«26 взяток по 300 тыс. рублей»: Нелюбин дал показания против Быкова

24 марта 2021, 21:10
Как мы писали ранее, сегодня в Первомайском районном суде допросили еще одного свидетеля по делу Владимира Быкова. Расскажем об этом подробнее.
Владимир Быков (справа) с адвокатом.
Владимир Быков (справа) с адвокатом.

Сегодняшнее судебное заседание началось на полчаса позже, чем должно было. Объяснили: задерживаются приставы, которые везут свидетеля. Стало ясно, что речь идет о ком-то, кто находится в СИЗО или колонии. Так и вышло.

Невысокий худой мужчина с наручниками на запястьях, пришедший в сопровождении двух приставов, оказался Вадимом Нелюбиным — бывшим руководителем ЗАО «Вятка-Инфо» и заместителем директора ООО «Типография Вятка». Впрочем, за свою жизнь он был связан со многими компаниями, о чем зайдет речь позже.

Читатели могут помнить Нелюбина еще со времен суда по делу о «печном топливе». Тогда Сергей Бушуев и Анатолий Криволапов, впоследствии осужденные за махинации с топливом для автобусов, говорили о нем как о неком координаторе, организаторе всей схемы. Пока шел суд, Нелюбин скрывался от следствия, однако потом все же сдался силовикам.

Охота за деньгами

Допрос начался с вопроса судьи, знает ли Нелюбин Сергея Медовикова (экс-депутат Кировской гордумы, которого именовали «правой рукой Быкова» — прим.). Свидетель ответил, что знает его давно, познакомились, еще когда Медовиков был руководителем спичечной фабрики, из рабочих отношений выросли дружеские, которые поддерживаются до сих пор. По словам Нелюбина, они неоднократно охотились вместе.

Прозвучал аналогичный вопрос и про Быкова. Свидетель ответил, что познакомился с ним на охоте, возникли приятельские отношения. Вместе охотились, ходили в баню, играли в бильярд. Как рассказывает Нелюбин, однажды на охоте Быков предложил ему расширить бизнес в сфере поставок топлива, а именно поставлять топливо в «Автотранспортное предприятие». По словам свидетеля, сразу он не согласился, какое-то время потратил на изучение рынка, прикинул, что и как можно сделать, и на следующей охоте обсудил все детали с Быковым. Нелюбин предложил заработать на топливе низкого качества, которое не соответствует ГОСТу и отличается от привычного большим содержанием серы. «Я рассчитывал, что прибыль может быть от 800 тыс. до 1 млн рублей в месяц, — вспоминает свидетель. — Быков отреагировал положительно. Предложил заняться этим бизнесом и организовать поставки».

По словам Нелюбина, Быков сказал ему, что в «АТП» у него есть свой человек, который обеспечит все необходимое, в частности, поможет выиграть конкурс нужной фирме. Речь шла о гендиректоре «АТП» Николае Дубровине.

«Вы тогда понимали, что разница между ценами на топливо будет похищаться?» — спросил прокурор. Свидетель ответил утвердительно, а на уточняющий вопрос насчет Быкова повторил, что тот поддержал идею с поставками низкокачественного топлива в «АТП».

Гособвинитель спросил, обговаривали ли они вознаграждение для Быкова и Дубровина. Нелюбин ответил: да, Быкову — 300 тыс. рублей, Дубровину — 100 тыс. рублей ежемесячно. «Я знал, что это взятки, подходил к этому осознанно. Но хотел заработать денег. Переоценил свои возможности», — рассказал свидетель.

Дымящий капитал

Слыша фразу «дело о печном топливе», кировчане часто вспоминают чадящие «ПАЗики» и окутанные черным дымом улицы. Лет пять-шесть назад в Кирове их можно было увидеть чуть ли не на каждом шагу. Причиной, как уже известно, стало неподходящее для автобусов топливо. Во время допроса свидетель подробно рассказал, как реализовалась эта схема.

По его словам, зарабатывать на разнице цен изначально планировали с помощью компании «Промбытсервис», директором которой был Сергей Бушуев. В августе 2014 года «АТП» объявило конкурс. Нелюбин рассказал, что Дубровин предоставил ему старые цены, по каким поставлялось топливо, и он подготовил документы с более низкими ценами, чтобы «Промбытсервис» выиграл конкурс. В результате сделка была заключена. «Я до Дубровина довел, что топливо будет низкокачественным, он сказал, что его это устраивает», — рассказал свидетель.

Нелюбин также рассказал, что Дубровин получил свою должность не просто так — мол, Быков просил Драного (на тот момент главу администрации) назначить его главой «АТП». Медовиков же, по словам свидетеля, был посредником по передаче денег Быкову и Дубровину. «Я давал 400 тыс. рублей в месяц Медовикову, он уже отвозил их Быкову и Дубровину», — вспоминает Нелюбин.

Прокурор спросил о знакомстве с Бушуевым и Криволаповым. Свидетель ответил, что с Бушуевым знаком с 2011 года, он был директором ООО «Промбытсервис», а Нелюбин — фактическим руководителем. Бушуев подписывал документы, связанные с поставками топлива, и вел финансово-хозяйственную деятельность. Криволапов же, по словам свидетеля, был братом жены Медовикова, работал на должности начальника снабжения «АТП». Он должен был делать так, чтобы никто не поднимал вопрос по качеству топлива. За помощь с махинациями Нелюбин платил Бушуеву и Криволапову вознаграждение.

По словам свидетеля, поставлять топливо в «АТП» через «Промбытсервис» начали в 2014 году. Оно было с повышенным содержанием серы. «Какое именно топливо? Печное... пароходное... я не помню, много видов было. В документах все называлось одинаково — дизельное топливо», — сказал Нелюбин.

Таким образом «Промбытсервис» поставлял топливо в «АТП» до конца 2015 года, а в 2016 году этим занялась «Типография Вятка». На вопрос прокурора, сколько денег удалось похищать каждый месяц, Нелюбин ответил: в среднем около миллиона.

26 взяток

По словам свидетеля, взятки по делу о «печном топливе» он давал с ноября 2014 года до конца 2016 года. Всего — 26 раз по 400 тыс. рублей. Эти деньги, как мы писали выше, проходили через Медовикова. Если верить показаниям свидетеля, выходит, что Быков получил 26 раз по 300 тыс. рублей, а это 7,8 млн рублей. Так ли это на самом деле — решит суд.

Вадим Нелюбин также рассказал, что благодаря хорошей «крыше» крупные проверки на «АТП» не проводились, а все проблемы гасились на уровне предприятия.

Далее прозвучал вопрос прокурора о том, почему Нелюбин ездил в Турцию в 2018-2019 годах. Тот ответил, что уехал, как только узнал об уголовном деле. В Турции поддерживал связь только с Медовиковым. Последний в 2018 году якобы прислал ему 200 тыс. рублей — сказал, от Быкова. Медовиков также передал, что Быков интересуется, когда Нелюбин вернется. Нелюбин в ответ заявил, что если получит от них 10 млн рублей, вернется и возьмет всю вину на себя. Эту сумму ему так и не дали, однако вернуться все равно пришлось из-за разных дел, в том числе семейных. А после задержания — деваться некуда — пришлось во всем признаваться и заключать досудебное соглашение, рассказал Нелюбин. Это было начало осени 2019 года.

На вопрос прокурора, были ли изначально сомнения, что схему с печным топливом удастся реализовать, Нелюбин ответил: да, но Быков убедил его, что все получится. «А если бы Быков не предложил вам этим заниматься, вы стали бы сами?» — спросил гособвинитель. «Нет, возможностей не было, а с Быковым появились», — ответил свидетель. «Обсуждали ли вы потом с Быковым, например на охоте, как реализуется схема?» — задал новый вопрос прокурор. «Нет, это было бы неэтично. Он и так выполнил свои обязательства, что еще обсуждать», — сказал свидетель.

Вопросы защиты

Адвокат Быкова спросила свидетеля, кто все-таки придумал схему с печным топливом, он или Быков. Нелюбин ответил: «Когда я провел анализ рынка, выяснил, что есть топливо дешевле, и решил, что на этом можно зарабатывать больше. Предложил эту схему Быкову, он ее одобрил». Адвокат также спросила: «Совершать хищения таким способом было вашей инициативой?». Свидетель поправил ее: «Моим предложением».

Далее прозвучал ряд вопросов об отношениях Нелюбина, рабочих и нерабочих, с Криволаповым и Бушуевым, а также о роли Дубровина в этом деле. Адвокат пыталась выяснить, за что Дубровину платили 100 тыс. в месяц, если он, казалось бы, не делал ничего существенного. Свидетель ответил, что Дубровин всячески помогал им: следил, чтобы оплата по договорам проходила вовремя, при том, что «АТП» в те годы было финансово неустойчиво и платежи вполне могли задерживаться. Также Дубровин помогал заключать контракты с нужными контрагентами, добавил свидетель.

Зашла речь и о роли Владимира Быкова в этом деле. Адвокат заставила свидетеля повторить, что с февраля 2014 года (то есть после первой договоренности) он с Быковым насчет схемы с печным топливом не разговаривал, никаких советов от него не получал. Да и когда договаривались изначально, Нелюбин не уточнял, чем именно будут заправлять автобусы, сказал лишь, что качество топлива будет хуже, чем раньше, и на этом можно заработать.

Адвокат также попыталась выяснить у свидетеля, за что, по его словам, Быков получал 300 тыс. рублей в месяц, если не предпринимал никаких действий. Нелюбин ответил, что он поспособствовал назначению Дубровина, и этого было достаточно, что касается решения каких-то крупных проблем, их попросту не возникало.

Другой адвокат спросил, уверен ли свидетель, что Медовиков точно предавал деньги Быкову. Тот сказал, что не видел этого лично, но считает, что так оно и было.

Задал пару вопросов и сам Быков. Он спросил, часто ли Нелюбин бывал с ним на охоте и что это была за охота. «За сезон три-четыре раза. Загонная охота, подкормочная», — ответил свидетель. «А что было в феврале 2014 года?» — спросил Быков. Нелюбин затруднился с ответом. Больше вопросов к нему у сторон не возникло.

Читайте по теме Дело Владимира Быкова
Приговор Быкову оставили без изменений
Владимир Быков стал пациентом областной больницы?
По делу Быкова поступили три апелляционные жалобы
Комментарии (181)К последнему
Гость_Не юрист -69 | 24 марта 2021, 21:43 #
У Быкова появился шанс выкрутиться. Скажет, что Медовик ему деньги не передавал и иди докажи обратное
Ааа | 24 марта 2021, 22:59 #
Дык, Медоноса уже нагнули. И он скажет так, как надо !
Гость_кактус | 25 марта 2021, 08:20 #
Не думаю...тут вся эта команда должна присесть и на долго, из того что я здесь прочитал эту шайку иначе как ОПГ я назвать не могу.
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ