«Шагающий орел» вошел в «огненную воду»: чиновники пытались объяснить депутатам, зачем забирают водоканалы

14 декабря 2021, 07:00 | Сергей Белый
В понедельник, 13 декабря, депутатам Заксобрания Кировской области премьер регправительства Александр Чурин и министр энергетики, строительства и ЖКХ Игорь Селезнев попытались объяснить суть нового законопроекта, в рамках которого полномочия по водоснабжению и водоотведению переходят на уровень области. Из всего сказанного и чиновниками, и депутатами, стало понятно одно: никто не понимает, что они делают.
«Шагающий орел» вошел в «огненную воду»: чиновники пытались объяснить депутатам, зачем забирают водоканалы

В ходе обсуждения законопроекта о передаче полномочий по водоснабжению и водоотведению на уровень области выяснилось, что сие «благо» затронет лишь несколько муниципалитетов, причем совсем не самых проблемных. А у регионального правительства попросту нет ни программы, ни видения работы в этом направлении. Есть только «хорошая идея». От депутатов требуется лишь одно — довериться властям и принять закон, причем сразу в двух чтения. При этом законопроект действует только на период полномочий ОЗС, то есть максимум пять лет, хотя как согласились чиновники, работа в направлении обеспечения жителей региона качественным водоснабжением не ограничивается этим сроком.

Чиновники: все плохо

Министр энергетики, строительства и ЖКХ Кировской области Игорь Селезнев начал с основного: проект закона сформирован в связи с необходимостью обеспечения населения кировской области качественным водоснабжением при реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», в рамках которого реализуется региональный проект «Чистая вода». Программа предусматривает до 2024 года показатель обеспечения качественной водой 92 процента населения Кировской области. В том числе, 99 процентов — это городское население.

Для это необходимо провести не менее 24 мероприятий по строительству, либо реконструкции объектов питьевого водоснабжения, а также не менее 43 мероприятий по водоотведению. Суммарный бюджет мероприятий с учетом физического износа сетей, который, на сегодняшний день, составляет 76 процентов, составит порядка 30 млрд рублей.

Как отметил Селезнев, при всем этом сформировалась тенденция ухода с рынка частных компаний, это, отчасти, обусловлено и тем, что с лета сети сельских поселений были переданы на районный уровень. «Качественность», как выразился министр, предоставления услуг на сегодняшний день уменьшается.

«Этот год был достаточно показателен для водоснабжения и водоотведения, - продолжил чиновник. - У министерства в начале года начал работу ситуационный центр, пока дежурная служба. Так вот, в период с января по воскресенье (12 декабря 2021 года — ред.) в районах области (без Кирова) зафиксировано 319 инцидентов в сетях водоснабжения и водоотведения». В итоге, свыше 210 тысяч человек не получали качественные услуги, стало понятно со слов министра.

Средняя продолжительность устранения инцидента составляет 15,5 дней или 375 часов. По Кирову, по словам министра, это 911 инцидентов, 0,1 дня или 2 часа на их устранение.

Поэтому была предложена модель единого государственного гарантирующего поставщика коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению по всей территории Кировской области.

Также было отмечено, что такой объем работ может осилить только мощное, ресурсоемкое предприятие, а инвесторы в лице банков и внебюджетных фондов готовы якобы работатать с госпредприятием. В тоже время инвестпрограмма МУП «Водоканал» составляет от 4,5 до 9 млрд рублей (при условии выполнения тех или иных мероприятий). Она готова была быть профинансирована Сбербанком, но поскольку предприятие находится в муниципальной собственности и уровень бюджета города Кирова не позволяет нести определенное бремя, им просто было отказано.

МУП в ГУП, ГУП в ...

МУП «Водоканал» будет преобразован в ГУП, имущество переходит в собственность Кировской области. «Аналогичная процедура будет проводиться в муниципальных образованиях, в частности, на первом этапе правительство области определило Юрьянский район, Оричевский район и Орловский район. Для того, чтобы на первом этапе отработать механизм и запустить реальную программу».

«Возьмем к примеру Юрьянский район: за текущий период было всего 12 инцидентов, которые устраняются в период до 40 дней. Это один из самых высоких и негативных показателей. Оричевский район утвержден на кураторский проект — это крупные проекты социально-экономического развития, будет создаваться Особая экономическая зона Биополис, где пойдет массовое развитие территории. И для этой территории необходимы качественные и своевременные в нужном объеме водные ресурсы. По Орловскому району есть проблема дебита скважин, которые находятся непосредственно в городе Орлове. Воды не хватает, а если применить более мощные насосы, идет разрыв труб», - объяснил министр.

Также звучали модные нынче слова в госуправлении: цифровизация отрасли, качественный биллинг услуг водоснабжения и водоотведения и т.п. Чиновник сделал упор на «собираемость платежей». И вообще: «Объединение (водоканалов Кирова и районов — ред.) позволит организовать единого оператора по программе «Чистая вода».

Вопрос законности поднял депутат Альберт Бикалюк, который попросил назвать конкретные нормы федерального закона, на которые опираются власти региона в этом вопросе. Оказалось, что обсуждается не законопроект, а «идея».

«Мы сейчас обсуждаем саму идею передачи полномочий по водоснабжению и водоотведению на государственный уровень — на уровень субъекта Российской Федерации», - прервал начавшуюся было дискуссию Чурин, ведь министр не смог ответить на вопрос депутата. На это Бикалюк вновь заметил, что хотел уточнить закон и статью. «Закон услышал, а статью нет», - сказал Альберт Александрович.

Селезнев, в свою очередь, сообщил, что Кировская область - не первооткрыватель. И, вообще, все это осуществляется с 2015 года. «Сначала это была Ленинградская область, последний регион в ПФО — Республика Башкортостан», - уточнил министр.

Чурин: у людей появится в кранах вода

Депутат Сергей Мамаев озадачился вопросом, что уже 3 млрд рублей потратили на новый водовод, а его так и нет. «Ну, вы же знаете ответ на этот вопрос, почему нет», - парировал Чурин. «Сейчас мы заберем у них (муниципалитета города Кирова - ред.) полномочия и они не будут отвечать за это направление», - продолжил Сергей Павлинович, отметив, что из-за этого качество воды вряд ли улучшится. На что Чурин заверил: вопрос более глубокий, так как прошедшие зима и лето показали проблемы во всем регионе. «У районов средств на модернизацию нет, концессионеры туда не идут, либо отказываются», - сообщил Чурин.

Мамаев усомнился в правильности того, что у муниципалитетов отбирают, по сути, полномочия и ответственность за водоснабжение населения. «Отвечает всегда высшее должностное лицо», - прервал его Чурин. Затем в ходе дискуссии премьер подчеркнул, что у районов и муниципалитетов нет средств на модернизацию, но у области денег больше.

Коммуниста это заявление не удовлетворило и он сделал вывод, что будут повышаться тарифы.

«Да не будут повышаться тарифы», - выкрикнул премьер. «Вы поймите, тут надо выстроить эффективную систему работы», - отметил Чурин, начиная раздражаться. И, если не нравится, «все можно оставить как есть».

«Что изменится у людей?», - настаивал Мамаев, явно не собираясь уступать. «У людей появится вода в кранах!», - снова выкрикнул премьер.

«Она есть сейчас», - парировал Мамаев.

«Да вы что? - съязвил премьер. - В Свече не было, например. В Орлове проблема с водой. Дальше нам нужно модернизировать очистные, модернизировать водозабор в городе Кирове, достраивать водовод, как резервный источник питьевой воды для Кирова».

«Сергей Павлинович, смотрите. Мы хотим создать систему стабильного безаварийного водоснабжения и водоотведения. Мы хотим урегулировать рост тарифов. Вот и все! Все просто ведь», - не отступал Александр Чурин.

Затем вопрос коснулся денег. Судя по всему, Сергея Павлиновича озадачили цифры, ранее озвученные министром, однако Чурин сообщил ему, что «сейчас везде надо миллиарды».

В дискуссию включился министр и обмолвился, что нужны программы, которые еще только будут расписывать. Его перебил Чурин: разрозненные МУПы не смогут их создать.

Проблемы с водой в области уже решают за счет кировчан?

Депутат Дмитрий Русских, в свою очередь, поинтересовался динамикой зафиксированных инцидентов. Стало их больше или меньше, например. Селезнев отметил, что официальные цифры назвать он не может, но «мы точно понимаем, что их стало больше».

Селезнев привел в пример Аркуль (Нолинский район, не вошел в законопроект — ред.): «Месяц восстанавливаем сейчас водоотведение в этом селе... поселке... И причем восстанавливаем за счет сил и средств «Водоканала» и ГДМС Кирова (оба предприятия — кировские, к области пока отношения не имеют — ред.). Потому что там ни техники, ничего нет. А если учесть, что трубы там положены на восьми метрах, уже две машины у ГДМС сгорели».

Русских поинтересовался, останется ли нынешнее руководство «Водоканала».

«Коллеги, ну я честно скажу, что эта тема... у нас нет еще полномочий, чтобы это обсуждать, - замялся министр. - Нам нужно организационный план составить и отработать модель передачи имущества, почему у нас в законе предусматривается отлагательный период, переходный период, на год. На сегодняшний день руководство водоканала достаточно эффективно и показывает серьезный прорыв. У министерства нареканий нет».

Но у Дмитрия Русских вопросы не закончились. Он спросил, войдет ли Кирово-Чепецк и Слободской в предлагаемую «концепцию», ведь изначально речь шла об этих городах. Селезнев ответил, что это будет единая компания, включающая все водоканалы на территории региона.

Еще один вопрос Дмитрия Михайловича касался «оборотки» МУП «Водоканал». На этот вопрос ему ответил Чурин: «На уровне полутора миллиардов». «Без НДС — миллиард шестьсот», - поправил Селезнев.

Освоить всю область

Вопросы появились и у руководителя фракции ЛДПР в ОЗС Владимира Костина, который провел параллель с транспортной реформой. «Понятно, что обсуждается концепция, но вместе с тем, мы видим проект закона. Хватит ли сил у «Водоканала», чтобы этот вопрос потянуть? Если сейчас выезжают машины ГДМС, если история аварийная, то из Кирова в Аркуль ехать минимум часа два с половиной», - рассуждал депутат.

Со слов Костина стало понятно, что нет реальных данных о том, к чему все это приведет. Ведь получается, что законопроект уже есть на бумаге, а концепция еще только обсуждается. Депутат отметил, что судя по законопроекту, изменения начинаются с предприятий и районов, где не все так плохо: «Ежиха Котельнического района сидит без воды. Но ее здесь (в законопроекте — ред.) нет. Если бы ее сейчас обсуждали, тогда да, это шаг в сторону улучшения ситуации».

«Владимир Александрович, подождите, - прервал Костина Чурин. - А вот для Ежихи, вы что предлагаете сейчас сделать?».

«Вы депутат Котельнического района, вы критикуете и отвергаете, но ничего не предлагаете», - пошел в атаку премьер, перебивая депутата.

«Предлагаю», - отрезал Владимир Костин.

«Что?», - кинул Чурин.

«Если у вас есть концептуальное решение передать....», - начал Костин. Но его снова прервал Чурин: «Подождите, мы с вами для этого и собрались».

«Вы мне вопрос задали, я вам отвечаю», - парировал Костин.

«Ну, хорошо, давайте», - снизошел премьер.

«Я предложил, что если есть концепция, то нужно чуть дальше посмотреть. Концепция, которая, например, через пять лет приведет к тому, что все районы Кировской области попадут под действие этой системы, это один сценарий. Сейчас в законе видим всего три муниципальных образования в разрезе районов. Не более того. Когда мы увидим все остальные — вот вопрос, который у меня есть сейчас. Идею я не отвергаю, у меня вопросы к механизму», - сказал Костин.

Также Владимир Александрович предположил, что создаваемое областное предприятие перейдет в акционерное общество: «Я не говорю, что это плохо. Но опять же, этого сейчас в обсуждении нет. Безусловно укрупнять надо». Как снова отметил депутат, вопрос к реализации, а не к идее.

«Естественно, сразу нагрузить базовое предприятие решением проблем всех районов, наверное, будет неправильно. Нужно сначала развернуть материально техническую базу, подготовить ее и дальше уже проводить интервенцию в районы. Я думаю, что за ближайшие 5 лет мы должны освоить всю область. Можем это прописать в нормативных документах», - услышал он в ответ.

Селезнев, в свою очередь, отметил, что «Водоканал» (кировский - ред.) выведен из планов приватизации. А касаемо Котельнического района, то министерство решит вопрос водоотведения на втором этапе, так как сейчас занято решением проблем с отоплением.

Владимир Костин, в свою очередь, еще раз подчеркнул: он не против такого закона, но если бы правительство представило депутатам региональные программы этапы реализации и прочие данные, которые были бы понятны, то вопросов бы не было.

С ним согласился Игорь Селезнев, однако, с его слов, стало понятно, что все это будет, но только после принятия закона. И, вообще, речь не идет о пяти годах, а о намного большем времени, ведь за такой период те же 30 млрд не освоить. Отметим, что в законопроекте указано, что срок его действия распространяется на период действия полномочий нынешнего созыва ОЗС, а это - максимум пять лет.

В дискуссию вновь вмешался Сергей Мамаев. Он отметил, что никто сейчас не мешает разработать программы по муниципалитетам и, вообще, «вы этот вопрос сначала проработайте». «Сделайте сначала программу, а уже потом будем говорить, чтобы передать в региональную собственность водоснабжение и водоотведение», - отметил коммунист. «Никто инвентаризацию не проводил, что осталось. Что есть на балансе районов?». Но его вопрос остался без ответа.

К обсуждению снова подключился Альберт Бикалюк, причем, с того же вопроса, с которого началось заседание. Он настаивал, чтобы ему точно назвали закон и статью, по которым передаются полномочия. «Не набрасывайтесь, спокойно ответьте — номер статьи?», - попросил депутат.

Игорь Селезнев снова описал механизм, суть которого в том, что «идет передача имущества из казны в казну».

«Такого в указанных законах нет», - удивился Альберт Бикалюк. «На что ссылаетесь?».

Тогда собравшиеся обратились к правовому управлению ОЗС. Выяснилось, что вопрос в том, что идет передача полномочий, а передача имущества не входит в данный законопроект, потому что это - полномочия местного самоуправления. И после принятия законопроекта в муниципалитетах должны принять решение о передаче своего имущественного комплекса в государственную собственность.

Также было сказано, что были консультации с прокуратурой, изучали опыт Ленинградской области, где решение обжаловалось вплоть до Верховного суда, решение устояло, вопросов здесь не возникло. А положительное заключение прокуратуры региона есть.

«При чем тут региональный закон, я прошу нормы федерального!», - не уставал задавать вопросы Бикалюк, на что получил ответ, что «еще раз посмотрим». И выписку из законов депутатам, видимо, предоставят, но не сейчас.

А если что-то пойдет не так?

«Мне не нравится, что такие важные вопросы решаются с наскока, - вступил в обсуждение Дмитрий Русских. - Закон поступил седьмого числа (в 16:50 по МСК, 7 декабря — ред.), надо в срочном порядке принять решение, чтобы срочно все решить, все пропало, все горит. Но я вам скажу, что такая ситуация в районах области на протяжении последних 10-15 лет. И, по большому счету, никого это не волновало. В данном варианте такие важные вопросы должны решаться планово».

«Допустим, если бы депутатскому корпусу уже в сентябре запустили тот вопрос для обсуждения, то туда бы были привлечены главы администраций, специалисты, профессионалы, и мы взвесили все за и против, это было бы все четко и понятно, - продолжил Русских. - Но опять в горящем режиме: 7-го заходит (законопроект — ред.), 17-го — получите закон, проголосуйте и все будет хорошо. Ну, на самом деле, это так не работает». Как особо подчеркнул Дмитрий Михайлович, «это вопрос жизнеобеспечения»: «А что, если что-то пойдет не так? Кто потом будет за это отвечать?»

«У нас много случаев, когда говорили одно, а на самом деле, все по другому, - продолжил депутат. - И мы понимаем, что у МУП «Водоканал» Кирова оборот 1,7 млрд рублей, к ним привязываются три района, у которых нет своих, скорее всего, оборотных средств. У меня вопрос: если за счет города Кирова это произойдет, не начнутся ли такие проблемы в городе Кирове? Правильно ли я понимаю, что сегодня в МУП «Водоканал» приходят три района, запускается процесс, к которому приходят через несколько лет все районы Кировской области? За 10 дней такие вопросы не решаются, это серьезный вопрос!».

Как отметил Русских, «мы не в пожарной машине, такие вопросы должны обсуждаться за два-три месяца до поступления закона в ОЗС».

Министр просветил депутата: тема, оказывается, обсуждается с лета с теми муниципальными образованиями, где на «стартовом этапе» будет реализовываться «стартап этого проекта». С городом «проговорено». С администрациями районов тоже было «проговорено». Селезнев успокоил, что за счет города нигде и ничего строиться не будет, горожане не пострадают.

Затем для каждого муниципального образования будут устанавливаться свои тарифы, то есть, по словам министра, это будет «сетка тарифов ГУП «Водоканал». Однако, Русских не удовлетворил этот ответ.

Бросаться в огненную воду

«Вы исключили нас, депутатов, из процесса обсуждения законопроекта. Мы за 10 дней должны принять решение о том, чем вы занимаетесь на протяжении полугода. И мы знаем, что есть отрицательные заключения от муниципальных образований: города Кирова, Кирово-Чепецка и города Слободской. Вопрос жизнеобеспечения очень важен и ошибки никакой здесь быть не может», - сказал депутат.

Почему Чепецк со Слободским выпали из вопроса — таким был следующий вопрос к чиновникам.

«Я уже в самом начале говорил, что у нас было желание взять Кирово-Чепецк и Слободской, потому что в этих муниципальных образованиях не совсем все хорошо... Но в силу того, что весомыми являются проекты, которые идут под кураторством Чернышенко, по развитию регионов, входящих в ПФО, и в связи с чем появляется Орический район, было принято решение о наиболее целесообразном расположении муниципальных образований, которые граничат друг с другом, транспортное плечо у нас меняется и более-менее они похожи друг на друга», - пространно начал объяснять Селезнев.

«На стартовом моменте, это наиболее оптимальный вариант, чтобы зайти в реализацию всей программы. Горели желанием Яранск и все крайние точки, Луза. Советск говорит: «возьмите нас, возьмите», но нельзя бросаться в эту «огненную воду», не отработав определенные моменты. Это будет поэтапное вхождение. Срок обозначен — пять лет», - объяснил Селезнев причины, которые, вероятно, придумал прямо в ходе заседания.

«С точки зрения, какие это будут районы, то когда это будет запущено и с руководством водоканала будем обсуждать, какие выгоднее брать в кольцевую подвязку, либо по каким то основным моментам, главы районов уже знают об этом и уже идут обращения, когда, примерный график можно будет составить. Географическую составляющую обойти не можем», - продолжил (дословно - ред.) объяснять чиновник.

О критериях вхождения районов в программу, после этого долгого объяснения Селезнева, поинтересовался депутат Николай Шабалин.

Со слов Селезнева следовало, что на трех районах, которые прописаны в законопроекте, можно отработать весь спектр проблем, «начиная от проектирования прокладки водовода — это Орловский район», до «создания современной цифровой системы коммунальных услуг — это Оричевский район». «То есть, на этих трех районах отрабатывается весь спектр проблемных моментов водоснабжения и водоотведения, которые нужно будет учесть в дальнейшей работе», - уточнил чинонвник. И сразу подчеркнул: эти районы не станут «подопытными кроликами».

Также со слов Селезнева стало понятно, что при всем этом на каждый район будет своя инвестпрограмма. На вопрос депутатов, насколько это целесообразно, прозвучал ответ Чурина, который скорректировал министра: «Нет».

И Селезнев исправился: подпрограмма инвестпрограммы. После этого ответа повисла тишина, которую нарушил вопрос Николая Шабалина: почему законопроект нельзя принять только в первом чтении, а не сразу в двух?

Самая важная проблема

«К январю депутаты представили бы свое видение и предложения. Я бы предложил Суну включить в эту программу, где инцидентов нет, потому что воды-то нет. Или Лебяжский район, это тоже мой избирательный округ, где проблема ну тоже тяжелейшая с водоснабжением. Я беседую с директором коммунального хозяйства, спрашиваю, как видится вектор направления, ну, что нужно сделать, а он отвечает: «Я даже этого не вижу». Все, кто представляет территории, знают, что проблема водоснабжения - это та проблема, по которой больше всего вопросов», - заявил депутат Николай Шабалин.

«На самом деле, мы-то никуда не торопимся. - прервал Шабалина Чурин. - И нам это, лишний... Как бы сказать там... лишние полномочия мы берем и взваливаем на себя».

По словам Чурина, закон должен вступить в действие с 1 января 2022 года. «Следующий — это уже 2023 год. Ну, если вы считаете, что граждане могут еще год потерпеть, пожалуйста. Да, многие годы этим никто не занимался. Но мы занялись и, на самом деле, мы обсуждали этот законопроект и с прошлым составом законодательного собрания. Мы обсуждали с депутатами городской думы, с муниципалитетами обсуждали, поэтому сегодня с вами собираемся. Это закон только о передаче полномочий», - в голосе Чурина, вдруг, появилась буквально вселенская усталость.

Выступление премьера прервал Мамаев. Депутат заметил, что нет концепции. «Вы услышали слово «концепция» и увязались за него», - взбодрился Чурин.

Во вновь развернувшейся дискуссии возник вопрос об артезианских скважинах, который перерос в обещания Селезнева достроить Куменский водовод. «Надо будет заново переторговывать и делать новое техзадание, в ходе проектирования выяснились большие отклонения от первоначального проекта, который был запущен в 2012 году, то есть там наворочено дел», - сообщил Чурин.

Сергей Мамаев задался вопросом о приватизации вновь создаваемого предприятия.

«Давайте в законе это пропишем, что не подлежит приватизации. И закроем этот вопрос и спекуляции на эту тему, - повысил голос премьер. - Статьей предусмотрим, что данное имущество не подлежит приватизации». Отметим, что сделать это невозможно в обход федерального законодательства (ред.).

Однако, среди собравшихся все-таки нашелся один народный избранник, у кого этот законопроект не вызвал вопросов. «Правительство хочет на себя взять эту ответственность вместе с полномочиями, я считаю, это нужно поддержать. Я не вижу в этом ничего крамольного и страшного. Абсолютно. Следующим этапом должна стать концепция», - заявил он.

В итоге решили, что законопроект будут обсуждать в рамках профильного комитета, а также на фракциях. А правительство области озадачили вопросом графика присоединения и «прозрачных критериев» очередности оставшихся «вне закона» районов, которые Чурин пообещал представить к четвергу, 16 декабря, когда будет заседание комитета Заксобрания.

Читайте по теме Слияние Водоканалов
Кировские власти вернулись к «слиянию водоканалов»
К «слиянию водоканалов» могут вернуться в феврале
Стало известно, как голосовали депутаты по водоканальному закону
Комментарии (35)К последнему
Гость_Кировчанка | 14 декабря 2021, 07:52 #
Руки прочь от областного центра, это вопросы местного значения, полномочия городского округа
Гость_Дед мопед | 16 декабря 2021, 23:55 #
Дык, физике и лирики. и шта? ... "Быть или не быть...Вот в чом вопрос!...
Гость_Алекс | 14 декабря 2021, 08:10 #
Все,что не делается у нас-все к худшему ... К лучшему-только доход елиты!
Комментарии закрыты в связи с истечением срока актуальности материала
Читайте в СМИ