере обращения с ТКО. Региональный оператор выставляет на торги объёмы мусора, которые в соответствии с терсхемой должен вывезти перевозчик, и платит за них определённую сумму. Деньги в виде платы за вывоз отходов потом собираются с жителей.

Один из главных минусов такой системы в том, что перевозчик не особо заинтересован в пассажирах. В Архангельске, например, где брутто-система была внедрена одной из первых в России, вскоре от неё отказались. Зачастую водители стали останавливаться неподалёку от остановок, не открывали двери и не брали пассажиров, спокойно разъезжая по городу дальше.

Кроме того, при переходе на брутто-контракты перевозчики должны иметь немалый запас финансовой прочности еще до начала работы. Ведь первые деньги по выигранным брутто-контрактам они могут получить только после проверки отработанных за платёжный период нормокилометров. На изучение трекеров Глонасс, маршрутных журналов и решение спорных вопросов может уйти много времени.

Так что первые транши перевозчикам, вероятно, могут уйти не раньше, чем через два-три месяца после начала работы. Все это время надо покупать топливо, обслуживать транспорт и платить зарплату персоналу. Ещё один минус - разрыв между необходимостью оплаты перевозчику уже отработанных километров и реально поступившими платежами граждан.

Вероятно, компенсировать этот разрыв придётся из бюджета, для чего в областной казне тоже должна быть определённая подушка безопасности. Деньги от пассажиров туда, возможно, все же все вернутся, главное - не ошибиться в первоначальных расчётах и не заложить лишних автокилометров, которые пассажиры потом не оплатят.

Ещё один спорный момент в том, что при системе брутто-контрактов нет прямых денежных отношений между получателем услуги (пассажиром) и компанией, которая её предоставляет (перевозчиком).

Пассажир, оплачивая проезд, не может напрямую зачислить деньги в бюджет. Значит, может появиться посредник, который аккумулирует все платежи и потом перечислит их в казну. За счёт появления и содержания такого посредника может вырасти тариф, о чем также заявляли областные власти.

Организатор перевозок

Как показывает практика других городов, организация сбора платежей с граждан - это несвойственная для органов власти функция. Справляются они с ней плохо, нет ни штата операторов и диспетчеров, ни программного обеспечения, ни помещений.

Поэтому функция заказчика услуги может быть переложена на плечи уполномоченных учреждений, подведомственных региональному минтрансу, из которых, судя по сайту ведомства, транспортные услуги могут оказывать КПАТ, «Вятавтодор» и даже «Чимбулатский карьер».

Как вариант, может быть создана отдельная организация, которая будет заниматься контролем безналичной оплаты проезда жителями, мониторингом работы транспорта, пассажиропотоком. По такой схеме пошли в Твери, где организацию пассажирских перевозок регулирует местный минтранс, а сама услуга перешла в разряд государственных полномочий. Непосредственно перевозки осуществляют компании, выигравшие конкурс.

В связи с тем, что в Кировской области организация пассажирских перевозок на всех маршрутах тоже может перейти в разряд государственных полномочий, можно предположить: в регионе будет создан новый игрок - организатор перевозок. Компания, которая будет создавать и ликвидировать маршруты, утверждать количество авточасов на каждом из них, проводить торги на право перевозок, а, главное, контролировать все финансовые потоки.

В будущем, если реформа охватит всю область эти потоки могут быть очень серьёзными. Причём, контроль будет не только над платежами, поступающими от граждан, но и бюджетными деньгами, которые оператор будет перечислять перевозчикам, после проверки всех отработанных авточасов.

Главный областной перевозчик

Для непосредственной перевозки пассажиров и, возможно, получения самых интересных лотов, в регионе может быть создана транспортная компания. Для неё, как уже было анонсировано, будут закуплены большие автобусы на газомоторном топливе, униформа для водителей, и в которых, скорее всего, будут установлены валидаторы, чтобы деньги, минуя перевозчиков, попадали организатору перевозок (ликвидация должностей кондукторов также была обещана властями региона).

Наличие новых автобусов большой вместимости, оборудованных системой бесконтактной оплаты, может стать «изюминкой» для организации торгов в городе, которые потом может выиграть этот транспортный «великан».

Кстати, это никак не помешает ему участвовать и в остальных лотах, отдав их потом на субподряд другим перевозчикам. Недавно подобную схему, вероятно, хотели «опробовать» на перевозках мусора, предположительно, «заточив» контракты под «Вятавтодор».

Организатор и перевозчик в одном лице

Однако, на первом этапе может быть принято решение об объединении функций организатора перевозок и ведущего областного перевозчика. Вполне вероятно создание единой транспортной компании, которая будет самостоятельно возить пассажиров в Кирове, организуя торги и отдавая остальные лоты на субподряд.

С учётом того, что председатель правительства Александр Чурин взял вопрос транспортной реформы под свой личный контроль и стремится, чтобы система заработала уже в будущем году, речь, вероятно, идёт о больших деньгах.

Тот, кто будет контролировать возможных транспортных «монстров» , вместе с тем будет контролировать и серьёзные финансовые потоки. Именно поэтому вопрос в прямом смысле жёстко продавливают через депутатов, созывая их на внеочередные заседания комитетов и «пленарку» перед новым годом.

Приставы заблокировали счет поставщика полсотни автобусов в Киров
В «КПАТ» поставили 10 новых автобусов марки ЛИаЗ
Стали известны поставщики «автобусов на миллиард»
Комментарии (27)К последнему
Гость_Гость | 22 декабря 2020, 13:11 #
Так и будет
Гость_Телепорт | 22 декабря 2020, 14:14 #
Аминь!
Гость_Господин Олигарх | 22 декабря 2020, 13:59 #
Совсем Сашок страх потерял. Уже не боится в открытую продавливать, как г...но из пятой точки, свои гнилые интересы. Надеюсь, это чудовище рано или поздно получит по заслугам. Деньги и власть на тот свет не заберёшь.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ