Албегова приоткрыла «мусорные» тайны
«Где вы были, Алла Викторовна?»
Несмотря на тему выступления, большую часть времени Албегова посвятила вопросам конспирологии. Начала она с того, что в первые годы реформы в организации обращения с отходами якобы был картельный сговор. Компании-перевозчики мусора «КДУ-3», «ВЭК» и «Предприятие по утилизации промышленных и бытовых отходов», по ее мнению, были связаны между собой. На конкурсы никто кроме них не заявлялся, а главным бенефициаром этой мусорной коллаборации якобы был известный кировский бизнесмен Михаил Шихов.
Но эксперты говорят, что по-другому быть просто не могло, так как на старте реформы других компаний по вывозу мусора в регионе просто не было. Отметим также, что условия проведения торгов, включая лоты и их начальную стоимость, утверждают курирующие представители органов власти. Аукционную документацию на 2020 год, например, согласовало министерство охраны окружающей среды, поэтому все тонкости проведения аукционов Алла Албегова скорее всего знала.
У многих депутатов в связи с этим возник вопрос, где при этом были представители исполнительной власти, контролирующие «мусорную» сферу. Вице-спикер ОЗС Владимир Костин спросил Албегову: «Вы то где были, Алла Викторовна?». Ему вторил другой вице-спикер Роман Титов, спрашивая министра, кто те чиновники, которые согласовали якобы имеющийся картельный сговор, кто в исполнительной власти «вел» бизнесменов, Алла Викторовна? На что Албегова ничего не ответила.
Неконкурентная среда
Не обошла стороной Албегова и торги на вывоз отходов в 2021 году. Напомним, что в этот период к компаниям уже вывозившим мусор добавился «Вятавтодор», взявший в лизинг мусоровозы. Однако при наличии конкуренции была создана неконкурентная ситуация, когда региональный оператор сделал обеспечение исполнения контракта в 30% от его стоимости, что являлось для перевозчиков неподъемной суммой. Видимо, кроме «Вятавтодора», который стал единственным участником и победителем по всем лотам, за исключением тех, где торги не состоялись.
Теорию заговора министр увидела и в том, что никто из перевозчиков, подавших жалобы на аукционную документацию, после снижения суммы обеспечения потом не заявился на торги - якобы компаниями управляли извне. Но Алла Албегова забыла добавить, что обеспечение снизилось всего на 5 процентов, поэтому экономически это не могло повлиять на решение перевозчиков не участвовать в торгах.
Жители не почувствовали большой экономии
Алла Албегова поставила в заслугу то, что избавившись от частных перевозчиков, удалось существенно снизить затраты на вывоз отходов, а закрыв полигон в Осинцах - расходы на их размещение. Однако если посмотреть на транспортные расходы, то разница между ними за три года несущественная. В первый год реформы они составили 1 млрд 327 млн 582,24 тыс. рублей, в 2020 году 1 млрд 643 млн 228,40 тыс. рублей, а в 2021 могли быть 1 млрд 810 млн 299 тыс. рублей, если бы РСТ не пересчитала расходы «Куприта» до 1 млрд 580 млн 576,29 тыс. рублей.
И потом еще не исключила из тарифа ускоренную амортизацию и лизинг спецтехники, в чем Албегова обвинила прежних перевозчиков. В итоге со второго полугодия, напомним, тариф снова вырастет более чем на 4%.
Неуд за работу
Через какое-то время Албегова вернулась к основной теме своего выступления и рассказала об установленных контейнерах, купленных мусоровозах, мерах по недопущению дефицита полигонов, планах по строительству мусоросортировочных станций и комплексного объекта по обработке отходов, который власти собираются построить через пару лет.
Несмотря на это некоторых депутатов отчет Албеговой не устроил: вице-спикер ОЗС Владимир Костин предложил поставить министерству охраны окружающей среды неудовлетворительную оценку по организации обращения с твердыми коммунальными отходами. Его поддержал депутат Сергей Мамаев, который согласился, что работа ведомства заслуживает «неуда».